15.11.2018

Первые российские краш-тесты: Hyundai Solaris, Lifan Murman и Chery Tiggo 3

На полигоне НАМИ прошли предварительные испытания национального авторейтинга безопасности RuNCAP. Не все автомобили, сертифицированные для продажи в России, сдали экзамен. 4R.ru предлагает разобраться в особенностях разрабатываемой российской методики, недочетах международных систем и ухищрениях, на которые идут автопроизводители ради высшего балла в краш-тестах.

Первые российские краш-тесты: Hyundai Solaris, Lifan Murman и Chery Tiggo 3

Фото: НАМИ, Euro NCAP, компаний-производителей

Первые пробные краш-тесты и экологические проверки по системе RuNCAP состоялись — и принесли интересные результаты. В рамках испытаний, проведенных Росстандартом, НАМИ, МАДИ и изданием «Авторевю», проверялись следующие показатели: уровень выбросов, внутренний шум, содержание вредных веществ в воздухе обитаемого помещения ТС, оснащение системой вызова экстренных оперативных служб и защита водителя и пассажиров в случае лобового или бокового столкновения, то есть краш-тест.

Согласно методике RuNCAP, краш-тест проводится в равных для всех автопроизводителей условиях: лобовой удар с 40-процентным перекрытием на скорости 56 км/ч — в соответствии с Правилами ООН 94−01.

К сожалению (и удивлению), никаких фотографий или видео Росстандарт не предоставил, как и подробностей испытаний. Остается верить краткому официальному вердикту.

Первым был протестирован седан Lifan Murman (по заводской маркировке — модель LF8, модификация LF186 категории M1). По результатам испытаний Росстандарт подтвердил соответствие автомобиля требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Lifan Murman

Lifan Murman

В сентябре на полигон НАМИ отправился кроссовер Chery Tiggo 3 (заводское обозначение Т1Х, модификация T1XDE14TL5W1P1M5 категории М1). Испытания выявили частичное несоответствие автомобиля требованиям безопасности.

Первое замечание касается стекол. Согласно официальному комментарию от Росстандарта, кроссовер оснащен стеклами, безопасность которых как компонента подтверждена сертификатом соответствия, однако безопасность указанных стекол в сборе полнокомплектного транспортного средства не подтверждена Одобрением типа транспортного средства.

В российском представительстве Chery помогли расшифровать претензию: суть в том, что информация о знаках омологации (маркировки) на стёклах не включена в ОТТС. «Автокомпоненты и запчасти, которые используются в производстве кроссоверов Chery в обязательном порядке проходят сертификацию согласно различным нормативам. Так, результаты сертификации можно видеть на всех стёклах кроссоверов Tiggo 3. Знак «E» подтверждает высокое качество стекла и его соответствие всем требованиям нормативов Правил ООН № 43», — заявили в компании.

Chery Tiggo 3

Chery Tiggo 3

Второй недостаток, выявленный по итогам пробных испытаний RuNCAP, — несоответствие качества обеспечения двусторонней громкой голосовой связи в кабине транспортного средства с оператором экстренных оперативных служб, то есть брак в системе ЭРА-ГЛОНАСС. Как пояснили в российском представительстве марки, в настоящее время специалисты АО «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС» и отечественного поставщика модуля ЭРА-ГЛОНАСС изучают отчёт и компоненты устройства для установления причины появления претензии со стороны Росстандарта. Компания готовится провести всестороннюю проверку устройства совместно с испытательным центром.

Росстандарт выдал предписание приостановить реализацию китайских кроссоверов с механической коробкой передач 2018 года выпуска и устранить нарушения. После изучения и проработки претензий автопроизводитель и Росстандарт согласуют программу мероприятий по их устранению, возможно, отзывную кампанию.

Третьим подопытным стал Hyundai Solaris — самая популярная иномарка в России, один из лидеров продаж. К сожалению, данные испытаний от 9 ноября 2018 года пока не опубликованы. Они появятся в ближайшее время, следите за новостями на 4R.ru.

Hyundai Solaris

Hyundai Solaris

Национальный авторейтинг безопасности транспортных средств RuNCAP разрабатывается Росстандартом, Центром испытаний НАМИ, Московским автодорожным институтом и газетой «Авторевю», которая уже проводила независимые краш-тесты по собственной системе. Пока испытания добровольные, так что первые автомобили приняли в них участие по собственному желанию. Однако в дальнейшем такая дополнительная «сертификация» может стать обязательной.

Два главных авторитета по проверки безопасности новых автомобилей в мире — это Европейский комитет по проведению независимых краш-тестов Euro NCAP и Страховой институт дорожной безопасности США IIHS. Свои испытания и проверки устраивает также американское Национальное управление безопасностью движения на трассах NHTSA.

Системы проведения краш-тестов в Старом и Новом Свете различаются — в Америке требования и условия жестче. По методике IIHS лобовое столкновение с 2012 года имитируют при помощи удара о недеформируемый барьер с 25-процентным перекрытием на скорости 64 км/ч — в отличие от принятого в Европе деформируемого барьера и 40-процентного перекрытия на скорости 56 км/ч. В результате удар приходится не на лонжерон, специальный силовой элемент конструкции, а на кузов, что выявляет значительно больше недостатков конструкции.

Euro NCAP

Euro NCAP

Помимо мастодонтов имеются национальные методики, построенные по похожим принципам. Это ANCAP (Австралия), Latin NCAP (страны Латинской Америки), ASEAN NCAP (Юго-Восточная Азия), в будущем появится и RuNCAP. В местных системах принципы испытаний те же, но различаются условия — скорость, процент перекрытия и пр.

IIHS

IIHS

С 2014 года для получения хороших оценок стали обязательны различные системы безопасности. И чем больше появляется новых ассистентов, тем длиннее становится необходимых систем.

Несмотря на структурированность и очевидную помощь в улучшении безопасности новых автомобилей, у всех методик есть немало недостатков. Автопроизводителей уже не раз «ловили» на том, что они подгадывают параметры и характеристики машин для хорошей имитации в искусственных условиях, а не надежности в реальной аварии. После появления нового американского теста, который сразу же провал BMW 5 серии, Volkswagen AG, General Motors и Toyota попросили отложить испытания их машин, чтобы срочно отправить их на доработку под новую систему.

Еще одна «мелочь» — комплектация испытанных автомобилей различается в зависимости от рынка реализации. Машина, получившая пять баллов в Европе, в России может продаваться без учтенных систем безопасности и с меньшим количеством подушек.

При фронтальном ударе о деформируемый барьер имитируется авария с автомобилем такой же массы и габаритов. IIHS давно призывает к тому, чтобы имитировать и анализировать столкновение машин разных классов — например, компактного хэтчбека и полноразмерного кроссовера. Прежде всего — учитывать это при выборе машины для начинающего водителя.

Mercedes-Benz S-Класс против smart

Mercedes-Benz S-Класс против smart

Часть недочетов пытаются предотвратить создатели российских краш-тестов. Поэтому «авария» происходит на скорости 55−60 км/ч с перекрытием 35−40%.

Но самое страшное в краш-тестах, которым так привыкли доверять потребители при выборе новой машины, — это возможная фальсификация. Британская компания Thatcham Research уже несколько лет находит в разбитых Euro NCAP автомобилях детали с маркировкой «Только для краш-тестов»! То есть речь идет о том, что в машинах для краш-тестов используются другие компоненты, нежели в серийных, и это может влиять на результат испытаний. При этом в самом Комитете тоже в курсе ситуации, однако ничего не предпринимают. Это ставит все оценки, выставленные экспертами по безопасности с 1997 года, под сомнение.

Первые российские краш-тесты: Hyundai Solaris, Lifan Murman и Chery Tiggo 3

Пока непонятно, способна ли российская система RuNCAP решить хотя бы часть описанных проблем. В любом случае подобные эксперименты идут на пользу потребителю, так как позволяют оценивать машины с различных сторон.



Подпишись на канал 4r.ru в Яндекс.Дзен

Подписаться
Поделиться ссылкой
Мы в соцсетях:
Читать о:
Бюджет
Тип кузова