Почему мы все больше платим за автокредиты?

11.02.2019
0

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в прошлом году своих владельцев обрели более 1,8 млн новых автомобилей, и это на 12,8% больше, чем годом ранее. Больше половины этих машин было приобретено в кредит.

Почему мы все больше платим за автокредиты?

Фото: 4R.RU; nzherald.co.nz

По словам генерального директора Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александра Викулина, одним из основных и наиболее доступных способов приобретения машин остается автокредитование – доля кредитных автомобилей в прошлом году составила более 50% от общего числа проданных.

Берут больше и чаще

По отношению к росту рынка кредитование растет опережающими темпами. Если валовые продажи выросли на 12,8%, то объем выданных автокредитов за 10 месяцев прошлого года, по данным НБКИ, составил более 485 млрд рублей. Это на 23,3% выше аналогичного показателя 2017 года. При этом в октябре 2018 года объемы выдачи автокредитов оказались рекордными за все время наблюдения за этим видом розничного кредитования (56,9 млрд рублей).

Растет и средняя сумма автокредита. В декабре 2018 года этот показатель впервые превысил отметку в 800 000 рублей, дойдя до 810 300 рублей и увеличившись за год на 11,3%. При этом в крупных городах кредиты берут на еще большие суммы. В Москве средний размер автокредита составляет 1 169 000 рублей, в Московской области — 997 300 рублей, а в Санкт-Петербурге – 953 500 рублей.

Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов подчеркивает, что основным фактором увеличения доли кредитных автомобилей в структуре рынка была реализация госпрограмм льготного автокредитования. В рамках программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», помимо субсидированной процентной ставки, покупатели получали и скидку 10% на автомобиль.

Погоду делают не только «льготники»

Однако под льготное автокредитование попадали машины стоимостью до 1,45 млн рублей. А по словам Александра Викулина, на увеличение объемов автокредитования, помимо удорожания импортных автомобилей, влияет и улучшение процедуры управления кредитными рисками со стороны банков. Сегодня банки стараются кредитовать граждан, чья кредитная история не вызывает у них вопросов и чьи доходы находятся на стабильном уровне, при этом сумма кредита покрывает не более 50% от стоимости автомобиля.

Таким образом средние суммы автокредита однозначно указывают на то, что фокус внимания покупателей сместился в сторону автомобилей более высокого ценового сегмента. Это подтверждается статистикой продаж от АЕБ — лучший рост в 2018 году среди массовых автомобильных брендов с объемом продаж более 10 000 машин в год показали Mitsubishi (+87%), Skoda (+31%), Kia (+25%), Mazda (+22%) и BMW (+19%). Из условно бюджетных марок ростом могла похвастать только Lada (+16%) — остальные игроки рынка ушли в минус. 

Прогноз неочевиден

Эксперты связывают такую динамику с изменением курса доллара, который в 2018 году вырос почти на 15%. Аналогичное поведение покупателей наблюдалось и во время сильного скачка курса в 2014 году — граждане приобретали автомобили люксовых марок, вкладывая в них обесценивающиеся сбережения и привлекая в том числе кредитные деньги.

Будет ли автокредитование развиваться такими темпами и далее, не вполне очевидно.

Сегодня Банки стараются кредитовать в основном надежных заемщиков.

По прогнозам АЕБ, на двузначные показатели роста в 2019 году автомобильному рынку рассчитывать не приходится — эксперты Ассоциации европейского бизнеса ждут роста продаж на 3,6% до 1,87 млн новых машин. И то таких показателей, скорее всего, удастся достичь по итогам года. У первого полугодия есть все шансы стать провальным сразу по нескольким причинам — из-за ожидаемого роста цен, в том числе из-за роста ставки НДС, а также из-за отмены льгот на импорт комплектующих для машин в рамках «режима промышленной сборки».

Динамика среднего размера автокредита в регионах РФ в декабре 2018 года в сравнении с декабрем 2017 года среди 40 регионов-лидеров по объемам данного вида розничного кредитования, в руб. (Данные НБКИ).

Кроме того, в конце 2018 года Центробанк впервые за последние четыре года изменил в сторону увеличения размер ключевой ставки. Это решение станет толчком для роста процентных ставок по кредитам, что обусловит и некоторое охлаждение автомобильного рынка.