Красивые номерные знаки — символ привилегий, дань моде или желание выделиться?

25.10.2018
0

Индустрия продажи номеров в России набрала максимальные обороты. Счастливчикам, получившим заветную комбинацию, предлагают продать номера прямо у отделения ГИБДД. Цена на самые крутые сочетания достигает восьмизначных чисел. Когда начала зарождаться мода на красивые номера, и сколько стоят красивые государственные регистрационные знаки?

Красивые номерные знаки — символ привилегий, дань моде или желание выделиться?

Фото: автора; Avto-nomer.ru

Историческая ретроспектива

Специальные комбинации номеров, которые нельзя получить «простым смертным» и указывающие на принадлежность автомобиля к властным структурам, появились, как только автомобиль перестал быть уделом избранных. Первоначальная цель была довольно прагматичной — определить в потоке «свои» машины, не тратить время на проверки, пропускать по необходимости на закрытые территории.

Триколор

В постсоветской России номерами, олицетворяющими принадлежность к власти, стали номера типа «1а» или так называемые «флаговые», где вместо кода региона красовался российский триколор. Сотрудникам милиции запрещалось останавливать и досматривать такие автомобили. Частый атрибут машин с «флаговыми» номерами — спецсигналы.

АМР97

В 2007 году государственные регистрационные знаки (ГРЗ) типа «1а» были заменены на номера А***МР97. Эта серия актуальна и сегодня. В зависимости от сотни, номера в серии выданы федеральным министрам, ведомствам, руководителям региональных силовых структур или губернаторам.

ООО и ААА

Престиж номеров серий А***АА и О***ОО зародился в Северной столице — в 90-е годы в Петербурге такие госрегзнаки означали принадлежность к администрации города на Неве. Не отставала и Москва: «анны» и «ольги» полюбились бизнесменам, чиновникам, спортсменам и звёздам шоу-бизнеса.

ФСО

В Москве Федеральная Служба охраны (ФСО) зарезервировала за собой все серии с сочетанием Е***КХ. Сначала использовался 77 регион, на сегодняшний день в ходу 97, 99 и 177 регионы (в Москве и области), для выездных мероприятий используют 199 регион, а недавно был распечатан единственный номер 777 региона. Особенность Е***КХ с московскими кодами — специальный учёт. Информацию о носителях не найти в общедоступных базах, сами ГРЗ не закреплены жёстко за одним автомобилем, на них не приходят штрафы за неправильную парковку или превышение скорости.

ССС

На серию С***СС 77, 97 и 177 региона регистрировали машины спецсвязи, фельдъегерей и министерства связи и информации (бывшая ФАПСИ). В каждой серии от нескольких десятков до сотен автомобилей соответствующих служб со специальной цветографической схемой. В остальном С***СС разобрали коммерсанты и частники: спрос на одинаковые буквы на «старых» регионах стабильно высок.

Управление делами Президента, прокуратура, налоговая и таможенная службы

В середине 1990-х годов в столице за каждой федеральной структурой закреплялись свои сочетания номеров — управление делами Президента использовали (О***ВЕ77, частично А***МУ97, У***МС199 и др.), затем эстафета перешла к маске *ОО77 (С***ОО77, В***ОО77, М***ОО77), сейчас используется целый спектр серий, например, Е***КР777. Необходимости запоминать номера нет даже для сотрудников ДПС: об охраняемых лицах предупреждают по рации, а список «неприкасаемых» резко сократился.

То же касается прокуратуры, налоговой и таможенной служб: в своё время ведомства наделялись сериями *МР77 (О***МР77, А***МР77, В***МР77 и др.), частично сохранившими своё влияние, однако наиболее действенно определять принадлежность по типовым служебным автомобилям и специальным цветографическим схемам.

Стремление показать свою исключительность с помощью крутых номеров ушло на второй план, как только в прессе стали греметь скандалы, связанные с грубым нарушением ПДД машинами с правительственными ГРЗ. Пресс-службы ведомств сначала оправдывались наличием неотложного служебного задания, затем обещали наказать водителя, а потом постарались избавиться от вызывающих табличек и ездить аккуратнее.

Спецсерии Чечни

Вопреки расхожему мнению про «неприкасаемую» серию К***РА95 в Чеченской Республике, Грозный не обошла тенденция ухода от специальных комбинаций: руководитель региона Рамзан Кадыров у себя на родине предпочитает простые номера, а безопасность обеспечивается плеядой идентичных бронированных машин. Впрочем, сочетание с инициалами не потеряло силу: часть номеров К***РА95 остается за приближенными к Кадырову, а сам он в Москве передвигается на Mercedes-Benz К429РА777.

От правительственных серий к красивым сочетаниям

Спрос на определенные комбинации в автомобильных номерах был всегда, но если в 90-е годы и начале 2000-х всё решалось «по звонку» или за чисто символическое вознаграждение, то в последние десять лет продажа красивых номеров стала бизнесом с миллионными оборотами.

В авангарде — Москва. И не только потому, что в столице больше денег: за Первопрестольной закреплены самые «выгодные» с точки зрения комбинаций 77, 777 и 99 коды. Номера с пятью-шестью семёрками или пятью девятками с годами только дорожают: например, сочетание 777*77 сейчас торгуется от отметки в 1 млн рублей.

Всегда в цене номера «бинго» — с тремя одинаковыми буквами и цифрами. Стоимость зависит от региона и статуса номера.

Прейскурант цен — какие сочетания самые ликвидные?

Абстрагируясь от специфики региона (в Москве в сотни тысяч рублей оцениваются А***МР77, в Санкт-Петербурге О***СА98, в Татарстане В***ТМ16 и т. д.), констатируем самый высокий спрос на «семёрки» — даже провинциальные 777 оцениваются в сумму от 70 тысяч рублей. Высоко котируются также 888 и 999, а вот 444 можно прикупить всего за 20 тысяч, если речь идёт не о Костроме. Традиционно по-разному ценятся и буквы: А***АА, М***ММ, О***ОО, Т***ТТ, Х***ХХ дороже, чем Е***ЕЕ, К***КК или Н***НН, хотя ценовая политика может различаться в зависимости от региона, места, года и специфики выдачи (в общее окно или нет).

Нехватка московских 777*77 (777*777) или 999*99 и повышенный спрос на красивые комбинации вынудили перекупщиков обратить внимание на другие регионы с одинаковыми цифрами — под заказ умудрились распечатать даже номера упразднённого Эвенкийского автономного округа!

На каких машинах самые крутые номера?

В то время, когда госслужащие стараются уйти в тень, не выпячивая свою принадлежность к определенным структурам специальными номерами, владельцы люксовых машин не жалеют денег, чтобы выделиться из толпы. Причина проста: даже производители эксклюзива вроде Ferrari, Lamborghini или Rolls-Royce продают в Москве десятки машин в год. Поэтому красивый номер воспринимается как один из способов самовыражения, а отсутствие однобуквенных номеров в текущих сериях 799 и 750 регионов только подогревает рынок.

****

Не первый год ходят разговоры об организации аукционов по продаже ГРЗ по примеру западных стран. Например, в США, Германии, Эмиратах или Великобритании понравившееся сочетание можно заказать абсолютно легально, заплатив не сторонним перекупщикам или гаишникам в карман, а в государственный бюджет. У назревшей реформы найдутся как сторонники, так и противники: ежемесячный оборот рынка номеров в одной только Москве исчисляется восьмизначными цифрами.