Desktop [1320] Ipad [990] Tablet [660] Mobile [100%]
04.12.2018

Тюнинг: как узаконить и оформить изменения в конструкции?

Изучаем юридические нюансы и практическую сторону автотюнинга.

Тюнинг: как узаконить и оформить изменения в конструкции?

Фото: DepositPhotos/Fotodom.ru

Вроде бы современный авторынок способен удовлетворить любые потребности и предложить товар на любой вкус и кошелек. Так нет же, все равно находятся те, кому от машины требуется больше! И тут в ход идет то, что принято называть «тюнингом» (хотя с инженерно-технической точки зрения этот термин неверен). Увы, полет технической мысли прерывает государство в лице Госавтоинспекции, требуя, с одной стороны, все доработки узаконивать, а с другой, не гарантируя положительный результат. Давайте разбираться, что можно делать с современным автомобилем и, главное, как.

Если доработки не согласованы с ГИБДД, регистрацию машины могут прекратить. Будете на ней ездить — лишат прав.
Тюнинг здесь не так заметен, но снятие бампера и установка несертифицированных зеркал требуют согласования.

Тюнинг здесь не так заметен, но снятие бампера и установка несертифицированных зеркал требуют согласования.

Безопасность прежде всего

Первое и самое важное: любые доработки не должны ухудшать безопасность транспортного средства. Если устанавливается штатное оборудование, предусмотренное заводом-изготовителем, но не включенное в конкретную комплектацию автомобиля, вопросов со стороны ГИБДД не будет. Это могут быть как мелочи типа брызговиков или фаркопа, так и более серьезные работы — замена подвески для плохих дорог на «европейскую», апгрейд светотехнического оборудования. В любом случае, если в результате получается автомобиль, который был сертифицирован в нашей стране в составе с установленными узлами или элементами конструкции, вопросов не возникнет.

Такой автомобиль очевидно не имеет права ездить по дорогам общего пользования без технической экспертизы. Он и не ездит. Стоит как памятник.

Такой автомобиль очевидно не имеет права ездить по дорогам общего пользования без технической экспертизы. Он и не ездит. Стоит как памятник.

Существуют доработки, которые не были предусмотрены автозаводом, но согласованы с ним. Этим занимаются профессиональные тюнинговые ателье, имена многих из которых известны всему миру. Здесь тоже согласования с ГИБДД не требуется, ведь безопасность гарантируют профессионалы, о чем у них имеется официальный документ. Все остальное, каким бы нужным и полезным оно ни казалось, придется узаконивать.

Кустарные лимузины, как правило, вне закона. Превращение легковой машины в длинного многоместного монстра не согласует ни одна экспертиза.

Кустарные лимузины, как правило, вне закона. Превращение легковой машины в длинного многоместного монстра не согласует ни одна экспертиза.

Как узаконить тюнинг?

Упрощенно процедура выглядит следующим образом. Сначала необходимо получить в специально уполномоченной организации, куда надо обратиться с изложением сути предполагаемых изменений, заключение предварительной технической экспертизы. Именно оно дает ответ на вопрос, возможно ли вообще реализовать задуманное, и если да, то как именно.

Модные несколько лет назад «посаженные» «Приоры» тоже не соответствуют требованиям безопасности. Такой «тюнинг» не узаконить.

Модные несколько лет назад «посаженные» «Приоры» тоже не соответствуют требованиям безопасности. Такой «тюнинг» не узаконить.

В нем содержатся рекомендации, где произвести конкретные доработки, и что можно сделать самостоятельно. После получения положительного экспертного заключения, но до начала работ, идем в ближайшее отделение технадзора ГИБДД и пишем соответствующее заявление.

Все очень просто: сначала согласование всех планируемых изменений — и только потом сам «тюнинг».

Получив разрешение офицера, можно приступать к работам. По результатам не забудьте взять у СТО-исполнителя декларацию об объеме проведенных работ — ее надо будет приложить к документам при последующем обращении в ГИБДД. Качество работ, проведенных в соответствии с экспертным заключением самостоятельно, тоже надо будет задекларировать в произвольной форме. Далее направляемся в пункт технического осмотра, где проходим проверку и получаем диагностическую карту, которая подтвердит, что автомобиль исправен и соответствует требованиям соответствующего регламента. И только после этого едем в подразделение технадзора ГИБДД, куда обращались в первый раз, с комплектом полученных документов. Там должны выдать свидетельство о соответствии конструкции требованиям безопасности. Но и это еще не все. Окончательную точку ставит регистрационное подразделение, где на основании бумаги, полученной в технадзоре, внесут изменения в регистрационные данные автомобиля.

А вот «ламбо-двери» в теории согласовать с ГИБДД можно, ведь штатные заводские двери остаются на месте. Но в каждом конкретном случае все по‑разному.

А вот «ламбо-двери» в теории согласовать с ГИБДД можно, ведь штатные заводские двери остаются на месте. Но в каждом конкретном случае все по‑разному.

А если не оформлять?

Стоит ли вообще заморачиваться этой бюрократией? В конце концов, вам ведь вовсе не обязательно сообщать каждому инспектору о проведенных доработках, тем более, если они не бросаются в глаза. Увы, но без регистрации не обойтись. Даже если изменения конструкции не заметит инспектор ДПС, то провести оказавшегося на посту сотрудника технадзора с наметанным глазом не получится. И если такая встреча не состоится, рано или поздно «тюнинг» обнаружится при прохождении техосмотра или перерегистрации машины на нового владельца.

Регистрируют постфактум

А как быть тем, кто уже внес изменения в конструкцию, а теперь хочет их узаконить? Не возвращать же все в первоначальный вид! Юридически порядок действий в этой ситуации нигде не прописан. Однако в ГИБДД, как правило, идут навстречу. Если заключение предварительной технической экспертизы дает добро на переделку, инспекторы закрывают глаза на нарушение последовательности действий. Однако выполнить все описанные выше процедуры все равно потребуют.

Ответственность за тюнинг

Что грозит автовладельцу, который отказался оформлять изменение конструкции? На первый взгляд, ничего страшного. За управление транспортным средством, в конструкцию которого внесены изменения без согласования с ГИБДД, предусмотрено лишь предупреждение или штраф 500 рублей (часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ). Хуже другое: если доработки серьезные, ГИБДД имеет право прекратить регистрацию машины. Но и это еще не катастрофа, ведь за езду на незарегистрированном автомобиле опять же положен лишь символический штраф в диапазоне от 500 до 800 рублей по части 1 статьи 12.1 КоАП РФ.

Самое интересное начинается, если водитель попадается в лапы инспекторов снова: за повторное управление незарегистрированным в установленном порядке транспортным средством часть 1.1 статьи 12.1 КоАП предписывает оштрафовать его уже на 5000 рублей либо лишить права садиться за руль на 1 — 3 месяца. Иными словами, под давлением санкций рано или поздно придется либо возвращать автомобиль к первозданному виду, либо узаконивать внесенные в его конструкцию изменения.



Подпишись на канал 4r.ru в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии
Написать
Поделиться ссылкой