5 неизвестных автомобилей из культового советского кино

21.01.2019
0

Думаете, что разбираетесь во всех машинах из советских фильмов? Не спешите с выводами. Мы удивим вас интересными подробностями о моделях из знаменитых отечественных кинолент

5 неизвестных автомобилей из культового советского кино

Фото и видео: Youtube, Stereo.ru, pastvu.com

Советские фильмы — наше все. Не только из-за их гениальности и жизненности — иногда у зрителя просто не было особого выбора, что смотреть. Но и режиссеры действовали в очень ограниченных условиях по части реквизита. Взять, к примеру, автомобили. Это сейчас найти машину нужной марки и модели не проблема, а в крайнем случае можно отправиться на съемки за границу, где такой автомобиль точно будет. В советское время все было иначе. Да и сам зритель зачастую даже не знал о том, какую именно технику он видит на экране. В качестве доказательства предлагаем вашему вниманию пять автомобилей из советского кино, чьи марки и модели далеко не очевидны даже для самых преданных киноманов.

«Мираж»

Как правило, при разговорах о нашем старом кино многие вспоминают советский быт, который был показан в фильмах того времени. Но в Советском Союзе делали фильмы и о загранице. Одна из таких картин — фильм «Мираж», снятый в 1983 году по мотивам романа Д. Чейза «Весь мир в кармане». И, надо сказать, режиссеру Алоизу Бренчу удалось передать реалии США, конечно, насколько это вообще было возможно в тогдашних условиях.

Поскольку дело происходит в Америке, фильм изобилует иномарками. Разумеется, сейчас в глаза прямо бросается, что многие из них не соответствуют американским реалиям, однако в начале 80-х это мало кого волновало. Разумеется, два автомобиля привлекают особое внимание. Первый из них — это инкассаторский броневик, вокруг которого строится сюжет. С ним особых проблем нет — даже советский зритель с легкостью угадывал в нём закамуфлированную «Ниву» ВАЗ-2121.

А вот другая машина — это зеленый американский автомобиль, на котором ездили главные герои. В Советском Союзе мало кто знал, что это за марка и модель. Зато сегодня мы с уверенностью можем сказать: это — Pontiac Grand Ville — модель, выпускавшаяся с 1971 по 1975 год и предлагавшаяся в разное время с 6,6-литровым мотором мощностью 187 л.с. и с 7,5-литровым двигателем, развивавшим 330 л.с. В «Мираже» снялся Pontiac 1972 года. Как он оказался в СССР — загадка. Тем не менее, автомобиль спокойно пережил съемки, проходившие в Латвии, и в дальнейшем остался в этой стране и даже принимал участие в различных выставках и показах.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

Эта кинокартина Леонида Гайдая стала не просто популярной комедией, а по-настоящему культовым фильмом, который до сих пор нередко демонстрируют как образ «светлой советской действительности». Но еще «Кавказская пленница» была интересна количеством автомобилей, которые то и дело мелькали в кадре. Вот только правильно идентифицировать их и сегодня может далеко не каждый!

Начнем с красного кабриолета, на котором Трус, Балбес и Бывалый вместе с захваченной Ниной улепетывали от Шурика. Многие были уверены, что в фильме снялась «Волга» ГАЗ-21, который для фильма специально лишили крыши. Откуда взялась версия про «Волгу» понятно: в кадре несколько раз мелькает «ГАЗовский» олень, установленный на капоте. Вот только даже беглого взгляда всегда хватало, чтобы понять: «Волга» эта какая-то странная… Ничего удивительного! Дело в том, что это — никакая не «Волга», а Adler Trumpf — немецкая модель, выпускавшаяся в период с 1932 по 1939 год. Примечательно, что сам автомобиль принадлежал Юрию Никулину, а к моменту появления на экране уже пережил ряд изменений, например, получил мотор, коробку и задний мост от «Москвича-407». Что же до «ГАЗовского» оленя на капоте, то даже в кадрах фильма видно, что прикручен он на капот довольно кустарно — на заводе даже в те годы так сделать не могли.

Еще один интересный автомобиль, попадающийся в «Кавказской Пленнице» — это рефрижератор, перевозящий мороженное мясо, в который забираются Трус, Балбес и Бывалый. Многие ошибочно принимают этот грузовик за МАЗ-503 — популярный советский тягач. Но на самом деле на экране иномарка, а конкретно — Škoda-LIAZ 706 RTTN. Эти чехословацкие грузовики в больших количествах закупались Советским Союзом и, как следствие, один из них попал на экраны.

Еще один автомобиль, который не мог не привлечь внимание зрителя — это микроавтобус, на котором в самом конце фильма уезжает «спортсменка, комсомолка и просто красавица» Нина. И многие его ошибочно называют «Юностью». Не надо путать! ЗИЛ-118 «Юность» — очень интересный и редкий микроавтобус, построенный на агрегатах грузовика ЗИЛ-130. Благодаря внешнему виду, созданному дизайнером Эриком Сабо, он действительно запомнился очень многим. Однако в фильме Гайдая снялся не он, а микроавтобус «Старт», разработанный в 1963 году. Этот автомобиль тоже имел свои уникальные особенности — например, сочетание рамного шасси с кузовом из углепластика. Всего было выпущено около 150 таких автомобилей, но в массовое производство «Старт» так и не пошел. Так что в «Кавказской Пленнице» мы видим по-настоящему редкий исторический экспонат, который благодаря фильму уже точно не будет забыт.

«Место встречи изменить нельзя»

Зеленый автобус по прозвищу «Фердинанд» памятен всеми зрителями, следившими за приключениями Глеба Жеглова и Владимира Шарапова в легендарном фильме «Место встречи изменить нельзя». Но вот о том, что это за модель, знают немногие.

Принято считать, что роль «Фердинанда» в советском фильме исполнил «ЗИС-8» — автобус, выпускавшийся в Москве в период с 1934 по 1936 год. Однако на самом деле это не так. Специально для съемок фильма была построена точная копия данной модели. В её основу легло обычное шасси грузовика «ЗИС-5», а не его удлиненная рама как у настоящего «ЗИС-8». Более того, если присмотреться к автобусу на экране, можно заметить, что у него нарушены пропорции, а также сильно отличаются колесные диски. В действительности «Фердинанд» для «Место встречи изменить нельзя» был построен Авторемонтным кузовным заводом («Аремкуз»), а по внутренней документации вообще проходил как «ЗИЛ-8». Согласитесь, весьма странное сочетание, если учесть, что такой модели никогда не было. Разгадка же довольно проста: букву «С» в названии заменили на «Л» на волне борьбы с культом Сталина в начале 60-х, а саму же копию автобуса изготовили специально для легендарного сериала о сотрудниках МУРа.

«Семнадцать мгновений весны»

«Штирлиц открыл ворота, сел за руль и включил зажигание. Усиленный мотор его «Хорьха» заурчал ровно и мощно», — писал Юлиан Семёнов в книге «Семндацать мгновений весны». Но это — в книге. А на экране на зрителя смотрел автомобиль другой марки — Mercedes-Benz. Поскольку сериал «Семнадцать мгновений весны» оказался невероятно популярным, выражение ««Мерседес» как у Штирлица» стало по-настоящему крылатым. Вот только на какой же модели ездил на самом деле советский разведчик?

Раскрываем секрет: это — Mercedes-Benz 230 (W143). Такой автомобиль выпускался с 1937-го по 1941 год и оснащался 2,2-литровым двигателем мощностью 55 л. с. Любопытно, что, в отличие от очень дорогих Horch, Mercedes-Benz 230 был скорее автомобилем для более-менее состоятельного человека среднего класса. А поскольку «двухсот тридцатых» и в ГДР, и даже в послевоенном СССР хватало, то найти соответствующую машину в 70-х годах не составило проблемы. И это, пожалуй, исключение из общего правила.

«Подкидыш», троллейбус ЯТБ-3

Наконец, еще одно транспортное средство из советского кино, вызывающее немалый интерес — это не легковой автомобиль и не грузовик, а… троллейбус! Те, кто внимательно смотрели довоенный фильм «Подкидыш», могли заметить, что в кадре мелькает двухэтажный троллейбус. Вот только что это за «рогатый» такой?

На самом деле в фильме мы видим советскую модель ЯТБ-3, выпущенную Ярославским автомобильным заводом. Этот троллейбус советское предприятие создало в 1938 году, взяв за основу английские машины компании English Electric Company. В основе даблдеккера лежало трехосное шасси, на которое был «навешан» цельнометаллический кузов. ЯТБ-3 мог вместить 100 человек и разгонялся до 55 км/ч. Правда, несмотря на свой необычный внешний вид, удобным назвать его было сложным. Причин несколько: тут и наличие лишь одной двери для входа и выхода пассажиров, и низкая высота потолка в салоне, из-за которой пассажиры ехали сгорбившись, и, наоборот, большая высота кузова (4,7 метра), из-за которой возникали проблемы с контактной сетью. В итоге уже в начале 50-х годов ЯТБ-3 начали массово списывать и уничтожать. Как следствие, до наших дней не дожил ни один экземпляр этой регулярной модели, и увидеть её мы можем лишь в советском кино.