Культ автомобиля у советской элиты: самые интересные машины

11.02.2019
0

Подарок из Парижа вместо духов, «Победа» для главного стахановца, необходимый транспорт «Одноэтажной Америки» — чем был личный автомобиль для известных граждан СССР?

Культ автомобиля у советской элиты: самые интересные машины

Фото: gorbutovich.livejournal.com, pikabu.ru, Википедиа

В ЗИЛе-110, в машине зеленой,
Рядом с водителем — старый ученый.
В «Чайке» — седой генерал-лейтенант,
Рядом с шофером его адъютант.
В бежевой «Волге» — шахтер из Донбасса,
Знатный забойщик высокого класса.
В серой «Победе» — известный скрипач,
И в «Москвиче» — врач.
С. В. Михалков, 1950-ы гг.

«Первая москвичка за рулем» — Renault NN Владимира Маяковского для Лили Брик

Главный рупор Советского Союза много стихов посвятил автомобилям — новому транспорту, который должен был стимулировать развитие молодой страны. Был у Маяковского и свой личный автомобиль, небывалая наглость для конца 1920-ых гг. Правда, сам поэт за рулем не ездил и не желал — он привез машину из Франции для любви всей своей жизни, своей музе и вечной мучительнице Лиле Брик.

Брик любила быть на передовой у последних трендов, поэтому она обожала кататься по Москве на машине и сама стремилась за руль. Когда Маяковский отправился в 1928 году в Париж, он получил от любимой строгое задание — купить «автомобильчит». Поэт заблаговременно обзавелся в Народном Комиссариате Внешней и Внутренней Торговли разрешением на приобретение машины. 

«Учетно-Лицензионный отдел УЗО НКТорга СССР разрешает Вам закупку во Франции, под контролем Торгпредства, одного легкового автомобиля марки «Бьюик» с запасными частями стоимостью 3500 рублей или марки «Форд» стоимостью 1500 рублей без права перевода валюты и продажи в СССР. Настоящее разрешение должно быть обменено на ввозное свидетельство в Торгпредстве СССР во Франции. Лицензионный сбор взимается в Торгпредстве. Действительно в течение 3-х месяцев со дня выдачи».

«Любимая Лиличка», оставшаяся в Москве со своим мужем Осипом Брик и в нетерпении ожидающая машину, постоянно отправляла в письмах и телеграммах Маяковскому подробные инструкции. «Лучше закрытая — conduite interiere — со всеми запасными частями, с двумя запасными колесами, сзади чемодан». Еще «игрушка для заднего окошка, часы с заводом на неделю и автомобильные перчатки, всякая мелкая автомобильная одежда».

По письмам Брик можно составлять конфигуратор: «Про машину не забудь. 1) предохранители спереди и сзади, 2) добавочный прожектор сбоку, 3) электрическую прочищалку для переднего стекла, 4) фонари сзади с надписью stop, 5) обязательные стрелки, показывающие, куда поворачивает машина, 6) теплую попонку, чтобы не замерзала вода, 7) не забудь про чемодан и два добавочных колеса сзади. Про часы с недельным заводом. Цвет и форму (открытую... закрытую) на твой вкус. Только чтобы не была похожа на такси. Лучше всего Buiсk или Renault. Только НЕ Amilcar!»

Поэт смог найти Renault NN. Какой — понятно по обратной телеграмме. «Покупаю Рено. Красавец серой масти: 6 сил, 4 цилиндра, кондуит интерьер. 19 декабря поедет в Москву». Во время последующих поездок во Францию поэта ждали многочисленные заказы на запчасти, которых было «не достать в Москве для нашего типа Рено».

Брик была одной из первых женщин в СССР, получившей права. Кроме нее, как она писала Маяковскому, в Москве управляла машиной только жена французского посла.

Сам поэт, выполняя госзаказы, в это время издавал такие пророческие стихи: 

Слив в миллионы наши гроши,
построим заводы автомашин.
Нечего тогда пешеходному люду
будет трепать подошвы:
велосипеды и автомобили
будут и в рассрочку, и дёшевы.
1928 год

«Мышиный» Ford из одноэтажной Америки — для Ильфа и Петрова

Гениальные и остроумные писатели-соавторы Илья Ильф (настоящее имя — Иехиел-Лейб бен Арье Файнзильберг) и Евгений Петров (настоящее имя — Евгений Петрович Катаев) из Одессы автомобили любили, даже сделали машину героем своего произведения — «Золотого теленка». Любили они и пешеходов, ведь «Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть. Пешеходы создали мир. … Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли».

В 1935 году писатели, вооружившись корреспондентскими удостоверениями «Правды», совершили вояж по США, результатом которого стали записки «Одноэтажная Америка». Для путешествия они приобрели в Нью-Йорке новый Ford — в рассрочку. После поездки машину можно было вернуть назад, не выплачивая полную стоимость.

Попытка посмотреть на Нью-Йорк из автомобиля не удалась. Мы ехали по довольно темным и мрачным улицам. Иногда что-то адски гудело под ногами, иногда что-то грохотало над головой. Когда мы останавливались перед светофорами, бока стоящих рядом с нами машин заслоняли все. («Одноэтажная Америка», Ильф и Петров)

К сожалению, точных подтверждений модели «Форда» в истории не осталось. Зато известно, что машина была серого — «мышиного», как говорили писатели — цвета. Автомобиль проехал из Нью-Йорка до Калифорнии и обратный путь — всего около 16 тысяч километров. Насладитесь впечатлениями советских граждан об американских дорогах тех лет.

Мы катились по ней с такой легкостью и бесшумностью, с какой дождевая капля пролетает по стеклу. Дорога на всем своем протяжении была разграфлена белыми толстыми полосами. По ней в обоих направлениях могли идти сразу четыре машины. Практически эти дороги, подобно дорогам древнего Рима, построены на вечные времена. Дороги — одно из самых замечательных явлений американской жизни.

Личная «Победа» Алексея Стаханова

По имени советского шахтера из Орловской губернии было названо Стахановское движение — социалистическое соревнование по рекордным трудовым показателям. Рекордная смена, за которую Стаханов добыл угля в 14,5 раз больше нормы, была спланирована заранее и проведена при помощи еще двух рабочих, однако в рамках пропаганды считалась личным достижением одного шахтера.

Герой социалистического труда и советской прессы злоупотреблял свалившейся на него славой: гулял по ресторанам и спивался, транжирил выделяемые ему деньги и при этом требовал ремонта в квартире, которую ему выделили в элитном Доме на набережной в Москве. Само собой, Стаханов грезил и о личном автомобиле, малодоступном для абсолютного большинства советских граждан.

О машине Стаханов писал лично покровительствующему ему Иосифу Сталину: «Уважаемый Иосиф Виссарионович! Я Вам пишу и надеюсь, что мое письмо попадет к Вам в руки. Дело в том, что в 1944 году Молотов Вячеслав Михайлович разрешил мне получить трофейную машину. В свою очередь Наркомат обороны … выдал мне эту машину, которая была совершенно разбита, ее кое-как отремонтировали… В настоящее время Наркомат обороны получает машины марки «Шевроле», и я бы очень Вас просил выделить мне одну хорошую машину…»

Автомобиль главному стахановцу был выделили — это была «Победа», также как и обеспечен ремонт и строительство личной дачи. Однако это не помогло герою труда вернуться к нормальной жизни.

Кабриолет Adler Trumpf и универсалы ГАЗ Юрия Никулина

У легендарного советского комедианта Юрия Никулина было несколько автомобилей — он любил машины и сам возился с ними, хотя за руль сел довольно только после 40 лет. В истории остался, прежде всего, кабриолет Adler Triumpf — в его бронзовую копию садится бронзовый Юрий Никулин: памятник установлен перед зданием цирка на Цветном бульваре.

Красный кабриолет сыграл свою роль в кино — на этой машине Балбес с напарниками Бывалым и Трусом уезжали от Шурика в фильме «Кавказская пленница». На капоте машины красуется «олень», эмблема ГАЗ, из-за чего многие принимали машину за «Волгу», однако прикручен он кустарно, явно не на заводе. На самом деле это личный Adler Triumpf Никулина, который пережил ряд доработок — в частности, мотор, коробку и задний мост от «Москвича-407».

Само собой, были у Никулина и советские машины, в основном универсалы — для большой семьи актера. ГАЗ-22 с 75-сильным 4,45-литровым мотором с номером «80-60 МОТ» узнавали все столичные гаишники. Изначально автомобиль был черным, но затем его перекрасили в серый цвет, а сиденья одели в велюровые чехлы вишневого цвета, купленными в США. Особенностью никулинской «Волги» был подголовник у водительского места.

Позже артист приобрел белый ГАЗ-2402, который угнали в 1982 году и так и не нашли. Вместо нее Никулин купил универсал ВАЗ-2102.

Любимые «американцы» Никиты Хрущева

Партийная элита СССР автомобили обожала и не стеснялась выбирать дорогие иностранные модели, которые, впрочем, вдохновляли на развитие собственного «премиального» автопрома. Никита Хрущев, ставший преемником Сталина на посту первого секретаря ЦК КПСС в 1953 году, предпочитал американские машины. Более того — при его правлении они стали ориентиром для советским автомобильных инженеров.

Первым известным транспортом Хрущева в довоенные годы был Lincoln Zephyr с 12-цилиндровым мотором. После Великой отечественной войны первый секретарь ЦК КП(б) заполучил кабриолет Cadillac Fleetwood из ставки Гитлера под Винницей, бывший автомобиль посла США в Германии, который затем перевез в Москву. На столичной должности любимый Cadillac пришлось продать, так как чиновнику полагались рабочие машины: бронированный ЗИС-115 и открытый ЗИС-110.

Знакомство Хрущева, тогда уже в должности главы СССР, с кабриолетом президента США Дуайта Эйзенхауэра марки Chrysler в 1955 году впечатлило настолько, что по возвращению в Москву он поспешил затребовать у советских инженеров новую модель взамен устаревшего ЗИС-110.

Однако ЗИЛ-111, вышедший в 1958 году, разочаровал генсека практически сразу после появления — за это время автомобильная промышленность сделала очередной рывок. Новым ориентиром для Хрущева стал легендарный Lincoln Continental президента США Джона Кеннеди (в котором тот и был убит в 1963 году). В качестве образца для специалистов ЗИЛа Никита Сергеевич привез из Америки Cadillac Fleetwood 75. Плодом их труда стала незначительно доработанная версия 111-го с индексом Г (и прозвищем «Григорий»).