27.10.2018

Люди всего мира смоделировали мораль для беспилотных автомобилей

Главным принципом для автопилота признано спасение детской коляски или ребенка, а меньше всего оценили на дороге жизнь кошки

Люди всего мира смоделировали мораль для беспилотных автомобилей

Медиалаборатория Технологического института Массачусетса завершило двухлетний эксперимент на базе онлайн-платформы Moral Machine, который был призван разработать основные моральные установки для систем автономного вождения. В исследовании приняли участие более двух миллионов человек со всего мира, которые помогли смоделировать более 40 млн решений для 13 различных дорожных ситуаций. Цинично говоря, люди подсказали машинам, кого давить в случае неизбежной аварии, а кем жертвовать нельзя.

Само исследование с моральной точки зрения способно как минимум поставить в тупик, но подобные решения периодически приходится принимать многим водителям, пусть и не всегда с однозначно трагичным исходом. Респондентам из 233 стран мира предлагалось оценить, что важнее: жизнь человека или животного, взрослого или ребенка, молодого или пожилого, беременной женщины или небеременной, пассажиров машины или пешеходов, человека с высоким или низким социальным статусом, законопослушного участника дорожного движения, нарушителя или даже преступника. Приходилось даже делать выбор между физическими комплекциями и профессиями. Не все признаки из теста можно определить на глаз при реальной дорожной ситуации, автопилоты пока и вовсе не умеют различать даже очевидные характеристики.

Исследование дало ответ не только на изначальный технический вопрос для автономных систем, но и раскрыло этические принципы настоящих участников дорожного движения — людей. Большинство из них предсказуемы: жизнь человека дороже жизни животного, дети важнее взрослых, спасение молодых предпочтительнее. Однако тут есть свои нюансы. Например, большинство предлагало объехать собаку и вместо нее сбить преступника, а вот кошку «спасли» меньше всего респондентов. Религиозные участники опроса чаще были готовы пожертвовать животными ради людей. Жизнь старика или старушки оказалась менее важной, чем жизнь бездомного. И пешеходов большинство старалось сберечь больше, чем пассажиров автомобиля.

По географическому принципу было выделено три культорологических региона. Западный включил Северную Америку и европейские страны, религия — протестанты, католики, православные. Восточный регион — Япония, Тайвань, Индонезия, Пакистан, Саудовская Аравия; конфуцианство и мусульманство. Южный регион — Латинская Америка и страны под французским влиянием. В восточных регионах жизнь пожилого человека оказалась важнее жизни молодого, в отличие от южных. Также в южном кластере заметный приоритет был отдан жизням женщин и худых людей. Однако если речь идет о спасении мужчины-доктора, то ему отдают больше предпочтения, чем женщине-врачу.

Карта исследования Moral Machine

Карта исследования Moral Machine

В России проводилось подобное исследование, правда, значительно менее масштабное. В эксперименте разработчиков беспилотного грузового автомобиля на базе «Камаза» приняли участие 1384 респондента, среди которых 74% были мужчинами до 30 лет. Большинство участников эксперимента предпочли спасти жизнь выбежавшего на дорогу человека, отправив машину с пассажирами в кювет.

Системы автономного вождения технически уже практически готовы у большинства автопроизводителей, однако их применение на дорогах общего пользования нелегитимно. Основная причина — недостающая законодательная база, которой не хватает в том числе этических норм поведения автопилотов. Тем не менее, более 70% европейских водителей считают, что машины уже способны управлять собой самостоятельно. Для опровержения этого опасного заблуждения Европейская комиссия по проведению независимых краш-тестов Euro NCAP провела серию испытаний, которые доказали, что полноценных автопилотов у автомобилей пока еще нет.


Подпишись на канал 4r.ru в Яндекс.Дзен

Подписаться
Поделиться ссылкой
Мы в соцсетях:
Читать о:
Бюджет
Тип кузова