29.11.2018

Европа отказывается от дизеля. Почему? Профанация или борьба за экологию?

Правда ли, что в Старом Свете больше не будет дизельных автомобилей? Зачем европейцы отказываются от дизельных моторов? Хлынет ли в Россию поток дешевых «бэушек»? Сегодня 4R.ru отвечает на эти вопросы.

Европа отказывается от дизеля. Почему? Профанация или борьба за экологию?

Фото: автопроизводители

Еще в начале 2010-х годов дизельными моторами в Европе оснащалось более половины новых автомобилей, царил настоящий культ экономичного двигателя на тяжелом топливе. Но в последнее время во многих европейских странах дизелю фактически объявили войну. Почему это произошло, и что нас ждет в будущем?

Почему европейцы разлюбили дизельные двигатели?

Причин много. Самой крупной можно назвать знаменитый «Дизельгейт» — скандал с вредными выбросами автомобилей, выпускаемых концерном Volkswagen. «Дизельгейт» очень сильно подмочил репутацию не только концерна Volkswagen и входящих в него марок, но и дизельных двигателей вообще.

Критика дизельных моторов звучала и раньше, особенно со стороны экологов и «зеленых» партий. Главное, за что невзлюбили дизельные двигатели — это вредные оксиды азота (NOx) и твердые частицы сажи, которые вместе с выхлопами попадают в воздух, а оттуда — в организм человека. Это приводит к развитию тяжелых заболеваний дыхательных путей и системы кровообращения, инфарктам, инсультам, диабету, аллергии и даже раку.

К тому же, по нормам, принятым в Евросоюзе, допустимая среднегодовая норма содержания NO2 в кубометре воздуха составляет 40 мг. Поскольку же дизельные автомобили считаются главным источником загрязнения воздуха, то и бороться стали в первую очередь с ними. Так что «Дизельгейт» стал лишь удобным поводом для мер, против которых выступали автопроизводители.

Где и как запрещают дизели?

Одномоментного запрета на эксплуатацию таких машин в Европе не появилось. Все прекрасно понимают, что мгновенно отказаться от таких агрегатов невозможно! Однако запреты на ездящие на солярке легковушки начали вводить на локальном уровне.

Париж, Мадрид и Афины

Мэрии этих городов приняли решение запретить использование дизельных автомобилей к 2025 году.

Германия

Власти Германии пошли другим путем: в городах вводят локальные зоны, где запрещено движение машин на тяжелом топливе. Первый подобный запрет был введен в мае 2018 года в Гамбурге, а в 2019 году аналогичная мера распространится на Кёльн, Франкфурт, Штутгарт, Майнц, Бонн и Берлин. Правда, немцы пока что не запрещают дизели вообще, а лишь ограничивает использование машин с двигателями, не соответствующими нормам Евро-5 и 6.

Великобритания

В Британии продажу автомобилей с дизельными моторами полностью запретят, но лишь в 2040 году и… вместе с бензиновыми автомобилями.

Испания

Испанцы действуют аналогично британцам: они планируют отказаться от двигателей на тяжелом топливе к 2050 году.

Какие автомобили затронут грядущие запреты?

Каждая европейская страна решает эту проблему по‑своему, стремясь к той самой норме в 40 мг NO2 на кубометр воздуха в год. Однако есть и общий принцип: под запрет подпадают легковые автомобили, не выполняющие требования норм Евро-5 и выше. Исключения планируется сделать для машин, принадлежащих инвалидам, и некоторых видов коммерческого транспорта. Иначе говоря, все дизели все-таки не запретят в ближайшее время.

Как стимулируют владельцев старых дизелей в Европе?

Пока что о полном запрете речи не идет, поэтому во многих городах Европы производители частично выплачивают владельцам старых автомобилей премии, помогающие приобрести новую модель, соответствующую нормам Евро-6. Налицо политика «кнута и пряника» — производители увеличивают продажи новых машин, а автомобилисты получают подспорье при покупке моделей с «более чистыми» дизелями, которые не попадают под санкции.

Есть у европейских водителей и еще одна альтернатива: оснастить свой старый автомобиль специальным катализатором, чтобы уровень вредных выбросов машины соответствовал нормам Евро-5. Немало людей пользуются этой схемой, чтобы не продавать полюбившийся олдскульный автомобиль.

Что интересно, после введения в мае 2018 года запрета на движение старых дизельных легковушек по нескольким улицам в центре Гамбурга, уровень выбросов NO2 там не сократился, а наоборот увеличился. Гамбургский центр воздушных измерений HaLm сообщил, что уровень выбросов NO2 на улицах с введеным запретом составил 48 мг на м³, в то время как в других районах он не поднимается выше 39 мг. Ученые выясняют, с чем могут быть связаны подобные результаты.

Оксиды азота NO и NO2 действительно образуются при горении, в том числе – при горении любого топлива, а не только для бензина и солярки. Например, при работе тепловых электростанций, газо...

Оксиды азота NO и NO2 действительно образуются при горении, в том числе — при горении любого топлива, а не только для бензина и солярки. Например, при работе тепловых электростанций, газотурбинных установок, самолетных и корабельных двигателей и т. д. Поэтому утверждать, что на экологию влияют исключительно дизельные автомобили, совсем неверно. Например, существенную долю вредных выбросов в автомобильном транспорте обеспечивают грузовики, которые в большинстве оснащены дизельными моторами. Не стоит забывать и про корабельные двигатели огромных объемов, выбросы по которым и вовсе никак не регламентированы. К примеру, большой круизный лайнер, рассчитанный на 6500−7000 пассажиров, потребляет в день примерно 150 тонн судового дизеля. Ежедневно его трубы производят около 450 кг твердых частиц сажи, что соответствует выбросам… 21,45 млн Volkswagen Passat, оснащенных 2,0-литровыми дизельными моторами TDI! Но почему-то с дизельными автомобилями в мире стали бороться, а круизные лайнеры и другие суда не трогают вообще.

Что взамен?

Многие автопроизводители решили полностью отказаться от продажи дизельных автомобилей в Европе в пользу транспортных средств, работающих на бензине, и гибридов. Например, так уже поступили компании Toyota, Nissan, Subaru, Volvo и Porsche, а компании Mitsubishi и Suzuki объявили о намерении принять аналогичные меры совсем скоро.

Значительную долю в производстве электроэнергии занимают тепловые электростанции, которые точно так же как и автомобили с ДВС выбрасывают в атмосферу NO2. Таким образом, подзаряжая электр...

Значительную долю в производстве электроэнергии занимают тепловые электростанции, которые точно так же как и автомобили с ДВС выбрасывают в атмосферу NO2. Таким образом, подзаряжая электромобиль на специальной станции, владелец косвенно все равно увеличивает уровень выбросов. Но при эксплуатации электромобиль, конечно же, чище и тише машин с ДВС. Не следует забывать и о том, что даже в Германии, уделяющей экологии важнейшее значение, на долю альтернативных электростанций (ветровых, солнечных и т. д.) приходится лишь 33% энергетического сектора.

Европейцы прекрасно понимают, что в ближайшем будущем бал будут править гибриды и электромобили. Пострадавший от «Дизельгейта» Volkswagen объявил об инвестициях в размере 9 млрд евро в развитие автомобилей, работающих на альтернативном топливе. Mercedes-Benz с одной стороны заявил, что не планирует отказываться от дизельных двигателей совсем, а с другой пообещал, что к 2025 году каждый четвертый проданный автомобиль их марки будет гибридным, или электрическим. Стратегия Audi еще более радикальная: в Ингольштадте надеются, что на машины с гибридным и электроприводом к 2025 году будет приходиться треть продаж.

На рынке альтернативного транспорта ожидается борьба?

Скорее всего, она будет весьма ожесточенной. Однако автопроизводители не только соревнуются друг с другом, но и сотрудничают. Например, BMW, Daimler, Ford и Volkswagen Group создали совместное предприятие IONITY, которое строит в Европе сеть высокомощных зарядных станций для электромобилей. Уже в этом году вдоль основных трасс в Германии, Австрии и Норвегии будет введено в эксплуатацию 20 новых станций. Компании Hyundai и Audi летом 2018 года заключили договор о сотрудничестве при обмене технологиями в сфере транспортных средств, работающих на топливных элементах (FCEV). Автопроизводители прекрасно понимают, что находятся в одной лодке, и борьба с дизелями так или иначе коснется каждого.

Последние несколько лет продажи электромобилей в Европе растут стремительными темпами. Если в 2014 году в Старом Свете было продано около 65 000 таких машин, то в 2017 году – уже почти 15...

Последние несколько лет продажи электромобилей в Европе растут стремительными темпами. Если в 2014 году в Старом Свете было продано около 65 000 таких машин, то в 2017 году — уже почти 150 000. И это, не считая подзаряжаеммых гибридов, которых в 2014 году в Европе было продано почти 105 000 машин, а в 2017 году — уже более 306 000! Тренд на электрификацию автомобильного транспорта налицо.

Что будет с запрещенными автомобилями?

Жители Старого Света прекрасно понимают намечающуюся тенденцию, поэтому популярность дизелей постепенно сходит на нет, а от автомобилей с выбросами ниже Евро-5 или Евро-6 многие наверняка захотят расстаться в ближайшее время. Что будет с подержанными дизельными автомобилями? Вполне логичным будет предположить, что они окажутся в других государства с менее жесткими санкциями, иначе говоря, в странах третьего мира, например, в России.

В 2017 году экспорт дизельных «бэушек» из Германии вырос на целых 20,5% и составил 240 000 автомобилей. Тренд избавления от дизелей налицо!

Правда, если вы уже начали присматривать себе подержанный дизель из Европы, вас ждет разочарование. Несмотря на то, что в 2019 году в соответствии с решением Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) ставка пошлин на автомобили будет снижена до 15%, россиянам от этого легче не станет. Не забывайте, что в России действует утилизационный сбор, который фактически заменяет собой заградительные пошлины.

В России тоже запретят дизели?

В обозримом будущем Россию эти запреты не коснутся. Даже разговоров на эту тему пока не слышно. С другой стороны, в нашей стране дизельные автомобили не столь популярны, как «у них». Согласно оценке агентства «Автостат» за первое полугодие 2018 года в РФ было продано 62,5 тысяч новых машин, оснащенных дизельными двигателями, что составляет всего 8% от всех продаж новых легковушек. Если войну дизелям объявят и у нас, то последствия не будут столь уж катастрофическими.



Подпишись на канал 4r.ru в Яндекс.Дзен

Подписаться
Поделиться ссылкой
Мы в соцсетях:
Читать о:
Бюджет
Тип кузова