Автомобили ФСБ в наши дни: на чём ездит «контора»?

20.12.2018
11

В день работников органов государственной безопасности 4R.ru приоткрывает завесу тайны, рассказывая об автопарке ФСБ России.

Автомобили ФСБ в наши дни: на чём ездит «контора»?

Фото: из открытых источников

Как отличить автомобиль ФСБ?

Автомобили органов государственной безопасности долгие годы не имели каких-либо внешних отличий. ОГПУ, НКВД или КГБ не полагались специальные цветографические схемы (ЦГС), как для машин скорой помощи или милиции. В сознании народных масс собирательным образом транспорта «чекистов» на долгие годы стал чёрный автомобиль, на котором приезжают арестовывать людей.

Цветографическую схему получила уже ФСБ по указу премьер-министра РФ Владимира Путина лишь в 2009 году. С этого момента оперативные машины этой службы стали выделяться из потока.

Цветографические схемы ФСБ регламентирует ГОСТ Р 50574-2002, который, предусматривает несколько вариантов окраски автомобилей.

Встретить на улицах провинциальных городов автомобиль ФСБ с ЦГС нелегко. Да, каждому субъекту РФ положены «раскрашенные» машины, но их появление на дороге обычно связано с масштабными учениями или с возникновением серьёзной угрозы. В Москве ситуация иная: «триколором» на бортах автомобиля или надписью «ФСБ России» вблизи от Лубянки никого не удивишь.

На чем ездит ФСБ?

Автопарк органов госбезопасности — тайна за семью печатями. Если, например, полицейским, пожарным или врачам с помпой вручают новые автомобили, а данные о закупках можно найти в открытом доступе, то появление в открытом доступе информации о материально-техническом обеспечении ФСБ — событие исключительное. В связи со спецификой службы любые сведения, связанные с численностью, назначением, стоимостью автомобилей не разглашаются.

Как и любое силовое ведомство, служба безопасности, фактически, находится на самообеспечении. На балансе ФСБ есть транспорт на все случаи жизни: бортовые грузовые машины, седельные тягачи, самосвалы, эвакуаторы, автобусы, погрузчики, автомобили скорой помощи, легковые автомобили всех классов и типов — от малолитражных до представительских седанов и внедорожников. Марки и модели могут быть любыми, ведь на ФСБ не распространяются ограничения, предусматривающие запрет на госзакупки автомобилей по высоким ценам или иную технику иностранного производства.

Несмотря на отсутствие ограничений, подход к закупкам транспорта в ФСБ весьма прагматичен. В основном, партии автомобилей закупают централизованно, а затем распределяют по региональным отделам. Преобладают машины отечественной сборки, а баснословно дорогих автомобилей нет. Должное хранение, обслуживание и сравнительно небольшие пробеги позволяют дольше сохранять машины в хорошем состоянии. Так, например, в ФСБ до сих пор в строю ВАЗ-2110 или санитарные ГАЗ-310231, которым уже более десяти лет.

Красивые номера для ФСБ

Когда появилась мода на красивые номера, часть машин ФСБ в некоторых регионах можно было идентифицировать по специально отведенным для ведомства сериям. Например, в Новосибирской области такой стала С***ТК154, в Калининградской — О***ОО39, в Марий Эл — Т***ТТ12. Вряд ли такой подход следовало признать удачным с точки зрения специфики задач ФСБ. Постепенно от выделяющихся сочетаний начали отказываться, и сегодня уже не найти серий, целиком зарезервированных за ФСБ. Исключение составляют лишь чёрные военные номера (целиком за ФСБ закреплён код 10, а за пограничной службой ФСБ — код 12), а также про федеральную спецсерию А***МР97, заменившую автомобильные номера с триколором вместо региона (за центральным аппаратом ФСБ в этой серии зарезервировано более 200 номеров).

На чем ездит руководство ФСБ и рядовые сотрудники?

Машины руководящего состава зачастую можно определить по наличию спецсигналов или увидеть в ходе публичных мероприятий с участием силовых структур. Служебный же транспорт рядовых сотрудников в потоке трудно отличить от обычных машин. Ford Focus, Lada Priora, Chevrolet Niva, УАЗ Патриот, Skoda Rapid — в любом мало-мальски крупном населённом пункте счёт аналогичных машин идёт на тысячи. Вычислить среди них машины «чекистов» почти невозможно. Полностью заводское исполнение, тонировка задней полусферы, чистый кузов едва ли не в любую погоду — признаки, которыми может обладать и вполне обычный автомобиль. О принадлежности к силовикам может свидетельствовать лишь нештатная внешняя антенна и особое крепление номерных знаков.

Специальная техника бывшего 16 Управления КГБ

Специфическая техника у бывшего 16 Управления КГБ СССР, в перечень задач которого входила электронная разведка, радиоперехват и дешифровка. Внешне ничем не примечательные фургоны или внедорожники буквально напичканы аппаратурой. В зависимости от модификации, исполнения и задач, автомобили-лаборатории служат для монтажа или транспортировки оборудования, а также обеспечения его бесперебойной работы. Самым распространённым комплексом радиоэлектронного оборудования является «Эфир». Типовая лаборатория может быть смонтирована на базе ГАЗ-27057, КамАЗ-43114, Volkswagen Transporter, Mercedes-Benz Sprinter или Ford Transit.

Несмотря на то, что материально-техническая база ФСБ позволяет проводить спецоперации своими силами, полностью независимо работают «чекисты» редко. Чаще всего спецоперации проводятся совместно с Росгвардией, полицией и СКР. Схожие задачи обуславливают и сходный автопарк: те же комплексы «Эфир», но с разной начинкой есть у всех трёх спецслужб.

«Альфа» и «Вымпел»

Гордостью отечественных спецслужб являются группы центра специального назначения (ЦСН) ФСБ — «Альфа» и «Вымпел». Для проведения антитеррористических операций ЦСН ФСБ были разработаны два бронированных автомобиля на грузовом шасси КамАЗ— «Фалькатус» и «Викинг». Широкой публике броневики продемонстрировали 26 февраля 2016. Известно, что «Фалькатус» весит 15,5 тонн, амортизаторы у него сдвоенные, а мощность двигателя свыше 830 л.с.

В основе обеих машин лежит укороченное шасси от гоночного КамАЗ‑4911, бессменного участника ралли «Дакар». Броня защищает автомобили от пуль калибра 7,62 мм, а экипаж может наблюдать за боевой обстановкой через комплекс видеокамер по периметру автомобиля.

***

Работа по защите государственной безопасности не публична. От обывателя скрыто 99% деятельности спецслужб, а критерием успеха операций ФСБ является отсутствие громких происшествий. «Чекисты» редко проводят показательные выступления и делятся подробностями каждодневной работы в СМИ. Под стать этой картине и техника ФСБ — в большинстве своём неприметная, простая, но безотказная и всегда готовая к выполнению непростых задач.