17.10.2018

10 русских внедорожников, о существовании которых вы не знали

Какие отечественные внедорожники вы знаете? Современники наверняка вспомнят «Ниву» и УАЗы, а люди постарше — ГАЗ-69 и ЛуАЗ. Вы удивитесь, узнав, что история русских вездеходов гораздо более долгая и насыщенная.

10 русских внедорожников, о существовании которых вы не знали

Фото: автопроизводители

ГАЗ-61

Работы по созданию легкового автомобиля повышенной проходимости в стенах ГАЗа начались в 1938 году, а уже 10 июля 1939 года опытный фаэтон голубого цвета ГАЗ-61 с госномером ГК 96−98 вышел на заводские испытания.

ГАЗ-61. Первый опытный образец.

ГАЗ-61. Первый опытный образец.

Для ускорения создания нового внедорожника использовались доступные узлы и агрегаты от серийных автомобилей. Элементы трансмиссии, электрооборудование и заднюю подвеску взяли у американского Dodge D-5 (75 л. с.), кузов фаэтон — у опытного ГАЗ 11−40, четырехступенчатую коробку передач — у грузовика ГАЗ-АА. Разрабатывать передний мост и раздаточную коробку решили самостоятельно; потом эти наработки использовались в более поздних моделях завода. Прототип проявил феноменальную проходимость: подъемы по лестнице Волжского откоса у Кремля и по четырехмаршевой лестнице культбазы завода в Стригинском бору, стали легендарными.

ГАЗ-61-40, штурмующий лестницу Речного вокзала в Москве

ГАЗ-61−40, штурмующий лестницу Речного вокзала в Москве

Позже внедорожник оснастили закрытым кузовом от ГАЗ-М1, а потом был построен и первый ГАЗ-61−73 — внедорожник с кузовом седан. В 1941 году сделали образец пикапа ГАЗ-61−115. Но серийные перспективы газовских полноприводников подорвала война. Ещё в конце августа 1941 автомобиль упростили и стали оснащать более слабым мотором от ГАЗ-М (50 л. с.) вместо шестицилиндрового двигателя от Dodge D-5. В паре с двигателем от ГАЗ-М работала трехступенчатая механика.

Во время войны ГАЗ произвел небольшое количество артиллерийских тягачей ГАЗ-61−417.

Выпуск ГАЗ-61 шел небольшими партиями: в 1941 году изготовили — 181 машину, в 1942 — две, в 1944 — девять, в 1945 — снова две. Всего завод изготовил около 300 экземпляров. Несмотря на это, внедорожник запомнился: сочетание комфорта и проходимости сделали ГАЗ‑61 автомобилем маршалов Советского Союза — Рокоссовского, Жукова и Конева.

ГАЗ-М72

После войны члены КПСС подняли вопрос создания полноприводной легковушки. Но разрабатывать новую модель с нуля было непросто. Логичным решением стало использовать уже освоенные по другим моделям детали. В итоге новый автомобиль получил кузов, салон, двигатель и коробку передач от «Победы» ГАЗ М-20, а мосты и раздаточную коробку — от не менее известного ГАЗ-69.

Для полноприводного ГАЗ-М72, несущую конструкцию донора усилили дополнительными элементами, а мотор доработали (мощность выросла с 52 до 55 л. с.). Автомобиль обзавелся мягким салоном, часами, двухдиапазонным радиоприемником, отопителем салона и омывателем ветрового стекла. Модель явно была ориентирована на верхние социальные слои СССР.

ГАЗ-М72 отчасти стал предтечей «Нивы» — одним из первых в мире гражданских полноприводников с несущим кузовом.

Широкого распространения внедорожник не получил, выпустили всего 4677 экземпляров. Завод был занят производством более востребованной и «земной» обычной «Победы», уходившей на экспорт, а также разработкой грядущей 21-й Волги.

«Москвич-410/411»

«Москвич-410» стал преемником ГАЗ-М73. От горьковского детища он унаследовал ходовую часть с неразрезными мостами и рессорами, а также раздаточную коробку. Кузов взяли от серийного «Москвич-402», но усилили его. Рулевой механизм достался от «Победы».

После модернизации «Москвича-402» в «Москвич-407», исходный 35-сильный двигатель уступил место более мощному 45-сильному. Это же новшество применили и к полноприводной версии, получившей название «Москвич-410Н». Внедорожник выпускался до 1961 года. За это время произвели 7580 экземпляров «Москвича» с учетом всех возможных модификаций. Производство свернули в угоду освобождения производственных мощностей под базовую легковую модель.

ВАЗ-Э2121

На рубеже 60-х и 70-х годов конструкторское бюро ВАЗа под руководством В. С. Соловьева начало прорабатывать проект нового полноприводного автомобиля, призванного стать массовым. В апреле 1972 года был собран первый прототип, с простым открытым кузовом, независимой передней и зависимой задней (от ВАЗ-2101) пружинными подвесками, 1,6-литровым силовым агрегатом (от ВАЗ-2106) и барабанными тормозами. Раздаточная коробка была уникальной и имела пять (!) режимов: включен только передний мост; включен только задний мост; включены оба моста (с жёсткой связью между ними); включены оба моста на понижающей передаче; нейтральное положение.

Было выпущено два прототипа, которые по итогам успешных испытаний дали толчок к продолжению работ в начатом направлении. Итогом стал последующий дебют ВАЗ‑2121 «Нива».

УАЗ-452ДГ/452К

В первой половине 70-х рассматривались варианты создания трехосных полноприводных автомобилей на базе серийного «головастика» УАЗ-452, дабы увеличить грузоподъемность, не разрабатывая полностью новую модель. Ответом стали две опытных модификации. УАЗ-452ДГ представлял собой грузовой бортовой вариант, а УАЗ-452К — 16-местный автобус.

В ходе испытаний выяснилось, что плюсы, в числе которых увеличение проходимости и грузоподъемности не перекрывают появившихся недостатков, таких как увеличение расхода топлива, значительное усложнение конструкции, снижение скоростных характеристик. Из-за этих проблем работы были свернуты.

Но идея подобных автомобилей была реализована мелкими производителями. Например, в 80−90-х на небольшом грузинском предприятии выпускались реанимобили «Медея» для нужд горноспасателей. Там же делали другой, аналогичный шестиколесный вездеход — «Тбилиси».

ГАЗ-24−95

В 1973—1974 годах, благодаря желанию Горьковского обкома КПСС иметь комфортабельный внедорожник, на свет появилась полноприводная «Волга» ГАЗ-24‑95. При её создании конструкторы воспользовались проверенной еще в 50-е годы схемой: легковой кузов усилили, спереди установили ведущий мост с зависимой рессорной подвеской, в трансмиссию внедрили раздаточную коробку от серийного внедорожника (от УАЗ-469). Мотор не форсировали, зато место классических свободных дифференциалов заняли кулачковые, повышенного трения, улучшающие проходимость — что-то вроде «самоблоков» на БТР.

Эксплуатационные качества вездехода оказались не навысоте. Он был очень шумным и вибронагруженным. Спрос на такой автомобиль был бы невелик, да и производственных мощностей не хватало. До серии этот внедорожник так и не дотянул.

ЛуАЗ-Proto

В конце 80-х годов под эгидой Минавтосельхозмаша конструкторы Советского союза принялись за разработку нового компактного внедорожника. Над программой, независимо друг от друга трудились коллективы отделения НАМИ и Луцкого автозавода.

В итоге Инженеры из Ленинграда представили невиданный по тем временам автомобиль: гражданский внедорожник с футуристическим дизайном, определенным стальным каркасом с навешенными на него пластиковыми панелями.

Дизайн ЛуАЗ-Proto по меркам конца 80-х был ультрасовременным.

Дизайн ЛуАЗ-Proto по меркам конца 80-х был ультрасовременным.

Под капотом был двигатель от «Таврии» (МеМЗ-245), а вот шестиступенчатая механика была оригинальной. Переднюю подвеску сделали независимой, со стойками McPherson, а заднюю — зависимой, пружинной, типа De Dion. Исходя из экономических соображений, полный привод реализовали по схеме part-time без межосевого дифференциала. Салон ЛуАЗ-Proto имел прекрасные возможности трансформации и хорошую эргономику, а съемные элементы кузова позволяли из универсала сделать пикап.

Несмотря на инновационную конструкцию и необычный внешний вид, головное отделение НАМИ не проявило интереса к Питерской разработке, и проект был заброшен.

Иж-2126 4x4

Пятидверный хэтчбек Иж-2126 «Ода» и универсал Иж-21261 «Фабула» были довольно популярными автомобилями в России на стыке веков. Были у этих автомобилей еще и полноприводные «собратья», выпускавшиеся либо мелкими сериями, либо и вовсе штучно.

Наиболее распространенной версией была ИЖ-2126−060 4х4, разработки «Норма-Авто». Автомобиль был оснащен системой постоянного полного привода, одноступенчатой раздаточной коробкой и карбюраторным двигателем ВАЗ-21213 объемом 1,7 литра. Существовали также полноприводные пикап Иж-2126−064 и универсал ИЖ-21261−070.

Мы обозначили лишь самые известные вариации полноприводных автомобилей марки «Иж» того времени. Существовали и другие, зачастую единичные, разработки, информация по которым, к сожалению, практически отсутствует.

ВАЗ-2120 «Надежда»

С 1998 по 2006 год в Тольятти выпускался полноприводный семиместный минивэн «Надежда» с индексом ВАЗ-2120. В основе модели лежали агрегаты, унифицированные с ВАЗ-2131 — пятидверной «Нивой». Соответственно, у «Надежды» была «понижайка» и постоянный полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала.

В качестве силовых агрегатов на серийные автомобили устанавливали 1,7- и 1,8-литровые бензиновые «четверки». Под конец производства на заводе появилась опытная модификация с 1,9-литровым дизелем Peugeot, которая в серию так и не пошла. Но гидроусилитель руля от ZF на клиентских машинах был. В 2002 году обновился дизайн минивэна.

2120 «Надежда» была сборной солянкой российского автопрома: агрегаты от «Нивы», салон — от проекта «Самара 2», задние фонари — от «Оки»

Несмотря на интересную идею, ВАЗ-2120 провалился на рынке. Машина оказалась непонятна российскому покупателю, да и к тому же досаждала очень плохим качеством. В 2006 году производство полноприводного минивэна остановили. На тот момент выпустили более 8000 экземпляров модели.

Т-98 «Комбат»

В начале 2000-х годов конструкторским бюро Дмитрия Парфенова совместно с компанией «Автокад» был разработан бронированный внедорожник с элементами роскоши: салон мог быть обшит кожей и украшен декоративными вставками из дерева.

Т-98 «Комбат» в кузове универсал.

Т-98 «Комбат» в кузове универсал.

Для «Комбата» придумали два типа кузова — пятиместный седан и девяти- или 12‑ местный универсал — которые поставлялись в трех вариантах уровня защиты: Pro, Hi.Pro, Hi.Pro.S (от 2 до 6 класса или от В2 да В7).

Т-98 «Комбат» в кузове седан.

Т-98 «Комбат» в кузове седан.

Основа конструкции Т-98 — бронированный несущий кузов, сделанный из шведской высоколегированной стали. Многие агрегаты заимствовали у General Motors: бензиновый и дизельный двигатели (на выбор), трансмиссию, переднюю и заднюю подвески, а также рулевое управление. В качестве доноров выступили Chevrolet Suburban и малотоннажные грузовики С/К серии.

Покупателю предлагется выбор из двух вариантов оснащения (VIP и «Патрульный автомобиль»), а также внушительный список дополнительных опций. На данный момент выпущено около 50 экземпляров данной модели.



Подпишись на канал 4r.ru в Яндекс.Дзен

Подписаться
Поделиться ссылкой
Мы в соцсетях:
Читать о:
Бюджет
Тип кузова