01.11.2018

Топ-10 культовых автомобилей СССР

Сегодня 4R.ru расскажет о десяти самых значимых легковых автомобилях из СССР, которые навсегда оставили свой след в истории.

ГАЗ-13Б «Чайка»

Фото: автопроизводители

ГАЗ-М

В начале 30-х годов Советский Союз начал выпуск своего первого легкового автомобиля конвейерной сборки ГАЗ-А, который являлся лицензионной копией Ford A. Детище Горьковского автозавода получилось ненадежным, а кузов типа «фаэтон» оказался малопригодным для эксплуатации в холодном климате. С выпуском более совершенного приемника было решено не затягивать, как раз, благодаря действующему договору с Ford Motor Company, СССР получил техническую документацию на современный Ford V8 Model 40.

От заокеанского собрата отечественная «Эмка», спроектированная под руководством Андрея Александровича Липгарта, отличалась сильно. Вместо V8 под капот установили усовершенствованнаую «четвёрку» от ГАЗ-А. В раме появилось Х-образное усиление. Поперечные рессоры заменили на продольные, применили гидравлические рычажные амортизаторы, а спицованные диски уступили место штампованным.

Всего с 1936 по 1942 год было произведено 62 888 экземпляров М-1. Но в свободной продаже машин не было: их либо выдавали за особые заслуги, либо распределяли по различным учреждениям. В годы войны «Эмки» мобилизовались и служили в качестве штабных автомобилей.

Генерал-майор А.В. Лапшов (в центре) с боевыми товарищами у личного автомобиля М-1.

Генерал-майор А.В. Лапшов (в центре) с боевыми товарищами у личного автомобиля М-1.

Помимо базового седана у «М-1» было несколько модификаций и опытных версий. Доподлинно известно о существований «пикапов» (ГАЗ-415 — двухосный, ГАЗ-М-21 — трехосный), экспериментального полугусеничного вездехода и двухместного купе «М2».

ГАЗ-13 «Чайка»

К середине пятидесятых годов XX века в СССР встал вопрос о замене технически устаревшего ЗИМ/ГАЗ-12 — служебного автомобиля представителей номенклатуры уровня заместителя министра или секретаря обкома. Дальнейшая модернизация детища Горьковского автозавода была нерациональна, требовалось с чистого листа спроектировать новый длиннобазный седан для высших правительственный чинов.

ГАЗ-13 «Чайка»

ГАЗ-13 «Чайка»

Незадолго до начала конструкторских работ в НАМИ для изучения зарубежного опыта были закуплены две модели Packard — Patrician и Caribbean. Именно они, судя по всему, стали стилистическими вдохновителями будущей модели ГАЗа. В 1957 году появились опытные образцы, а в 1959 началось серийное производство.

Одновременно с ГАЗ-13 разрабатывался и ЗИЛ-111. Конструкторы ЗИЛа также имели доступ в НАМИ, поэтому в начале выпуска детища двух автогигантов были так похожи.

Одновременно с ГАЗ-13 разрабатывался и ЗИЛ-111. Конструкторы ЗИЛа также имели доступ в НАМИ, поэтому в начале выпуска детища двух автогигантов были так похожи.

В основе седана была Х-образная рама, к которой через специальные проставки крепился кузов. Передняя подвеска была независимой двухрычажной, задняя — зависимой рессорной. Специально разработанный для «Чайки» 5,5-литровый бензиновый V8, выдававший 195 л. с., состыковали с трехступенчатым автоматом с кнопочным управлением. «Чайка» получила несколько интересных и даже инновационных для СССР технических решений, например, усилитель руля и тормозов, а также электростеклоподъемники.

По некоторым данным, за основу при разработке двигателя для ГАЗ-13 взяли мотор V8 от американского Chrysler.

Конструкция автомобиля получилась вполне удачной, и ГАЗ-13 без каких-либо существенных изменений выпускался вплоть до 1981 года. Всего было произведено 3197 «Чаек» всех версий.

Так могла выглядеть «Чайка» после рестайлинга, идея которого прорабатывалась в 1961 году.

Так могла выглядеть «Чайка» после рестайлинга, идея которого прорабатывалась в 1961 году.

ГАЗ-21 «Волга»

Начиная с конца сороковых годов, в СССР стали задумываться о создании преемника для М-20 «Победа». Ни попытки НАМИ подготовить вариант модернизации существующего автомобиля, ни работы ГАЗа по проектированию «Победы II» так и не дошли до своего воплощения в серии.

В сложившейся ситуации коллективу Горьковского автозавода пришлось начинать проектирование с чистого листа. Правда, для изучения передового опыта и проведения сравнительных испытаний были использованы зарубежные автомобили, в частности Ford Mainline, сходство с которым у детища ГАЗа очевидно.

В 1954 году цеха покинули первые опытные экземпляры, оснащавшиеся экспериментальными верхнеклапанным двигателем, который из-за сырой конструкции вскоре был заменен на форсированный 65-сильный мотор от «Победы», с которым «Волга» выпускалась лишь до конца 1957 года.

В 1958 году началось производство «второй серии» с новым 70-сильным мотором ЗМЗ-21, которое продолжалось около четырех лет. Кроме двигателя, модели этого периода получили, в основном, косметические изменения. Главным отличием стала новая решетка радиатора с 16 вертикальными прорезями.

В 1958 году ГАЗ-21 второй серии был удостоен «Гран-при» на международной выставке в Брюсселе.

В 1958 году ГАЗ-21 второй серии был удостоен «Гран-при» на международной выставке в Брюсселе.

Третья серия «Волги» появилась в 1962 году. Была доработана техническая часть: увеличили до 75 л. с. мощность двигателя, применили телескопические амортизаторы вместо рычажных. Решетка радиатора вновь стала другой — теперь это был «китовый ус». В таком виде автомобиль выпускался вплоть до 15 июля 1970, когда с конвейера сошла последняя «двадцать первая». Всего было выпущено 639 478 ГАЗ-21 всех модификаций.

ГАЗ-24 «Волга»

Работы над созданием преемника ГАЗ-21 начались еще в 1958 году. Руководил ими Александр Михайлович Невзоров — главный конструктор «двадцать первой». К 1964 году были завершены стилистические поиски и определено техническое устройство, а осенью 1967 года началась сборка первых партий.

Под капот седана с несущим кузовом установили бензиновую 2,4-литровую «четверку» 14Д, выдающую 95 л. с., а коробка передач была уже синхронизированной четырехступенчатой с традиционным расположением рычага на тоннеле. Схема подвесок была стандартной для отечественных машин того времени — независимая пружинная спереди и зависимая рессорная сзади.

На протяжении всего выпуска ГАЗ-24 многократно модернизировался. В 1985 году был проведен глубокий рестайлинг, после которого автомобиль получил индекс «24−10», вместе с ним 100-сильный двигатель ЗМЗ-402, новые решетку радиатора, ручки дверей и колпаки колес, а также более современную панель приборов и сидения обоих рядов. В таком варианте автомобиль выпускался до 1993 года. Всего было произведено 1 481 561 экземпляр «Волги» ГАЗ-24 всех модификаций, что сделало ее самой массовой моделью Горьковского автозавода.

ГАЗ-24-10

ГАЗ-24−10

УАЗ-469

В начале 60-х годов XX века в Ульяновске начались работы по замене уже не молодого ГАЗ-69. По требованиям военных новый автомобиль должен был вмещать семь человек и обладать клиренсом 400 мм. В 1961 году было создано три прототипа. Первый — УАЗ-460 — имел рамную конструкцию и зависимые подвески от «Буханки» УАЗ-450. Остальные два — УАЗ-470 и УАЗ-471 — оснащались уже независимыми подвесками.

По ряду причин обе машины руководство не устроили, и на свет вышел УАЗ-469. От УАЗ-452 взяли раму, четырехступенчатую механическую коробку передач и 75-сильный «волговский» мотор ЗМЗ-21. Полный привод выполнили отключаемым без межосевого дифференциала, а требуемого дорожного просвета — правда, «всего» в 300 мм — добились при помощи колесных редукторов. Длительная череда испытаний и подготовительных работ отодвинула начало производства перспективного внедорожника на 1971 год.

На конвейер встала и гражданская версия УАЗ-469Б. Он своего собрата в погонах она отличалась мостами без колесных редукторов, которые прозвали «колхозными».
В 1974 году три стандартных УАЗ-469Б без какого-либо специального оборудования поднялись по склону Эльбруса на высоту 4200 метров.

В 1974 году три стандартных УАЗ-469Б без какого-либо специального оборудования поднялись по склону Эльбруса на высоту 4200 метров.

В 1985 году УАЗ-469 прошел модернизацию и сменил индекс на 3151 (31512 для 469Б). Обновленный внедорожник получил гидропривод выключения сцепления, более эффективный отопитель, «форсированный» до 80 л. с. двигатель, доработанные мосты и другие усовершенствования.

Гражданский «Уазик» оснащался более мощными двигателями, нежели военный - УМЗ-4178 (92 л. с.) и ЗМ3-4021.10 (95  л. с.).

Гражданский «Уазик» оснащался более мощными двигателями, нежели военный — УМЗ-4178 (92 л. с.) и ЗМ3−4021.10 (95 л. с.).

Производство УАЗа в версии 3151 продолжалось вплоть до 2003 года, а гражданского 31512 — до 2005-го. В 2010 году Ульяновский завод вывел на рынок ограниченную версию 469-го с более современными подвеской, тормозами и двигателем В январе 2011 года были распроданы все 5000 внедорожников, и продажи были закрыты. На вакантное место пришел УАЗ Hunter.

ВАЗ-2121 «Нива»

В конкурсе на разработку народного внедорожника, который курировал председатель совета министров А.Н. Косыгин, помимо будущей «Нивы» участвовали Москвич‑2148/2150 и ИЖ-5/14. Предпочтение было отдано «вазовскому» прототипу с открытым верхом, несущим кузовом, независимыми подвесками и раздаточной коробкой с пятью режимами работы. Победу ВАЗ-Э2121 заслужил не только благодаря инновационному для тех лет подходу к конструированию, но и производственным возможностям совсем молодого Волжского автозавода.

К 1973 году автомобиль приобрел всем знакомые черты, а в 1977-м — более 40 лет назад! — встал на конвейер. Итоговый вариант «Нивы» обладал постоянным полным приводом с блокировкой межосевого дифференциала и пониженной передачей, передней пружинной двухрычажной подвеской и задней балкой моста на пяти тягах. Мотор — «вазовская» 1,6-литровая бензиновая четверка мощностью 80 л. с., коробка передач — четырехступенчатая механика.

ВАЗ-2121 первых лет выпуска

ВАЗ-2121 первых лет выпуска

Автомобиль изначально получился настолько удачным, что получил международное признание. За 40 лет производства «Нива» почти не изменилась, но все же обрела пятидверную версию ВАЗ-2131, гидроусилитель, ШРУСы и двухрядные подшипники в трансмиссии и даже кондиционер. Легендарная машина остается в строю и по сей день.

ВАЗ-2101

В 1966 году между Советским союзом и итальянской компанией Fiat был подписан договор о научно-техническом сотрудничестве, в рамках которого предусматривалось строительство на территории СССР нового завода и выпуска трех моделей автомобилей. В том же 1966 году прошли смотрины прототипа первой будущей модели ВАЗа — Fiat 124.

Прародитель «копейки» — Fiat 124

Прародитель «копейки» — Fiat 124

В конструкцию внесли более 800 изменений. Была усилена передняя подвеска и полностью заменена задняя, под капотом появился верхневальный двигатель вместо нижневального, задние дисковые тормоза уступили место барабанным, сцепление усилили, а синхронизаторы в четырехступенчатой механической коробке передач переработали. Рядная бензиновая «четверка» объемом 1,2 литра выдавала сначала 64 л. с., а после модернизации «расточенный» до 1,3 литра мотор развивал уже 69 л. с.

ВАЗ-2101

ВАЗ-2101

Всего за годы выпуска (1970−1988) было произведено около 4,85 миллионов ВАЗ-2101 всех модификаций ВАЗ-2101. «Копейка» экспортировалась не только в страны социалистического содружества, но и Францию, ФРГ, Великобританию, Австрию и другие государства.

В 1971 году на базе ВАЗ-2101 был выпущен универсал  ВАЗ-2102.

В 1971 году на базе ВАЗ-2101 был выпущен универсал ВАЗ-2102.

РАФ-2203 «Латвия»

В начале 60-х годов, сразу после начала выпуска микроавтобуса РАФ-977, в Риге стали заниматься разработкой модели следующего поколения. У первого экземпляра под РАФ-982−0 был армированный стеклопластиковый кузов, который оказался не способным обеспечить необходимый уровень механических свойств кузовных деталей. Работы по этому проекту были свернуты.

В дальнейшем разработку будущего микроавтобуса вели две независимые группы. Первая — под руководством Миезиса — подготовила прототип РАФ-982-I с весьма консервативным дизайном. Вторая — под руководством Бергса — представила, напротив, футуристичную, по тем временам модель.

Изначально предпочтение отдавалось более сбалансированному и более вместительному экземпляру (12 мест против 11) группы Миезиса. Однако после выхода второго прототипа РАФ-982-II, в котором учитывались прежние ошибки, чаша весов склонилась в сторону разработки группы Бергса. Для выпуска перспективного микроавтобуса в Латвийском городе Елгава начали строить новый завод.

Второй прототип РАФ-982-II, 1971 год.

Второй прототип РАФ-982-II, 1971 год.

В ходе доработок конструкция автомобиля существенно изменилась. В основу заложили узлы и агрегаты от ГАЗ-24, а не ГАЗ-21, как предполагалось ранее, переработали кузов. Изменился и индекс модели — с 982 на 2203. Первые прототипы вышли на испытания в 1971 году, а серийное производство стартовало в 1976-м.

За время выпуска микроавтобус несколько раз совершенствовался, в частности, в 1987 году был двигатель 24Д был заменен на ЗМЗ-402.10. Однако принципиальные новшества, вроде передней подвески типа McPherson, внедрены так и не были.

Конвейерная жизнь РАФ-2203 продлилась вплоть до 1997 года, когда на рынке его потеснила «Газель». С 1976 года было произведено более 247 тысяч микроавтобусов, основными вариантами исполнения которых были пассажирская модификация и кареты скорой помощи.

ЗАЗ-966/968/968А/968М «Запорожец»

Сразу после запуска в производство «горбатого» ЗАЗ-965, в Запорожье начались работы над следующим поколением автомобиля. Поначалу из-под пера дизайнеров выходили оригинальные прототипы, но с течением времени стилистика приблизилась к таковой у популярных в шестидесятые Chevrolet Corvair 1959 и NSU Prinz IV. Но уникальная особенность — расположенные по бокам кузова «уши» воздухозаборников, — остались. Из-за них малолитражка получила прозвище «Чебурашка».

Особенностями конструкции являлись заднее расположение V-образного четырехцилиндрового двигателя воздушного охлаждения, сопряженного с четырехступенчатой механикой, независимые подвески всех колес (торсионно-пружинная спереди, пружинная — сзади) и автономный салонный отопитель.

Изначально 30‑сильная силовая была позаимствована у ЗАЗ-965, но с 1967 года автомобиль получил новый 1,2-литровый мотор МеМЗ-968 мощностью уже в 40 «лошадок».

В 1971 году появилась усовершенствованная версия «Запорожца» — 968 — с косметическими изменениями во внешности и новой приборной панелью. В 1973 году автомобиль еще раз обновился и стал называться ЗАЗ-968А. Экстерьер претерпел более заметные изменения, салон обзавелся сиденьями от ВАЗ-2101, а тормозная система стала двухконтурной. Последняя модификация модели ЗАЗ-968М, появившаяся в 1980 году, лишилась знаменитых «ушей» и приобрела прозвище «мыльница». Автомобиль получил возможность установки более мощных моторов (45 и 50 л. с.), прямоугольные задние фонари и модернизированную панель приборов. В таком виде ЗАЗ-968М выпускался вплоть до 1994 года.

ЗАЗ-968М

ЗАЗ-968М

ВАЗ-2108 «Самара/Спутник»

Разработкой машины с передним приводом поперечным расположением двигателя в СССР начал заниматься ВАЗ в 1971 году. Первый прототип был готов к 1978 году, а спустя еще год начались испытания. Основными моторами для ВАЗ-2108 стали рядные бензиновые «четверки» объемом 1,3 (64 л. с.) и 1,5 (72 л. с.) литра. Пятиступенчатая механика полагалась только более мощному двигателю.

Отдельной вехой в создании автомобиля можно считать сотрудничество ВАЗа с иностранными компаниями. Так, UTS помогала по части технологии изготовления. Немецкая Porsche участвовала в проработке самой конструкции. Volkswagen помогал с задней полузависимой подвеской. Реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробок передач были позаимствованы у ZF, вакуумный усилитель и передние дисковые тормоза — у Lucas, сцепление — у Automotiv Prodax, передние стойки — у Wayassauto, а ШРУСы — у Hardy Spicer. На стороне закупались более мелкие детали, например коммутаторы зажигания.

Серийный выпуск ВАЗ-2108 продолжался с 1984 по 2005 год, за время которого с конвейера сошло около 900 тысяч «восьмерок», положивших начало целому «вазовскому» семейству.



Подпишись на канал 4r.ru в Яндекс.Дзен

Подписаться
Поделиться ссылкой
Мы в соцсетях:
Читать о:
Бюджет
Тип кузова