Русская провокация, или Почему немец ездит на Lada Niva?

17.01.2019
0

Авторитетный автомобильный эксперт и владелец спорткаров рассказал, зачем он купил «Ниву»

Русская провокация, или Почему немец ездит на Lada Niva?

Фото: www.gtspirit.de

Йенс Майнерс, немецкий и американский автомобильный журналист, член жюри конкурса «Международный автомобиль года» (WCOTY). В личном владении Майнерса несколько автомобилей, в том числе и российская Lada Niva. Как правило, Йенс предпочитает спорткары. Однако легендарный советский и российский внедорожник появился в его коллекции неслучайно. Более того: этот автомобиль воплощает протест против засилия технологий, которые, по его мнению, ведут автоиндустрию «не в ту сторону».

«Когда Максим на своем Hyundai Santa Fe везет меня в нью-йорский аэропорт Ла-Гуардия, он едва сдерживает смех. Мы беседуем об автомобильном рынке, конкуренции такси с «Убером», пока он меня не спрашивает, на чем я езжу сам лично. На «Ладе Ниве». Он не верит: «Они еще существуют?»

Да, «Нива», которая сегодня носит второе имя 4х4, еще существует. Причем по большей части — в оригинальной форме, в которой эту модель представили в 1977 году. Работы по созданию внедорожника, который должен был быть достаточно прочным для российской местности и одновременно привлекательным и комфортным, начались еще в 1970 году. И задумка удалась. Благодаря несущему кузову и независимой передней подвеске русский автомобиль обладал техническим преимуществом по сравнению с тем, что предлагал капиталистический Запад».

Серийно «Нива» (ВАЗ-2121, Lada 4x4) выпускается с 1977 года. Еще в начале 70-х перед руководством АвтоВАЗа была поставлена задача разработать автомобиль для жителей сельских районов СССР,  который бы отличался хорошей проходимостью. После испытания целого ряда предсерийных образцов и изготовления мелкой партии будущих «Нив» к XXV съезду КПСС было принято решение о массовом производстве автомобиля. В итоге в апреле 1977 года первые серийные ВАЗ-2121 увидели свет.

Новая модель оказалась невероятно успешной. Причем не только в СССР.  Практически с первых дней «Нива» отправлялась на экспорт, где также полюбили необычное для того времени сочетание несущего кузова с полным приводом. Как следствие, «Нива» стала не только синонином «неубиваемого русского автомобиля», но и настоящим отечественным брендом. С 70-х годов производство модели не прекращалось ни на минуту. В марте 2013 года АвтоВАЗ выпустил двухмиллионый автомобиль «Нива», который, впрочем, уже назывался иначе. С этим связана другая история — спор АвтоВАЗа с General Motors из-за авторских прав на название Niva. В результате модели, отпраздновавшей в 2017-м свое 40-летие, пришлось сменить имя на Lada 4x4, и под таким наименованием она выпускается до сих пор.

«Другим преимуществом Niva был ее внешний вид. Компактный кузов, характерное «лицо» и округлые грани в те времена выглядели очень современно, хотя и сегодня Niva обращает на себя внимание. За все время производства было лишь два обновления: в 1995 году задние фонари горизонтальной формы были заменены вертикальными, а 2014 году появился четко «вылизанная» версия Urban, нарисованная под руководством шеф-дизайнера Стива Маттина».

Не нужно быть экспертом, чтобы догадаться, что в стране «Мерседесов» и BMW марка Lada не пользуется большим спросом. Однако Lada 4x4 в Германии имеет свою небольшую, но стабильную аудиторию. Прежде всего, российский внедорожник предпочитают жители горных районов, поклонники охоты и рыбалки, фермеры, а также все те, кто любит проводить выходные в поездках по пересеченной местности. По статистике Федерального автомобильного ведомства (KBA), в январе-декабре 2018 года в Германии было продано 1436 «Нив». На первый взгляд — немного. Но с другой стороны, другие легендарные внедорожники также не могут похвастаться супервысокими продажами. Скажем, Jeep Wrangler в Германии за тот же период купили 2266 раз, а Suzuki Jimny — 4859 раз. В общем, результат «Нивы» на немецком рынке откровенно плохим не назовешь. Особенно для модели, которой почти исполнилось 42 года.

«Я сделал выбор в пользу стандартной модели, которую все так же можно купить. Этот автомобиль — настоящий анахронизм. Детали вроде дверных ручек или подрулевых переключателей унаследованы от «Фиатовских» типовых модулей из начала 70-х. Замок зажигания расположен слева, как на Porsche. 1,7-литровый атмосферный мотор развивает лишь 83 л. с., ему тихонько подпевает коробка передач. Теперь мне реже приходят штрафы за нарушения ПДД, а я радуюсь меньшему радиусу разворота в городе и четырем полностью просматриваемым углам габаритов».

В Германии Lada 4x4 предлагается в пяти различных вариантах. Трехдверный автомобиль можно получить в стандартной модификации, а также в версиях Urban и Taiga. Последняя пользуется особой популярностью у немецких клиентов из-за дополнительного оборудования: защиты картера, боковых молдингов, дополнительной защиты днища, антикоррозионной обработки и т. д.  Пятидверная «Нива» в Германии доступна в стандартной версии, а также в версии Urban. Обычная трехдверная Lada 4x4 обойдется в 11 990 евро (922 630 рублей по текущему курсу), за версию Taiga попросят 12 590 евро (968 800 рублей), а Urban стоит 13 290 евро (1 022 660 рублей). Пятидверная Lada 4x4 в Германии оценивается в 13 490 евро (1 038 050 рублей) и 14 790 евро (1 345 850 рублей) за стандартную модификацию и версию Urban соответственно.

«Чего у «Нивы» нет, так это — современных «фишек» вроде пищащих и подтормаживающих систем помощи или встроенных SIM-карт. И именно поэтому я купил себе этот автомобиль. А еще из-за историй, которые можно пережить благодаря ему — Максим с легкостью может вспомнить парочку таких. Кстати, удовольствие это не особенно дорогое. Цены на Lada 4x4 в прайслисте немецкого импортера Lada Deutschland начинаются с отметки 11 090 евро».