История прародителя «Фокуса» — Ford Model T (1908-1927 гг.)

07.10.2018
0

В сентябре cамый известный в мире автомобиль, эпохальный Ford Model T, празднует 110-летие, а его потомок-бестселлер Focus тем временем разменял третий десяток.

История прародителя Фокуса - Ford Model T (1908-1927 гг.)

Фото: Ford

Небо не всегда бывает синим, трава зеленой, а песок желтым. Вот и не все Ford T были черными. Изобретатель автомобильного конвейера Генри Форд не увлекался черной магией, не страдал дальтонизмом и перед запуском легендарной модели пробовал разные краски. Черная сохла быстрее других, это ускоряло поточное производство и стало главным аргументом в пользу вороного колера. Но через пару-тройку лет после дебюта модель обрела и другие цвета.

У Model T было огромное количество версий, в том числе и совсем экзотичные вроде микроавтобуса или тягача.

Первый экземпляр Ford T вышел 24 сентября 1908 года на заводе в Детройте. Последний сделали 25 мая 1927 года, и даже странно, что не покрасили в золотой — как символ принесенной прибыли. 

Сам Генри Форд, которому на мом&...

Сам Генри Форд, которому на момент дебюта Model T было 45 лет, не считал зазорным ездить на своем ультрабюджетном детище.

Т-образный

Первый многотиражный автомобиль по Форду задумывался неким оптимумом. Упрощенный для сборки, долговечный и ремонтопригодный, легкий – массой всего 880 кг, достаточно мощный, быстрый – с максимальной скоростью 72 км/ч и комфортный. 

Нехитрая основа модели: два швеллера соединены выгнутыми поперечинами, к последним крепились поперечные же рессоры. Клиренс составлял внушительные 250 мм: в начале прошлого века в Америке насчитывалось уже два миллиона миль дорог, но лишь 7% из них ухоженных. На раме стоял кузов с деревянным каркасом, обшитый металлом, — закрытый или открытый. 

Простота сборки позволила уст&#...

Простота сборки позволила установить низкие цены.

Простота конструкции не означала ее примитивность. Тормоза, например, стояли только на задней оси. Зато 2,9-литровый 4-цилиндровый 22-сильный двигатель с увеличенной степенью сжатия впервые имел не составной блок, а цельнолитой с отдельной съемной головкой. Система смазки с разбрызгиванием и охлаждение без насоса применялись и на более дорогих моделях.

Двухступенчатая планетарная коробка переключалась прогрессивно – педалями и рычагом. Кстати, органы управления своим детищем Форд организовал без оглядки на конкурентов, с расчетом на удобство и в угоду все той же технологии массового производства. Поначалу водить Model T считалось особым умением. Дроссель регулировался рычажком. Рычаг передач служил одновременно для блокировки ручного тормоза, педалью сцепления приходилось ловить нейтраль, а соседняя включала задний ход. Электрический стартер появился лишь спустя десятилетие от начала производства. Первые владельцы обходились рукояткой «кривого». 

Model T трудился даже в американскl...

Model T трудился даже в американской полиции.

Мили миллионов 

Дебют Model T состоялся на автосалоне в Нью-Йорке и вызвал огромный интерес публики. Сказывалась скромная автомобилизация страны – одна машина на 800 человек. А новый Ford оказался доступным! Совет директоров компании предполагал, что машина должна стоить в рамках $2500–5000, но Форд не без труда отвоевал ценники $850 за базовый вариант и $825 за открытый. А в 1911 году, когда фирма предлагала уже шесть модификаций, стартовую цену еще и снизили до $590 за двухместную открытую версию Torpedo. 

Оглушительный успех! За первый год производства продали сразу 10 067 экземпляров. С появлением T распространились такси и фуд-траки. Вдобавок машины использовали как кемперы, тракторы, локомотивы и стационарные силовые установки.

На повсеместном бездорожье Ford T творил чудеса проходимости. И действительно оказался надежным. Вот так Ford Model T поставил Америку на колеса. В год его дебюта парк насчитывал 200 тыс. автомобилей, а через пятилетку уже миллион. Модель стала и первой глобальной, завоевала другие страны – от Финляндии до Египта. Общий тираж «Жестяной Лиззи», как прозвали ее владельцы, – 15 000 000. Рекорд побил лишь Volkswagen Beetle в 70-х, но это уже другая история.

Сейчас по всему миру насчитыk...

Сейчас по всему миру насчитывается примерно 30 000 экземпляров Model Т.

Фокусы продолжаются

Ford Focus, наследника модели Escort, представили в Европе в 1998 году. Благодаря стилю New Edge он получился очень ярким, вдобавок установив новую планку уровня ходовых качеств для сегмента «С». Производство наладили в немецком Саарлуисе, позже в Америке, Мексике, Тайване. В 2002-м началась сборка и в России, где Focus целых семь лет был самым продаваемым зарубежным автомобилем. В 1999 году тираж составил уже 100 тыс., и новичок заменил Escort на чемпионате WRC. 2002-й – появились форсированные версии SVT для Америки и ST170 для Европы. 

Ford Focus стал для «голубого овала» автомобилем не менее знаковым и эпохальным, чем легендарный Model T.

2004-й – тираж 2 млн, дебют второго поколения. 2006-й – купе-кабриолет совместной разработки с ателье Pininfarina. 2009-й – яростная версия RS. 2010-й – тираж в 9,2 млн и очередная смена поколений. Эксперты и автовладельцы по достоинству оценили ходовые качества нового автомобиля. В прошлом году на заводе во Всеволожске выпустили 750-тысячный Focus — универсал SW в комплектации Titanium с двигателем EcoBoost (1,5 л, 150 л.с.) и 6-ступенчатой АКП.