Автодилеры взвинтили цены: что происходит?
Автомобили с нового года подорожали минимум на 2% из-за роста НДС. Нестабильный курс рубля, опасение экономических санкций США, неясность с господдержкой отрасли, инфляция будут и дальше толкать цены вверх.
Традиционное подорожание автомобилей с началом нового года не замедлило отразиться на прайс-листах в автосалонах. Автокомпании, как обычно, сетуют на курс рубля, который зависит от множества факторов – от политических до экономических. Также топ-менеджеры признались, что на ценники влияют неопределенные и порой неожиданные действия правительства. Эксперты и сами автопроизводители рассказали «АвтоМиру», почему и насколько будут расти цены на машины в 2019 году.
Обновили ценники на свою продукцию такие бренды, как Audi, BMW, Ford, Jeep, Lexus, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Nissan, smart, Toyota и многие другие.
Почему цены будут расти
Председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер осторожно заявил, что на цены может повлиять выросшая на 2% с января ставка НДС – с 18 до 20%. Сами автопроизводители не скрывают, что с нового года уже заложили это изменение в прайс-листы. Исключением стал бренд Renault — это одна из немногих компаний, которая пока не учла рост НДС в ценах на свои локализованные модели.
2% прибавили в цене новые автомобили в России с начала года — это вызвано повышением НДС.
По словам главы марки Skoda в России Яна Прохазки, 2% к стоимости автомобилей прибавили практически все компании: избежать этой меры было невозможно. При этом Прохазка уверен — главным фактором роста цен на автомобили в 2019 году станет нестабильный курс рубля: «Если евро будет стоить 77 рублей — будет очень плохо, а если он подорожает до 80 рублей — это принесет настоящие проблемы и нанесет серьезный удар по покупательской способности россиян».
В Kia подтвердили, что не смогли проигнорировать факт роста НДС. По словам директора по маркетингу Kia Motors Rus Валерия Тараканова, делать шаги первой в плане дальнейшего повышения цен марка не намерена, но реагировать на действия конкурентов будет оперативно.
В свою очередь гендиректор Porsche Russland Томас Штэрцель признался, что рост НДС ощутил и премиальный сегмент, и клиенты не смогут этого не заметить. По его мнению, на российский автомобильный рынок напрямую будет влиять политическая ситуация в стране и в мире. «По опыту последних лет мы видим, что санкции со стороны США могут оказать серьезное воздействие на стабильность российского рубля, многое будет также зависеть от цен на нефть», — сказал Штэрцель.
В Комитете автопроизводителей АЕБ также считают, что если США решат ввести новые санкции в адрес России, это неизбежно ударит по курсу рубля. «Этот вопрос будет обсуждаться в феврале, и возможное ужесточение санкций создает существенные риски и неопределенности на рынке», — объяснил Йорг Шрайбер. Кроме того, по его словам, серьезной проблемой для автомобильной отрасли может стать возможное повышение утилизационного сбора и неопределенность с господдержкой (программы стимулирования спроса и компенсация автокомпаниям части их затрат). «Мы считаем необходимым сохранить меры господдержки отрасли, хотя по-прежнему они остаются неясными», — сказал Шрайбер.
В Министерстве промышленности и торговли действительно до сих пор не могут определиться, будут ли продлены меры господдержки автомобильной отрасли на 2019 год, и если да, то какие именно. Ранее в ведомстве пообещали, что на программы стимулирования спроса (например, «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль»), позволяющие покупателям получать скидки на машины стоимостью до 1,5 млн руб., выделили 15 млрд руб. до 2020 года. Позже с критикой продления госпрограмм выступил вице-премьер Дмитрий Козак – с тех пор на запросы журналистов на эту тему в Минпромторге отвечать перестали. Но понятно, что и дальше отмалчиваться у чиновников не получится: ответов ждут и автопроизводители, и потребители.
Сдерживать цены уже нечему
По оценке главы аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, темп роста цен в 2019 году сохранится на уровне прошлых лет и составит 5-7%.
В свою очередь, аналитик ГК «Алор» предполагает, что автомобили подорожают минимум на 8%. «Заметнее всех будут сдерживать цены бренды-середнячки, ориентируясь на границу 2,5 млн, — говорит Алексей Антонов. — VAG, у которого производство автомобилей в среднем ценовом сегменте практически не реализовано, за исключением Kodiaq и Tiguan, уже второй год подряд поддерживает цены за счет повышения стоимости опций. Автомобили концерна сейчас в любом случае подорожают в пределах общих для рынка 8-9%, однако базовые модели будут дорожать значительно медленнее, а количество дешевых опций будет сокращаться.
Toyota будет поднимать цены постепенно, в целом — на 7-8%. Больше всего маневра для корректировки ценовой политики имеют Hyundai и Kia, которые будут стремиться сохранить свои позиции в бюджетном сегменте и сегменте SUV, однако их автомобили могут подорожать в пределах 8%.
Альянс Renault-Nissan будет повышать медленнее других, благодаря преференциям, которые они имеют на российском рынке. С другой стороны, сейчас на Альянс в рамках инвестиционного контракта ложатся обязательства по наращиванию локализации производства. Эти расходы будут переложены и на потребителя, но «рост цен будет ниже среднерыночного».
Директор «Экспертной группы Veta» Дмитрий Жарский называет прогнозы по ценам на автомобили неутешительными. «Дешевеет нефть, медленно растет ВВП. Полагаю, что к весне курс доллара к рублю легко преодолеет отметку 70 рублей: к лету можно ждать подорожания новых и подержанных автомобилей на 6-8%».
Анализ сайтов автопроизводителей и данные аналитического агентства «Автостат» показывают, что с начала года цены на новые машины показали драматический рост.
При этом источники «АвтоМира» на автомобильном рынке говорят, что Россия вновь может стать перспективным рынком на фоне проблем на мировых рынках — таких, как Китай или США. По их мнению, достаточно будет политического жеста со стороны руководства страны, и ряд санкций будет снят — что привело бы к стабилизации рубля и росту экономики.
1. Zotye | 3,8-11,1% |
2. Citroen | 1,4-8,9% |
3. Toyota | 1,6-8,6% |
4. Porsche | 1,7-6,9% |
5. Mercedes-Benz | 1,6-6,7% |
6. Ford | 0,8-6,6% |
7. Volkswagen | 1,5-5,7% |
8. Cadillac | 0,8-5,6% |
9. Nissan | 1,6-5,6% |
10. Jeep | 1,7-4,8% |
11. Honda | 3,5-4,8% |
12. Lifan | 2,8-4,5% |
13. Mazda | 0,9-4,4% |
14. Peugeot | 1,6-4,4% |
15. Lexus | 1,7-4,3% |
16. Chery | 1,8-4,0% |
17. Renault | 1,2-3,9% |
18. Subaru | 1,9-3,9% |
19. Skoda | 1,5-3,8% |
20. Infiniti | 1,6-3,7% |
21. Audi | 1,9-3,7% |
22. Volvo | 0,4-3,4% |
23. Kia | 0,9-3,1% |
24. Datsun | 1,5-3,0% |
25. Lada | 2,5-3,0% |
26. BMW | 1,3-2,9% |
27. Hyundai | 1,7-2,7% |
28. Mitsubishi | 1,7-2,6% |
29. Smart | 2,2-2,4% |
30. УАЗ | 1,7-1,9% |
31. Chevrolet | 1,6-1,8% |
32. Haval | 1,6-1,7% |