07.10.2018

История прародителя «Фокуса» - Ford Model T (1908-1927 гг.)

В сентябре cамый известный в мире автомобиль, эпохальный Ford Model T, празднует 110-летие, а его потомок-бестселлер Focus тем временем разменял третий десяток.

История прародителя Фокуса - Ford Model T (1908-1927 гг.)

Фото: Ford

Небо не всегда бывает синим, трава зеленой, а песок желтым. Вот и не все Ford T были черными. Изобретатель автомобильного конвейера Генри Форд не увлекался черной магией, не страдал дальтонизмом и перед запуском легендарной модели пробовал разные краски. Черная сохла быстрее других, это ускоряло поточное производство и стало главным аргументом в пользу вороного колера. Но через пару-тройку лет после дебюта модель обрела и другие цвета.

У Model T было огромное количество версий, в том числе и совсем экзотичные вроде микроавтобуса или тягача.

Первый экземпляр Ford T вышел 24 сентября 1908 года на заводе в Детройте. Последний сделали 25 мая 1927 года, и даже странно, что не покрасили в золотой — как символ принесенной прибыли.

Сам Генри Форд, которому на момент дебюта Model T было 45 лет, не считал зазорным ездить на своем ультрабюджетном детище.

Сам Генри Форд, которому на момент дебюта Model T было 45 лет, не считал зазорным ездить на своем ультрабюджетном детище.

Т-образный

Первый многотиражный автомобиль по Форду задумывался неким оптимумом. Упрощенный для сборки, долговечный и ремонтопригодный, легкий — массой всего 880 кг, достаточно мощный, быстрый — с максимальной скоростью 72 км/ч и комфортный.

Нехитрая основа модели: два швеллера соединены выгнутыми поперечинами, к последним крепились поперечные же рессоры. Клиренс составлял внушительные 250 мм: в начале прошлого века в Америке насчитывалось уже два миллиона миль дорог, но лишь 7% из них ухоженных. На раме стоял кузов с деревянным каркасом, обшитый металлом, — закрытый или открытый.

Простота сборки позволила установить низкие цены.

Простота сборки позволила установить низкие цены.

Простота конструкции не означала ее примитивность. Тормоза, например, стояли только на задней оси. Зато 2,9-литровый 4-цилиндровый 22-сильный двигатель с увеличенной степенью сжатия впервые имел не составной блок, а цельнолитой с отдельной съемной головкой. Система смазки с разбрызгиванием и охлаждение без насоса применялись и на более дорогих моделях.

Двухступенчатая планетарная коробка переключалась прогрессивно — педалями и рычагом. Кстати, органы управления своим детищем Форд организовал без оглядки на конкурентов, с расчетом на удобство и в угоду все той же технологии массового производства. Поначалу водить Model T считалось особым умением. Дроссель регулировался рычажком. Рычаг передач служил одновременно для блокировки ручного тормоза, педалью сцепления приходилось ловить нейтраль, а соседняя включала задний ход. Электрический стартер появился лишь спустя десятилетие от начала производства. Первые владельцы обходились рукояткой «кривого».

Model T трудился даже в американской полиции.

Model T трудился даже в американской полиции.

Мили миллионов

Дебют Model T состоялся на автосалоне в Нью-Йорке и вызвал огромный интерес публики. Сказывалась скромная автомобилизация страны — одна машина на 800 человек. А новый Ford оказался доступным! Совет директоров компании предполагал, что машина должна стоить в рамках $2500−5000, но Форд не без труда отвоевал ценники $850 за базовый вариант и $825 за открытый. А в 1911 году, когда фирма предлагала уже шесть модификаций, стартовую цену еще и снизили до $590 за двухместную открытую версию Torpedo.

Оглушительный успех! За первый год производства продали сразу 10 067 экземпляров. С появлением T распространились такси и фуд-траки. Вдобавок машины использовали как кемперы, тракторы, локомотивы и стационарные силовые установки.

На повсеместном бездорожье Ford T творил чудеса проходимости. И действительно оказался надежным. Вот так Ford Model T поставил Америку на колеса. В год его дебюта парк насчитывал 200 тыс. автомобилей, а через пятилетку уже миллион. Модель стала и первой глобальной, завоевала другие страны — от Финляндии до Египта. Общий тираж «Жестяной Лиззи», как прозвали ее владельцы, — 15 000 000. Рекорд побил лишь Volkswagen Beetle в 70-х, но это уже другая история.

Сейчас по всему миру насчитывается примерно 30 000 экземпляров Model Т.

Сейчас по всему миру насчитывается примерно 30 000 экземпляров Model Т.

Фокусы продолжаются

Ford Focus, наследника модели Escort, представили в Европе в 1998 году. Благодаря стилю New Edge он получился очень ярким, вдобавок установив новую планку уровня ходовых качеств для сегмента «С». Производство наладили в немецком Саарлуисе, позже в Америке, Мексике, Тайване. В 2002-м началась сборка и в России, где Focus целых семь лет был самым продаваемым зарубежным автомобилем. В 1999 году тираж составил уже 100 тыс., и новичок заменил Escort на чемпионате WRC. 2002-й — появились форсированные версии SVT для Америки и ST170 для Европы.

Ford Focus стал для «голубого овала» автомобилем не менее знаковым и эпохальным, чем легендарный Model T.

Ford Focus стал для «голубого овала» автомобилем не менее знаковым и эпохальным, чем легендарный Model T.

2004-й — тираж 2 млн, дебют второго поколения. 2006-й — купе-кабриолет совместной разработки с ателье Pininfarina. 2009-й — яростная версия RS. 2010-й — тираж в 9,2 млн и очередная смена поколений. Эксперты и автовладельцы по достоинству оценили ходовые качества нового автомобиля. В прошлом году на заводе во Всеволожске выпустили 750-тысячный Focus — универсал SW в комплектации Titanium с двигателем EcoBoost (1,5 л, 150 л.с.) и 6-ступенчатой АКП.



Подпишись на канал 4r.ru в Яндекс.Дзен

Подписаться
Поделиться ссылкой
Мы в соцсетях:
Читать о:
Бюджет
Тип кузова
Статьи Почему в Японии популярны маленькие автомобили? Почему в Японии популярны маленькие автомобили? Статьи Как вернуть деньги за предоплаченную парковку? Как вернуть деньги за предоплаченную парковку?