Экологические зоны для автомобилей: все за и против

10.02.2019
0

В России могут ввести новые ограничения на движения автотранспорта. 4R.ru разобрался, что ждет наших водителей

Экологические зоны для автомобилей: все за и против

Фото: 4R.ru

В 2019 году в Москве и Санкт-Петербурге могут появиться зоны, в которые будет запрещен въезд автомобилей низкого экологического класса. Ограничения на проезд транспорта местным властям позволил вводить закон «Об организации дорожного движения», который вступил в силу 30 декабря 2018 года.

Проработать соответствующую меру к 4 марта властям двух столиц совместно с Минтрансом, МВД, Минпромторгом и Минприроды поручило правительство РФ. А ранее в её пользу высказался Совет по правам человека (СПЧ). Мэр Москвы Сергей Собянин уже выразил готовность оказать содействие в решении данного вопроса.

Еще в июле 2018 года в ПДД были внесены новые знаки, ограничивающие въезд автомобилей с низким экологическим классом. Все ведет к появлению так называемых экозон, где запретят проезд на автомобилях с грязным выхлопом. Насколько это хорошая мера? Давайте разбираться!

За: чище воздух

Самый очевидный эффект, который может дать введение экозон в Москве и Санкт-Петербурге, — это улучшение качества воздуха. Главная цель экостандартов «Евро» заключается в снижении уровня вредных выбросов — СО, СН и NOx. В Европе с 2015 года для всех новых автомобилей обязателен показатель Евро-6, а в России с 2016 года — Евро-5. Мало того, в целом ряде стран действуют территории (как правило — центры крупных городов), куда въезд авто с грязным выхлопом запрещен. Подобные экозоны есть в Германии, Франции, Австрии, Дании и других государствах.

Россия от Европы отличается не только отсутствием экозон, но и тем, что наш автопарк довольно старый. По статистике агентства «Автостат», 31,4% автомобилей в нашей стране не удовлетворяет нормам Евро-2, а еще 12,2% – нормам Евро-3. И не надо думать, что такие машины встречаются только где-то в глубинке, даже в Московской области их достаточно много. Поэтому если в столичные центры запретят въезд автомобилям с экологическим классом ниже Евро-4 (как изначально предлагал СПЧ), то воздух в них действительно может стать чище.

Насколько? Еще в 2017 году организация «Гринпис» выпустила прогноз, что ограничение движения такого транспорта может привести к снижению концентрации вредных выхлопов минимум на 22% к 2030 году. То есть уже в относительно близкой перспективе благодаря экозонам действительно станет легче дышать.

За: меньше пробок

Второй положительный эффект — это уменьшение заторов. Достаточно вспомнить, как проходило в Москве внедрение платных парковок: поначалу водители испытывали шок, но постепенно к ним привыкли. Сейчас уже сложно представить ситуацию, чтобы кто-то оставлял в центре Москвы машину на 8-12 часов, а когда-то это для водителей было нормой. Ограничения действительно частично разгрузили город. Если в столице введут ограничения на въезд для старых автомобилей, пробки уменьшатся, по крайней мере, на какое-то время. 

За: обновление автопарка

Появление экозон может стимулировать продажи новых автомобилей. Запрет на въезд в центр двух столиц способен подтолкнуть владельцев старых машин к покупке нового, более чистого автомобиля. А это хорошо не только для экономики, но и с точки зрения дорожной безопасности, поскольку сейчас автомобили оснащены самым современным оборудованием и держат удар гораздо лучше своих 20-30-летних предшественников.

Против: вопросы к реализации

Пока неизвестно, как водителей будут наказывать за въезд в «экозоны». Скорее всего, автовладельцам будет приходить штраф с камер. Представители московского ЦОДД уже заявили от готовности подключиться к работе по выявлению нарушений. «Техническая возможность фиксировать автомобили, въезжающие в экологические зоны, у ЦОДД есть при условии необходимой базы данных. Как только соответствующие ГОСТы будут утверждены, ЦОДД готов использовать камеры, чтобы отслеживать въезд автомобилей в зоны с ограничением экологического класса», — заявили в пресс-службе организации.

Если это окажется правдой, то к реализации проекта экозон могут возникнуть вопросы. Во-первых, нет никаких гарантий, что водители автомобилей класса ниже Евро-4 не поедут в центр, пусть и ценой штрафа. Во-вторых, данные об экологическом классе ТС стали вноситься в свидетельство о регистрации лишь с 2011 года. То есть автомобили, выпущенные ранее, смогут ездить без препятствий. Лишь в 2021 году вступит в силу новый пункт ПДД, по которому автомобилям без экологического класса в СТС окончательно запретят проезжать в новые зоны.

В-третьих, немало претензий существует и к самой работе комплексов фото- и видеофиксации: водителям нередко приходили «письма счастья» с ошибками, в том числе и за те нарушения, которые они не совершали. И, наконец, где гарантии, что некоторые автомобилисты просто не начнут нелегально переделывать ПТС? Так уже вовсю делают любители тюнинга, так что сделать автомобиль «экологически чистым» по бумагам за мзду «нужным людям» не составит труда.

Против: сомнения в эффективности

Департамент транспорта Москвы ссылается на мировой опыт и заявляет, что «здоровье и безопасность горожан всегда [стоят] на первом месте». Но действительно ли экозоны так эффективны? «В швейцарских городах не существует ограничений на движение автомобилей с высоким уровнем вредных выбросов. Или автомобиль проходит соответствующую проверку во время техосмотра и может ездить по всей Швейцарии, или он проваливает тест и тогда не может ездить вообще», пояснил порталу 4R.ru планировщик дорожного движения, руководитель проекта организации Fussverkehr Schweiz Доминик Букели.

Против: кнут без пряника

Еще один недостаток данной меры состоит в её явной репрессивности. Предположим, воздух благодаря экозонам действительно станет чище. Но что получит обычный водитель, у которого есть пусть старенький, но свой автомобиль? Он и так уже страдает из-за парковки стоимостью 380 р./час, подорожания топлива, высоких тарифов на ОСАГО и повышения штрафов… А тут в этот список добавляется еще одно ограничение: оказывается, въехать в какие-то районы он на своей машине даже не будет иметь права! То есть фактически на тысячи водителей наложат новые ограничения, не предоставив никакой компенсации.

По сути речь идет о социальной сегрегации: те, у кого хватит денег на новый автомобиль (или оплату штрафа), будут колесить по столице, как и прежде, а водители победнее уже не смогут не только припарковаться в центре, но и проехать его насквозь!

Эксперт также добавил, что в случае принятия новой меры выделятся три основных тренда. К ним будет относиться замена автомобилей на новые, отказ от поездок в Москву, а также продолжение таких поездок, но уже на своеобразной «платной основе».

Вывод 

Скорее всего, новые ограничения в Москве и Санкт-Петербурге действительно появятся. Как идея экозоны не так и плохи: качество воздуха в городах улучшится, а дилеры наверняка будут рады новым клиентам, желающим поменять автомобиль. Но автовладельцы могут запросто найти способ обойти запрет. К тому же нельзя забывать и о социальной составляющей — вряд ли водители обрадуются новым ограничениям. А на примере французских «желтых жилетов» мы знаем, что разгневанные автомобилисты могут стать страшной силой.