На чужих колесах, или Какие существуют альтернативы каршерингу?

10.10.2018
0

Не любите общественный транспорт? 4R.ru уже рассказывал про каршеринг — краткосрочную аренду машины с поминутной оплатой. Теперь рассмотрим другие возможности передвижения на чужом автомобиле без крупных вложений.

На чужих колесах, или Какие существуют альтернативы каршерингу?

Фото: pxhere.com

Такси

Такси — один из самых первых способов совершать короткие поездки. Некоторые историки говорят, что этот вид транспорта появился еще в Римской Империи. Сейчас же — по исследованиям аналитического центра при Правительстве РФ на конец 2017 года — в России в среднем на 1000 человек приходится 2,78 официальных такси (в Москве — 7,36, в Санкт-Петербурге — 7,32) и действуют 466 683 разрешения, к которым можно добавить еще около 82 000 нелегалов. Впрочем, количество «бомбил» с каждым годом сокращается, поскольку почти все теперь пользуются мобильными приложениями для вызова такси. Для того же, чтобы получать подобные вызовы автомобиль и водитель должны быть зарегистрированы у оператора и иметь лицензию.

Большинство компаний имеют свой автопарк с машинами, окрашенными или обклеенными в корпоративные цвета. Они могут содержать свой штат водителей или сдавать машины в аренду любому желающему, соответствующему минимальному набору критериев: возрасту, стажу и знанию языка. Также бывают и частники, получившие лицензию перевозчика, подключенные к одному или нескольким операторам и выплачивающие процент от заказа.

Как пользоваться?

Главным инструментом для пользователей такси стали мобильные приложения разных операторов. Таким образом, если хочется пользоваться услугами разных компаний, то придется установить несколько программ. С их помощью определяется геолокация будущего пассажира, ближайший принявший заказ автомобиль и предварительная стоимость поездки до конечной точки. Подтверждайте заказ и ждите автомобиль, определить текущее местоположение которого также поможет приложение. Оплачивать поездку можно как наличными, так и с помощью банковской карты, если в машине есть терминал или у оператора зафиксирован счет для списания денег.

В крупных городах появились приложения-агрегаторы, которые сравнивают цены разных операторов такси и позволяют пассажиру выбрать самый лучший вариант. Но во многих небольших населенных пунктах все еще популярен вызов машины по телефону.

Тарифы

Стоимость поездки зависит от политики компании-агрегатора или владельца машины, которая учитывает время и маршрут передвижения, а также класс автомобиля. Существуют специальные тарифы на час-пик, для заказов в ночное время и поездок до аэропортов и вокзалов. В разное время суток учитываются разные параметры: продолжительность поездки, километраж или и то, и другое вместе. Многие перевозчики, особенно в крупных городах, ввели небольшой сбор за подачу такси — от 50 до 150 рублей.

В Москве средняя поездка на такси стоит 450 рублей, а каждый километр обходится в 40 рублей. В Санкт-Петербурге средний чек по поездкам — 330 рублей, в Екатеринбурге — 156 рублей.
Примерные цены на маршруты такси
Компания Москва, Марьино-Очаково, 22 км, руб. Москва, Марьино — МО, Видное, 38 км, руб. Санкт-Петербург, Лиговский — Пригородный, 41 км, руб. Екатеринбург, Ленинский р-н — Октябрьский р-н, 20 км, руб.
Gett Эконом+ 447 855 553 391
Maxim 618 806 583 258
Везёт/Рутакси 610 785 725 320
Старое такси 775 1279 1111 643
Яндекс Такси 515 815 706 263

Плюсы и минусы такси
Достоинства Недостатки
Не нужно искать машину, она сама подъедет к пассажиру На ожидание такси может уйти какое-то время
Можно заказать подачу машины заранее и на определенное время Водители не всегда находят адрес
Не нужно думать о парковке Часто окончательная цена поездки превышает объявленную при заказе
Официальные машины такси могут ездить по полосам для общественного транспорта Присутствие в машине постороннего человека — водителя
Не нужно иметь водительское удостоверение Из-за несоблюдения режима отдыха водителями снижается безопасность поездок
Можно позволить себе спиртное В такси редко можно выбирать машины

Райдшеринг и карпулинг — сервисы по поиску попутчиков

Суть таких перемещений заложена в переводе этих англоязычных терминов — «делится поездкой» и «объединяться в машине». Идея этих сервисов состоит в том, чтобы ради совершить совместную дальнюю поездку. В результате водитель получает компенсацию за топливо, а пассажиры один из самых дешевых способов добраться из одного города в другой.

Как пользоваться?

Сейчас в России самой крупной компанией райдшеринга является BlaBlaCar, которая объединила данные о тысячах водителей, пассажиров и поездок. В удобном приложении, помимо маршрута, даты и времени поездки, можно подобрать наиболее подходящего водителя (на основе его анкетных данных), а также почитать отзывы о нем и договориться о точке старта. Правда, из-за хорошей востребованности сервиса в системе появилось много обычных перевозчиков, которые на микроавтобусах развозят людей по выбранному направлению.

Тарифы

Сервисы не указывают цены — все расчеты строятся на договоренностях между участниками, так же как и способ оплаты. В среднем междугородние поездки выходят дешевле даже маршрутных автобусов, а стоимость их уже устаканилась.

Примерные цены на BlaBlaCar
Маршрут Стоимость, руб.
Москва–Санкт-Петербург 800
Москва–Сочи 3000
Екатеринбург–Челябинск 300
Владивосток–Хабаровск 1200
Владивосток–Москва 10 000

Приложения «Подвезу», «Довезу», «ВПути» имеют очень похожий функционал, но при этом помогают найти не только водителя, но и пассажира, а также объединяться с попутчиками по интересам.
Плюсы и минусы сервиса по поиску попутчиков
Достоинства Недостатки

Один из самых дешевых способов перемещения на большие расстояния

Не всегда в пути попадается приятная компания

Можно подобрать удобное время и место выезда

По редким направлениям нужно искать попутчиков за несколько дней или даже недель до поездки

Часто водители довозят «до подъезда» в конечной точке

Перевозчики никак не контролируются и не лицензируются, поэтому пассажиры несут все риски поездки с незнакомым водителем

«Народный» каршеринг и аренда

Систему краткосрочной сдачи в аренду личных автомобилей на Западе называют P2P — «peer-to-peer» (от частного лица — частному лицу). По идее, она должна приносить пользу всем: автовладелец получает дополнительный доход от своей машины, пользователь передвигается на транспортном средстве без вложений в него, в городе снижается трафик, освобождаются парковочные места. Но сложности в регулировании вопросов ответственности, ограничения в территории и времени и другие нюансы пока сдерживают развитие сервиса. Хотя его популярность постоянно растет.

Как пользоваться?

В России лидером по поиску свободных машин и их пользователей является компания Rent-a-Ride, которая позиционирует свою деятельность как «аренда автомобиля без водителя». Поиск и общение с владельцами транспортных средств происходит на сайте или в мобильном приложении. В основном они предоставляют свои машины на сутки и более, либо для довольно длительных путешествий. По условиям сервиса собственник должен иметь либо открытый полис ОСАГО, либо вписать в свою страховку клиента (то же самое касается и каско). Застраховать машину на короткий срок может и сам арендатор за дополнительные деньги. Аналогичные услуги предоставляют сервисы UseMyCar и Darenta.

Тарифы

На активной сдаче в аренду машина может приносить до 10% своей стоимости ежемесячно. Например, если сдавать Kia Rio за 1500 рублей в сутки, то в месяц она принесет 45 000. Пользователи же подобных сервисов платят в зависимости от класса автомобиля. Потрепанные «Жигули» можно арендовать за 800 рублей в сутки, свежие бюджетные Kia Rio, Huyndai Solaris или Volkswagen Polo — до 1 500 рублей, бизнес-класс — 4 500 рублей в день, спорткары — от 15 000 рублей, а, например, Ferrari California стоит 55 000 рублей в сутки.

Плюсы и минусы «народного» каршеринга
Достоинства Недостатки

Дешевле, чем каршеринг

Для собственников — риск отдавать автомобиль незнакомым людям

Оформление проще, чем в случае обычной аренды

Для арендаторов — риск ответственности за чужой автомобиль

Большой выбор автомобилей

***

Как перемещаться по городу или между городами каждый принимает решение сам, на основе своих возможностей, желаний и предпочтений. Но если раньше они были ограничены, то современные технологии предоставляют большое количество вариантов и персонализации, и кооперации. Для кого-то важна дешевизна, для кого-то безопасность, третьи выбирают приватность без финансовых отягощений. Главное не забывать, что за любым сервисом находятся такие же обычные люди, а любое партнерство подразумевает честность и уважение. Если их не соблюдать, то никакие сайты и приложения работать не будут.