Jaguar XJ — 50 лет!

27.12.2018
0

В нынешнем году Jaguar XJ отпраздновал свой полувековой юбилей. Мы на 4R.ru не могли пройти мимо и решили вспомнить, с чего все начиналось и как менялся «ИксДжей» на протяжении этих 50 лет.

Jaguar XJ 50 лет

Фото: Jaguar Land Rover

Первое поколение — Series 1, 2, 3

1968 — 1992

Основатель компании Jaguar сэр Вильям Лайонс (William Lyons) представил первенца серии XJ — модель XJ6 — 26 сентября 1968 года в Бирмингеме. На тот момент автомобиль оснащался независимыми подвесками по кругу, рядными бензиновыми «шестерками» объемом 2,8 л (149 л.с.) или 4,2 л (186 л.с.). В паре с ними работали четырехступенчатая «механика» или трехступенчатый «автомат».

В 1972 году XJ обзавёлся топ-версией с мотором V12 объемом 5,3 л (253 л.с.). Тогда же появился Jaguar XJ6L с удлиненной колесной базой. В 1973-м двигатель 2,8 л заменили на 3,4-литровый (161 л.с.), а из производственной гаммы исключили короткобазную версию. Последняя модернизация первого поколения XJ датирована 1979 годом, когда, помимо очередной «ретуши», автомобиль обзавелся усовершенствованным V12, который стал на 42 л.с мощнее.

В период с 1975 по 1996 год выпускался спортивный Jaguar XJ-S с базой от Jaguar XJ — преемник легендарного E-Type.

Второе поколение — XJ40

1986 — 1994

Премьера Jaguar XJ второго поколения состоялась 8 октября 1986 года на Парижском автосалоне. В новом поколении кузов стал прочнее и обзавелся программируемыми зонами деформации. Изменились задняя подвеска, в ней появились пневмоэлементы. Электрика дополнилась компьютером самодиагностики «VCM», который при наличии неисправностей выводил ошибки на панель приборов.

Первоначально XJ40 оснащался двумя рядными «шестерками» — с одним распредвалом объемом 2,9 л (163 л.с.) и с двумя распредвалами объемом 3,6 л (204 л.с.). Вариантов трансмиссий было тоже два: пятиступенчатая «механика» или четырехдиапазонный «автомат». После покупки английского бренда «Фордом» в 1989 году линейка двигателей поменялась. Мотор 3,6 л уступил место четырехлитровому (226 л.с.), а в 1991 году «шестерку» 2,9 л заменили на 3,2 л (224 л.с.). В 1993 году под капот установили шестилитровый V12 (318 л.с.). Столь мощный двигатель требовал соответствующей трансмиссии. Ей стал четырехступенчатый «автомат» 4L80 производства GM, который использовался во многих американских внедорожниках, в том числе армейском HUMVEE.

Jaguar XJ второго поколения выпускался до 1994 года. Всего с 1986 по 1994 год сборочные цеха покинуло 208 706 автомобилей.

Третье поколение — x300

1994 — 2003

Третье поколение XJ родилось уже под эгидой компании Ford. Американцы инвестировали в Jaguar почти 200 млн долларов, что позволило в 1994 году смонтировать новый (старый работал еще с 1955 года) конвейер с производительностью до 25 автомобилей в час. Еще около 80 млн долларов Ford вложил в проект «х300», который воплотился в Jaguar XJ третьего поколения.

Но глобальных нововведений фанаты «Ягуаров» не увидели. Несущий кузов, двигатели (рядные «шестерки» объемом 3,2 л и 4,0 л) и трансмиссии (пятиступенчатая «механика» и четырехдиапазонный «автомат») остались прежними. Зато дизайн стал современнее, хотя и сохранил фирменный стиль, присущий всем поколениям XJ.

В третьей генерации представительский седан получил спортивную версию — XJR. Она оснащалась мотором AJ16 с механическим компрессором и выдавала 326 сил. Версия XJ12 с шестилитровым агрегатом под капотом (311 л.с., 475 Нм) отличалась удлиненной на 115 мм базой.

11 сентября 1997 года во Франкфурте представили обновленный Jaguar XJ8 (x308). Автомобиль оснащали бензиновыми V-образными «восьмерками» — 3,2 л (237 л.с.) и 4,0 л (284 л.с.). Культовую версию V12 с производства сняли, а спортивная XJR стала мощнее. Механическую коробку передач упразднили, а четырехступенчатый «автомат» заменили на пятиступенчатый. Также обновленный XJ обзавелся новейшим рулевым управлением ZF Servotronic, передней подвеской, как у ХК8 (передняя —двухрычажная, пружинная, задняя — независимая многорычажная), новым комплексом электроники и более мощными тормозами.

В 2001 году Jaguar выпустил ограниченную 500 экземплярами версию XJR 100, приуроченную к 100-летию со дня рождения основателя компании —  сэра Уильяма Лайонса.

Четвертое поколение — x350

2003 — 2009

В начале 90-х годов Jaguar начал осваивать принципиально новое производство: в кузовах автомобиля стало больше алюминия. Детали кузова скреплялись заклепками и проклеивались специальным составом. В результате кузов получался на 60% жестче, чем аналогичный из стали. Модульная конструкция позволяла менять определенные части целиком.

На Парижском автосалоне новинку отполировали до зеркального блеска, что не только положительно повлияло на эстетику, но и подчеркнуло технические инновации модели.

Дебют серийного Jaguar XJ четвертого поколения состоялся 26 сентября 2002 года на Парижском автосалоне. Дата премьеры автомобиля была выбрана не случайно — ровно 34 года назад был презентован XJ первого поколения. Автомобиль сохранил знакомый силуэт, и многие фамильные черты, вроде сдвоенных фар и покатого багажника. Зато XJ обзавелся электронноуправляемой самовыравнивающейся многорычажной подвеской, шестиступенчатым «автоматом» и новыми двигателями.

Впервые для XJ был предложен дизель (2,7 л, 207 л.с). Трехлитровый бензиновый V6 выдавал 238 сил, а V8 предлагался в трех вариантах на выбор: 3,5 л (258 л.с.), 4,2 л (298 л.с.); 4,2 SС (395 л.с.). Последний двигатель оснащался механическим нагнетателем и устанавливался на спортивную версию с традиционным название XJR. Всего с апреля 2003 по август 2009 всего было произведено 95 240 Jaguar XJ четвертого поколения.

Пятое поколение — x351

2009 — н.в.

Пятая генерация оказалась революционной.  Крупномасштабные работы над проектом начались в 2005 году. Дизайн был готов к первой половине 2008, а в начале 2010 года  новый автомобиль поступил в продажу.

Под капоты машин первых лет устанавливали турбодизель 3,0 л (275 л.с., 600 Нм), а также три бензиновые V-образные пятилитровые бензиновые «восьмерки» — атмосферную (385 л.с.) и с механическим нагнетателем (470 или 510 л.с.). В качестве трансмиссии использовали шестиступенчатый «автомат», а подвески унифицировали с моделью XF (двухрычажка спереди и многорычажка сзади).

В 2013 году появилась версия, оснащенная новым шестицилиндровым бензиновым V6 (340 л.с.), восьмиступенчатым «автоматом» и системой полного привода с многодисковой муфтой, а также спортивная модификация XJR с 550-сильным пятилитровым V8 с механическим нагнетателем.

В 2015-м восьмиступенчатым «автоматом» стали оснащаться все версии XJ, автомобиль обзавелся электроусилителем рулевого управления (EPAS). Трехлитровый турбодизель стал мощнее на 25 л.с., появилась двухлитровая бензиновая «четверка» (240 л.с.), а топовый 5,0-литровый V8 теперь стал выдавать 550 л.с. Осталась и версия с 3,0-литровым бензиновым компрессорным V6 (340 л.с.). Также у XJ обновилась оптика, передний бампер, а в салоне появилась новая мультимедийная система.