Что писали о советских автомобилях в зарубежной прессе?

23.10.2018
0

Если вы думаете, что во времена СССР наших автомобилей в Европе не было, вы ошибаетесь. Были, и не так мало! 4R.ru вспоминает, как отзывались зарубежные издания о советской технике.

Что писали о советских автомобилях в зарубежной прессе?

Фото: автопроизводители; зарубежные издания

Недавно мы рассказывали, как воспринимают новые модели Lada в современной Европе. Теперь поговорим о советском автопроме. Вопреки стереотипам, СССР вел весьма активные поставки автомобилей за границу, этим занималось специально созданное предприятие «Автоэкспорт». И это — в те времена, когда для самих советских граждан любой автомобиль был недоступной роскошью! Как же воспринимали наши автомобили «у них»? Оказывается, весьма неоднозначно! 4R.ru приводит выдержки из статей автомобильной зарубежной прессы тех времен.

Der Spiegel (ФРГ)

«Москвич 408», 1967 год

Русские, которым самим не хватает автомобилей, хотят продавать их западным немцам, у которых изобилие машин, сходящих с конвейера; они словно льются через край.

«Мы никого не хотим завоевывать», — заявил во Франкфурте вице-президент московского государственного предприятия «Автоэкспорт» Иван Александрович Панкратов, — «мы хотим постепенно выстраивать в Западной Германии надежный автомобильный бизнес». Начиная со следующего месяца, западные немцы смогут купить одну модель — «Москвич 408». Автомобиль, чей «прадедушка» 21 год назад был вывезен русскими из Германии в качестве военного трофея.

В тот год на 59 грузовых вагонах русские отправили в Москву оборудование для производства Opel Kadett образца 1939 года, и до 1955 года выпускали его копию под названием «Москвич 400». Потом ему примерили новый кузов («Москвич 402»), вслед за которым уже в 1965 году последовала модель «Москвич 408».

Автомобиль с классическим жестким мостом, западным дизайном и 1,4-литровым четырехцилиндровым мотором (50 л. с., 125 км/ч) с водяным охлаждением более-менее успешно приносил валюту производителю. Русские отправили на экспорт примерно 40% от 80 000 «Москвичей», выпускаемых за один год. К настоящему моменту в страны Запада было поставлено 20 000 автомобилей, из них только в прошлом году 600 было отправлено в Англию, а 800 — во Францию.

Несмотря на цену в 6020 дойчемарок и технические недостатки трансмиссии без синхронизатора первой передачи, главный поставщик «Москвичей» Карл-Хайнц Штенферс надеется, что в среде западногерманских автомобилистов многие захотят купить советский автомобиль. По его словам, машина, которую он рекламирует как «автомобильную изюминку для ценителей» гарантирует «уникальный статус».

И действительно, украшенная сдвоенными фарами экспортная версия грубоватого советского автомобиля под названием Elite de Luxe предлагает немало: радио, ремни безопасности, сиденья с откидной спинкой, два зеркала заднего вида и жалюзи радиатора уже в базовой версии. Большой контур системы водяного охлаждения проектировался с расчетом на отрицательные температуры Сибири. Также «Москвич» обладает гарантией 10 000 км или 12 месяцев...

CAR (Великобритания)

ВАЗ-2105 (Lada Riva 1500 GLS), 1985 год

Lada напоминает о двух вещах: о том, как далеко ушел автомобильный дизайн с середины 60-х, и о Fiat 124, который лежит в основе этой машины — насколько же приятными были автомобили тогда! Ваз-2105 выглядит высоким и достаточно массивным по сравнению с современными моделями, и вы всегда будете думать о том, сколько же места сжирает переднемоторная заднеприводная компоновка...

Lada, которую мы протестировали, была оснащена 1,5-литровым двигателем с одним распредвалом - агрегатом, родственным «Фиату» из 60-х... Тем не менее, автомобиль способен набрать 150 км/ч, если ему дать время, и ездить целый день со скоростью 130 км/ч, не особо напрягаясь. С места ВАЗ разгоняется до 100 км/ч меньше чем за 15 секунд, что довольно быстро по сравнению с конкурентами (в сравнительном тесте также участвовали Citroen 2CV, Skoda Estelle Two и Reliant Rialto 2 — прим. автора). Но расход топлива составляет около 9-10 литров на 100 км, что не особенно хорошо для автомобиля таких размеров, мощности и вместимости. Хотя с этим жить можно, как и с самой машиной...

Рулевое управление нечеткое на прямой — руль очень «длинный»,  - но достаточно легкое. Автомобиль неисправимо склонен к сносам, но повороты проходит достаточно чисто и не отличается плохим поведением на мокром покрытии...

 «Лада» основательно спроектирована, но материалы — в первую очередь пластики на передней панели и другие детали отделки — весьма посредственные, а качество покраски и сварки и вовсе неудовлетворительное. Как и на «Фиатах» из 60-х годов, у автомобиля немало мест, где может скопиться влага, угрожающая его ресурсу. У «Лады» полностью отсутствует стиль (мы считаем, что ужасная квадратная решетка радиатора убивает любую надежду на него), но она выглядит невероятно рациональной.

Svět Motorů (ЧССР)

«Волга» ГАЗ-24, 1972 год

Наше желание более подробно познакомиться с новой «Волгой» исполнилось, когда в июне PZO Motokov дал нам один из этих автомобилей на кратковременный тест... Месячный опыт знакомства и почти 4000 пройденных километров, по сути, подтвердили то, что в прошлом году говорили представители советского «Автоэкспорта» на презентации нового автомобиля: модернизация «Волги» была разделена на несколько этапов, из них первый был ориентирован главным образом на усовершенствование кузова и отдельные улучшения силовой установки, опций и оснащения, однако почти неизменными остались детали шасси...

Как отмечали мы и подтвердили представители производителя, дальнейшее повышение пассивной безопасности следует ожидать лишь на следующих этапах модернизации этой модели. В нынешнем состоянии её есть, за что поругать. Взять хотя бы твердые края приборной панели или рычаг стояночного тормоза, находящийся вне зоны доступа водителя, пристегнутого ремнем безопасности. Добавьте к этому замок зажигания с ключом, который в случае лобового столкновения напрямую приходится в ваше колено... (Эта опасная конструктивная особенность не была устранена даже на последних «Волгах» ГАЗ-31105! — прим. автора).

Первое, чему нужно научиться, сев за руль — это правильно оценивать габариты. Удивительно, какой большой «Волга» кажется водителю, который ездил преимущественно на автомобилях компактного класса! Ведь она шире их на 20 см и примерно на 50 см длиннее. Площадь остекления достаточно большая, однако обзор — не самый лучший...

Холодный мотор прогревается достаточно быстро, а вот прогретый везет неохотно. Динамические характеристики автомобиля определяются его относительно большой массой: о динамичной езде можно забыть... Четырехступенчатая коробка передач относительно хорошо настроена, а передаточные числа неплохо подобраны, но первая, вторая и третья ступени могли бы быть подлиннее...

«Волга» ГАЗ-24 — единственный продукт данного класса на нашем рынке, если не считать небольшого числа автомобилей Tatra 603. Только благодаря ей, можно обеспечить необходимое обновление автомобилей таксопарков и социалистических организаций... Поэтому радостно, что автомобили «Волга», которые уже после открытия поставок в нашу страну в конце 50-х пользовались хорошей славой, дождались необходимой модернизации.

Der Spiegel (ФРГ)

ВАЗ-2101, 1974 год

Lada («милая» по-русски) — родом с берегов Волги — кажется высокой, стоит недорого и должна выполнить важную миссию. «Этим автомобилем Советы хотят доказать, что могут продавать что-то еще кроме природных ресурсов», — рассказывает дистрибьютор товаров с Востока и генеральных директор гамбургской компании Satra GmbH Франк Орбан. Подтверждение его слов — полунемецкий-полуитальянский автомобиль, который производят в Тольятти на заводе, спроектированном итальянским Fiat, и покупка которого советским гражданам обходится примерно в 20 000 марок.

Кузов и шасси «Жигули» — так называют эту предназначенную для экспорта машину в России — соответствуют Fiat 124. И даже двигатель (объем — 1,2 л, 60 л.с.) этого достаточно резвого по социалистическим меркам автомобиля имеет западные корни.

Из сотрудничества с Daimler-Benz и VW, начавшегося в конце 60-х и прерванного в дальнейшем, русские техники позаимствовали конструктивные решения, которые затем «фольксвагеновская» «дочка» Audi NSU использовала в бестселлере Audi 80. В «Ладе» появился немецкий мотор с верхним распределительным валом — технология, которая до этого в России не встречалась.

Однако в Германии автомобиль русских приняли холодно. Когда назначенный русскими поставщик, Satra GmbH, появился у «мамы» «Лады» — компании Fiat в Хайльбронне — об этой машине никто не хотел ничего слышать. Генеральный директор Вернер Перино наотрез отказался от предложения продавать автомобили с востока через дилеров итальянской компании. 

Отказ Перино от помощи имеет свои причины. Туринский Fiat 124 стоит 7890 дойчемарок, а 124-й с берегов Волги и с многочисленными опциями вроде сидений с раскладываемой спинкой и безопасными стеклами обойдется почти на 1000 марок дешевле...

Конечно, эксперты вообще сомневаются, сработает ли выгода в 1000 марок при покупке «остмобиля» (автомобиля с Востока — прим. автора) против итальянского оригинала. Ведь именно в этой ценовой категории идет довольно острая конкуренция, например, с VW Käfer («Жук»), Opel Kadett, Ford Escort и импортными автомобилями из Франции. И, несмотря на все усилия компании Satra,  сеть станций технического обслуживания  остается довольно скудной.

Поставщики обещают, что в долгосрочной перспективе особенно выиграют клиенты, которым важна экономичность. Толщина стального листа автомобиля один миллиметр (толщина стального листа в Западной Германии — лишь 0,8 мм), а усиленное основание кузова, а также подшипники колес, рассчитанные на плохие российские дороги, гарантируют высокую износостойкость автомобиля. Конечно, если все они не проржавеют...

Autocar (Великобритания)

ВАЗ-2105 (Lada Riva), 1984 год

Многие автолюбители не скрывают своего пренебрежительного отношения к автомобилям из стран СЭВ. По их мнению, они недостаточно мощные, отличаются дешевизной в отделке и никак не соответствуют западным стандартам ни по плавности хода, ни по управляемости, ни по качеству. В действительности же большинству простых граждан эти автомобили дают возможность приобрести по разумной цене новую машину, которая будет прочным и надежным транспортом.

Прекрасный пример — автомобили Lada... Последняя модель — Riva (или 2105, как она называется в других европейских странах), с момента начала продаж в Великобритании в мае 1983 года, разошлась тиражом 6700 экземпляров, показав лучший результат продаж Lada за полгода...

В действительности Riva — это перелицованная и технически модернизированная версия седана 1300, в основе которого лежит квадратный Fiat 124. Новая модель получила боковые панели новой формы, другую переднюю и заднюю части плюс новую плоскую решетку радиатора с прямоугольными галогеновыми фарами, оснащенными омывателями и «дворниками»...

Техническая цель модернизации заключалась в снижении расхода топлива, повышении мощности и других улучшениях. Для этого 1,3-литровый двигатель был оснащен зубчатым ремнем ГРМ вместо цепи, алюминиевой крышкой клапанов и двухкамерным карбюратором эмульсионного типа... Но, возможно, самый впечатляющее для потенциального покупателя — это внушительный список стандартного оборудования. Он включает в себя даже такие приятные моменты как корректор фар, рычаг регулировки водительского зеркала из салона, велюровые сиденья, обогрев заднего стекла, подсветку капота и багажника, и, что невероятно по современным стандартам, набор из 21 инструмента.

На ходу, однако, Lada несколько теряет свой блеск, но забыть о цене 3158 фунтов стерлингов очень непросто... Управляемость «Ривы» — вещь, которую сложно описать. В большинстве случаев автомобиль лучше держит дорогу, чем разгоняется. Если резко зайти в поворот, то крен машины будет незначительным, возникнет предсказуемый снос (и громкий визг шин)...

Можно покритиковать слабую работу синхронизаторов коробки передач, неоднородную сборку и качество деталей интерьера, а также зеркала, которые начинают складываться от ветра на скоростях свыше 110 км/ч. С другой стороны похвалы заслуживают большой удобный багажник, много пространства в районе головы и коленей как спереди, так и сзади, а также простота автомобиля в обслуживании. Честно говоря, мы считаем, что для потенциальных покупателей большинство плюсов и минусов «Лады» перевесит низкая стоимость машины. Вне сомнений, Lada Riva — разумный выбор по доступной цене.