«Письма счастья»: кому не приходят и можно ли их оспорить?

20.11.2018
0

Пять миллионов водителей, нарушивших ПДД, смогли избежать наказания из-за ошибки в базе данных ГИБДД. В то же время целый ряд автомобилистов получает ошибочные постановления, которые впоследствии не может никак оспорить.

«Письма счастья»: кому не приходят и можно ли их оспорить?

Фото: Антон Белицкий/Коммерсантъ/Fotodom.ru; Игорь Низов/Фотобанк ЛОРИ; DepositPhotos/Fotodom.ru

Поводом для нового обсуждения работы системы привлечения к ответственности нарушителей ПДД послужило заявление главы ГИБДД Михаила Черникова. На конференции в Сочи руководитель Госавтоинспекции рассказал о проблемах в работе Федеральной информационной системы (ФИС) ГИБДД. По его словам, из-за технической ошибки в базе данных ГИБДД не смогла вынести более пяти миллионов штрафов: из-за «некорректного слияния баз данных» Госавтоинспекции не удалось сформировать штрафные постановления и наказать нарушителей. «То дом не указали, то квартиру, то фамилию половинчато», – заявил Черников, отметив, что при этом «работает система более или менее корректно, но есть вопросы переходного периода». 

Формирование общефедеральной информационной системы в России идет с середины 2000-х годов. В 2013-2014 годах на ее создание было потрачено более 200 млн рублей, а с 1 января 2017 года регионы используют исключительно ее. За работу системы, помимо ГИБДД, отвечает Департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД, а также ФКУ «НПО «Спецтехника и спецсвязь». Теперь же выяснилось, что несмотря на все потраченные средства и время система до сих пор работает некорректно. 

Издание «Коммерсант» со ссылкой на источники в УГИБДД столицы утверждает, что не было вынесено примерно 5,4 млн штрафов. По статистике, в 2017 году в Москве с помощью комплексов фото- и видеофикасаций нарушений было оформлено 24,6 млн постановлений, а в 2016 году – 11,7 млн. Простой подсчет показывает, что без наказания остались примерно 15% нарушений ПДД. И хотя на столицу приходится львиная доля всех дорожных проступков, зафиксированных камерами (около 25-30%), в регионах эта проблема также наблюдается. Получается, водителей не штрафуют?

Не тех, и не за то

Не волнуйтесь, штрафуют. Недостатки в работе существующей ФИС вовсе не означают, что автомобилистам никогда не придет штраф. Правда, здесь нельзя не обратить внимание на другую существующую проблему – ошибочные постановления. Никто точно не скажет, сколько неправильных «писем счастья» было разослано водителям в России.

Достаточно вспомнить о самых громких случаях, когда водителей наказывали за тень машины, двигающуюся по обочине, «езду» со скоростью свыше 200 км/ч на «Газели», и даже за превышение скорости на автомобиле, ехавшем на эвакуаторе. Все это – реальные «ляпы», которые возникали из-за отсутствия единого федерального центра фиксации нарушений и нехватки кадров, призванных отсеивать бракованные постановления. И, увы, в этом смысле в системе наказания водителей с помощью камер ничего не меняется. 

А дальше будет еще интереснее! Уже в ноябре водителям начнут приходить штрафы за езду без полиса ОСАГО. Пока только в Москве, но потом эту практику распространят на регионы. При этом ограничения на количество подобных постановлений законом не предусмотрены. То есть формально нарушители смогут получить штрафную квитанцию на 800 рублей каждый раз, когда проедут под камерой. Вот только будут ли эти постановления приходить тем, кто действительно ездит без ОСАГО? И не окажется ли, что часть автомобилистов эта мера из-за ошибки в базе данных ФИС не затронет? Пока ответа на этот вопрос нет. 

Штрафы с камер в России напоминают лотерею.

Зато очевидно, что штрафы с камер в России уже напоминают не то рулетку, не то лотерею. Нарушителя могут оштрафовать, а могут и не оштрафовать – как повезет. Хотя владельцы старых автомобилей имеют определенное преимущество. Как пояснил «АвтоМиру» координатор движения «Синие Ведерки» Петр Шкуматов, в основном в базе ФИС неправильно указаны данные машин в возрасте около 10 лет, и именно их владельцам не приходили постановления. 

«Этой проблеме сто лет в обед. Вы же помните, как относились к данным 10 лет назад? Сейчас вся информация вносится нормально, но у ГИБДД остаются «хвосты», ведь у многих людей старые машины, которые не переходят из рук в руки», – пояснил Шкуматов. В свою очередь адвокат движения автомобилистов «Свобода Выбора» Сергей Радько считает неясной причину данного сбоя. «Это – очень странная история. Если объединяли региональные и федеральные базы данных, неужели в ГИБДД не смогли просто скопировать информацию с одного компьютера на другой? – удивляется Радько. – Очень похоже на какой-то человеческий фактор. К тому же возникает второй вопрос: на каком этапе была обнаружена проблема?

Трудно представить, что сотрудники полиции стали перепроверять выписанные постановления и обнаружили пять миллионов некорректно отображенных». 

Дальше будет хуже?

Несмотря на отсутствие в системе ФИС правильной информации по большому количеству автомобилей, Петр Шкуматов не считает необходимым «бить в набат». «У нас ежегодно на вторичном рынке продается шесть миллионов автомобилей. Рано или поздно база данных обновится, – уверен активист, добавляя, что проблему можно решить и вручную, но это потребует колоссальных сил и времени. – В реальности в ГИБДД будут ждать, пока человек не придет и не совершит какое-нибудь регистрационное действие. Проблема уйдет сама собой. Кто-то из этих «счастливчиков» придет, обновит данные и после этого все станет нормально», – отметил координатор «Синих ведерок», добавив, что рано или поздно «этот каток подомнет под себя всех». 

«Мы точно не знаем, кого камеры не будут штрафовать. Никто не может быть уверен, что ему не придет штраф, а его адрес окажется некорректным или нечитаемым системой», – соглашается автоюрист Сергей Радько. То есть «скрыться» от камеры просто за счет б/у-автомобиля скоро не удастся. 

Оспорить штраф с камеры очень сложно: ошибочные постановления выписываются из-за нехватки кадров.

А что будет с теми, кто получил несправедливый штраф? Увы, пока что им придется, как и раньше, обивать пороги судов, доказывая свою правоту, а также привлекать внимание СМИ к своим проблемам. К сожалению, эффективного и удобного сервиса обжалования «писем счастья» в России пока так и не появилось. Поэтому, судя по всему, водители будут и дальше «играть в казино» с государством, у которого на руках остаются все козыри. 

Иноформация о поступлении доходов от уплаты штрафов (денежные взыскания (штрафы) за правонарушения в области дорожного движения)