Desktop [1320] Ipad [990] Tablet [660] Mobile [100%]
19.09.2018

Электрокары: несмотря ни на что

Массовый переход на электрокары неизбежен, однако мир сопротивляется ему изо всех сил. Что идет не так — разбирался 4r.ru.

электрокары

Фото: автопроизводители

Мы уверовали в неизбежную повсеместную электрификацию автомобилей в самом ближайшем будущем. Однако в демонстративно восторженных проектах чуется подвох. Крупные концерны жалуются на завышенную стоимость разработок, государства упрекают автопроизводителей в слабой собственной мотивации и сворачивают программы поддержки электрокаров, городскую инфраструктуру развивают медленно, технологических рывков пока не дождались. Да достаточно взглянуть на сомнительную внешность машин на батарейках, чтобы заподозрить, что дизайнеры и инженеры делают их из-под палки.

Это дороже, чем мы ожидали!

Вот, скажем, Volkswagen AG высказывается об «электричках» страдальчески. Немецкий концерн еще расхлебывает последствия «дизельгейта» — фальсификации показателей вредных выбросов своих автомобилей, которая привела к огромным штрафам и отзывным кампаниям во многих странах и «задымила» репутацию компании. Раз не вышло с экологическими дизелями, да еще с такой скандальной подоплекой, автогигант придумал новую стратегию — предложить электрическую модификацию каждой своей модели Electric for all. И вот недавно немцы скорбно заявили Bloomberg, что разработка и продажа машин на батареях «будет стоить больше, чем ожидалось».

Зарядная станция Volkswagen

Зарядная станция Volkswagen

Первоначально VW выделил на электрификацию модельного ряда 20 млрд евро. Теперь глава концерна Герберт Дисс говорит, что этой суммы недостаточно, и новые расчеты знают, видимо, только его бухгалтеры.

Пожаловался на тяжкую жизнь и Mercedes-Benz. Компания из Штутгарта признала, что расходы на разработку электромобилей оказались рекордными. Усложняет и удорожает работу также необходимость соответствовать новым, более жестким требованиям к расчету вредных выбросов по циклу WLTP. У Mercedes-Benz пару недель назад даже случился несолидный казус: представляя свой первый электрический кроссовер EQC, немецкая компания несколько раз уточняла его запас хода и в результате привела только данные по устаревшей и значительно менее строгой системе NEDC, которые, впрочем, тоже оказались не выше среднего.

Mercedes-Benz EQC

Mercedes-Benz EQC

В любом случае теми 10 млрд евро, которые Mercedes-Benz выделил на разработку десяти полностью электрических автомобилей к 2022 году, не обойдется — инвестиции придется увеличивать.

Бархатная революция

Запас хода не единственный технологический «затык» в развитии электротранспорта — инженерам пока не удалось ни хоть сколько-нибудь сократить время зарядки, ни сделать силовую установку компактнее и легче, ни придумать что-то радикально новое. Все топчутся несколько лет вокруг одних и тех же показателей. Премиальный электрокроссовер, отключившись от розетки, может проехать около 300−450 км, немногим больше — компактные и доступные городские хэтчбеки и седаны. Полная зарядка любого электромобиля, будь то Chevrolet или Audi, занимает 8−9 часов от домашней сети и примерно полчаса на так называемых зарядочных станциях Supercharger — до 80%. При этом высокомощную зарядку категорически не рекомендуется использовать слишком часто. Динамика разгона у электрических автомобилей неплоха, однако ею нельзя злоупотреблять, а то машина слишком быстро разрядится.

Volkswagen MEB

Volkswagen MEB

Volkswagen буквально на днях представил серийную модульную платформу MEB, на которой собирается массово строить электрокары самых разных габаритов и классов, по аналогии с MQB для топливных машин. Но и тут никаких революций, та же самая схема, что и у других производителей, разве что больше унификационных деталей для адаптации к различным типам кузова и техническим особенностям.

Audi e-tron

Audi e-tron

Все инновации в электрокарах ограничиваются локальными «фишками». Например, у Audi e-tron это хитрая рекуперативная система с электрогидравлическими тормозами, которая позволяет сэкономить до трети пробега и имитирует привычное для водителя машин с ДВС замедление или встроенный транспондер для проезда по платным дорогам. Первая модель из линейки Mercedes-Benz EQ получила продвинутую систему голосового управления, которая активируется обращением «Hey Mercedes» и способна не просто выполнять команды, но и вести с водителем светскую беседу.

Audi e-tron

Audi e-tron

Конец поблажкам

В свою очередь правительства разных стран считают, что меры поддержки производства электрокаров и стимулирования покупательского спроса на них необходимо сокращать. Многие государства уже приступили к «репрессиям». Прилично обоснование звучит так: у автокомпаний в вольготных условиях остается маловато мотивации на собственное стимулирование продаж и поиск инновационных решений. Но на деле власти Европы и США со своей помощью электрификации автопрома попали в замкнутый круг: чем больше льгот, тем больше людей покупают электромобили, и тем больше государству приходится оплачивать их налоги и пошлины.

Фото: cleantechnica.com

Фото: cleantechnica.com

Поэтому последние несколько лет наблюдается тенденция по затягиванию гаек. В Дании с 2015 года ставка транспортного налога на EV выросла 0% до 20%, в планах — уравнять ее с налогом на машины с традиционными двигателями внутреннего сгорания в период с 2019 по 2022 год. Гонконг в 2017 году отменил налоговые льготы при покупке электрокара в размере 55 тысяч долларов. Норвегия, которая избаловала покупателей электрокаров многочисленными бонусами и субсидиями вплоть до бесплатных парковок и возможности ездить по выделенным полосам для общественного транспорта, планируют вскоре облагать их НДС. В 2020 году также завершится программа субсидирования электрокаров в Южной Корее.

Фото: adme.ru

Фото: adme.ru

В США также урезают субсидии в разных штатах. К тому же по местному закону льготы и скидки для автопроизводителей и, соответственно, покупателей электрокаров действуют только на первые 200 тысяч проданных машин, а затем они начинают сокращаться в геометрической прогрессии. Этот лимит уже в ближайшее время исчерпают Tesla, General Motors и другие концерны.

Tesla Supercharged

Tesla Supercharged

А результат отмены льгот везде одинаков: без дополнительных стимулов продажи электрокаров резко снижаются. Что-то стараются делать сами автопроизводители, предлагая бесплатные зарядные станции, как Tesla, или сертификат на 1000 кВт⋅ч, как Audi. Но тот же интегрированный транспондер в e-tron для проезда по платным дорогам необходимо оплачивать самому владельцу.

Российская альтернатива — баллоны

В нашей стране электрокарам и вовсе не дают никаких поблажек, разве что в некоторых крупных городах не нужно платить за их парковку. Российские власти предпочитают субсидировать развитие газомоторного транспорта — на метане или пропан-бутане. И это логично: собственных электромобилей у нас практически нет (Lada Ellada не в счет), а автоимпорт, как мы видим в последние годы, стараются «задавить» локальной сборкой. А без льгот, скидок и налоговых послаблений мало кто из россиян купит компактный городской хэтчбек за 3 750 000 рублей, будь это даже BMW i3. Да за эти деньги можно взять кроссовер Х4! Субкомпакт Mitsubishi i-MiEV при нулевых ввозных пошлинах, которые действовали как экспериментальная мера в 2014 году, стоил аж миллион рублей.

Фото: bmwblog.com

Фото: bmwblog.com

Климат, опять же, не способствует распространению машин на батарейках. Нет у российского правительства и желания вкладываться в развитие инфраструктуры. При этом для выпуска и разработки машин с баллонами имеется и производственная база, и сеть заправок, и специалисты.

Любопытно, что весной 2018 года аналитическое агентство «Автостат» зафиксировало резкий подъем продаж подержанных электромобилей. Дело было в том, что в Японии вышло новое поколение Nissan Leaf, и на Дальний Восток хлынули праворукие б/у Nissan Leaf, подешевевшие на родине. Это говорит о том, что все же снижение цены способно привлечь интерес к электрокарам даже у нас. Кстати, новый Leaf сертифицировали для России, однако сведений о начале официальных продаж этого электрокара у нас пока нет.

Инфраструктура — все еще в будущем

В России на электрокаре далеко от Москвы или Казани не отъедешь, однако и в «электрифицированных» странах с инфраструктурой для EV все еще не так радужно. Хотя автопроизводители стараются, объединяются друг с другом и с электросетевыми компаниями для расширения сети зарядных станций. Но до города будущего, в котором электрокары мило стоят в очереди на зарядку, обмениваясь новостями о погоде, пока владельцы пьют кофе на бизнес-встрече, все еще далеко.

Крупный европейский онлайн-сервис по бронированию жилья Spotahome проанализировал 89 мегаполисов, чтобы выявить город с самой лучшей инфраструктурой для «зеленых» автомобилей — им оказался Лондон. Причем в ближайшее время в британской столице планируется построить еще 100 быстрозарядных станций. В тройке лидеров также голландские Амстердам и Роттердам. Столица Норвегии Осло, несмотря на мощную поддержку электротранспорта, по инфраструктуре отстает и занимает лишь четвертое место. Из американских городов в топ-10 попал только Нью-Йорк.

Электрическая неизбежность

Автопроизводители стонут, но все же бодро и пунктуально рапортуют о своих новых электрических машинах, следуя стратегии по массовой электрификации. Ведь ничего не поделаешь: электрокары необходимы. Вместо пряника с субсидиями правительства скоро возьмут в руки кнут побольше — экологические нормы в Европе ужесточат еще на 20% уже к 2025 году. Требует машины без выхлопа и Китай, задыхающийся в угарном газе, а это, на минуточку, крупнейший авторынок в мире. Ну и цены на бензин не забывают расти.

К счастью, последние новинки на электротяге, кажется, стали похожи на автомобили, а не на футуристичные унылые капсулы. Наверно, автомобильные специалисты, сняв со стены постеры с шедевральными V8, попробовали вдохнуть душу в проекты EV. Например, в Audi поступили очень верно, сделав e-tron нарочито похожим на обычные машины линейки, с привычным салоном и знакомым интерфейсом. На его фоне BMW iNEXT (к счастью, пока не серийный) кажется монстром из фильма про захват планеты инопланетянами. Спорткары типа Tesla и так были хороши, но с кроссоверами и хэтчбеками у автопроизводителей явно случилось какое-то нервное расстройство: еще один неудачный пример — это Mercedes-Benz EQC.

Kia e-Niro

Kia e-Niro

Нынешний сентябрь оказался богатым на премьеры электрических кроссоверов премиум-класса с различными технологическими инновациями. Однако всем им утер нос вседорожник на электротяге от Kia. Корейцы представили e-Niro, который может проехать на одной зарядке 485 км, а в городском цикле — аж 615. И это один из лучших показателей на рынке.



Подпишись на канал 4r.ru в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии
Написать
Поделиться ссылкой