Desktop [1320] Ipad [990] Tablet [660] Mobile [100%]
13.02.2019

От радиоприемника до мультимедиа: история автомобильной стереосистемы

В международный день радио 4R.ru вспоминает, когда «музыка» в машине перестала быть синонимом роскоши и почему радио остается ее неизменным атрибутом

От радиоприемника до мультимедиа: история автомобильной стереосистемы

Фото: americansafetycouncil.com, dyler.com, muv-x.com, pinterest.com, rw6ase.narod.ru, Digital Trends, CNet

Огромный жидкокристаллический экран, который отзывается на прикосновение, несколько колонок, усилитель, а порой и сабвуфер в багажнике — современную машину сложно уже представить без мультимедийной системы. А ведь еще несколько десятилетий назад «музыка» была пределом мечтаний, доступной только в богатых комплектациях. Краткий исторический курс автомобильной акустики — на портале 4R.ru!

Кажется, что радио существовало всегда, просто было меньше станций. Перефразированный тезис кумиров молодежи подчеркивает: представить, что было время, когда джингла «Маяка» и голоса Юрия Левитана не было в природе, чертовски сложно. Но это правда: великий русский ученый Александр Степанович Попов представил первый в истории радиоприемник 25 апреля 1895 года. Эпоха радиоэфира началась всего 124 года назад.

Начало

От радиоприемника до мультимедиа: история автомобильной стереосистемы

Создание собственной радиоточки в транспорте оставалось лишь вопросом времени: первую демонстрацию автомобильного радиоприемника провел в 1904 году Ли-де Форест — американский изобретатель и «отец радио». Вряд ли это устройство работало в полной мере — технологии тогда не позволяли добиться полноценного успеха. А вот радиоприемник австралийской компании Kelly’s Motors, который начали устанавливать в 1924 году, уже фукнционировал.

Известные нам имена появляются в индустрии радио в 1930 году: американская компания Galvin начинает продавать индивидуальный радиоприемник. Цена кусается — 130 долларов, треть стоимость автомобиля! Имя этого чуда техники на слуху «по сей день»: радиоприемник фирмы Galvin назывался Motorola.

Тема радио активно развивается и в Старом Свете. В 1932 году в Германии продается не менее дорогой Blaupunkt AS5: «гаджет» занимает немалое пространство, соизмеримое с двумя пятилитровыми канистрами, поэтому поставить его под приборную панель рядом с водителем не удалось. Решение — пульт дистанционного управления, который крепится на руле.

От радиоприемника до мультимедиа: история автомобильной стереосистемы

Уже к концу 30-х годов радиоприемники оснащают пластиковыми клавишами, а к 1946 году в коротковолновом эфире «числится» около 9 000 000 слушателей. Многие — за рулем!

Винил

Радио — это здорово, но пассажиры постоянно растущего автопарка планеты хотят большего! Полностью транзисторный приемник, компактный и с хорошим качеством сигнала, который, естественно, немедленно обживается на привычном месте в центральной консоли, уже не удовлетворяет запросы. И в 1956 году Chrysler первым в истории интегрирует в автомобиль проигрыватель грамм-пластинок: Highway Hi-Fi. Устройство размещалось под торпедо и включало в себя сам прибор, сапфировую иглу, звукосниматель и бокс для хранения шести «винилов»! Заметим, что это была приставка к автомобильному радиоприемнику, которая для воспроизведения «треков» подключалась к колонкам и усилителям. Специально для Highway Hi-Fi делали особые пластинки: они были тяжелее и меньше обычных и вращались медленнее, что позволяло записать на каждую до 90 минут музыки.

От радиоприемника до мультимедиа: история автомобильной стереосистемы

Счастье длилось недолго: во‑первых, выбор исполнителей на таких пластинках был невелик, проигрыватель нельзя было переставить в другую машину в случае продажи, а на ухабистой дороге игла начинала соскакивать и ее приходилось поправлять. В 1959 году история Highway Hi-Fi закончилась, не раскрыв гениальный замысел инженеров в полной мере. Винил так и не смог в полной мере наполнить салоны автомобилей, оставшись роскошью и во многом просто «китчем».

За железным занавесом

От радиоприемника до мультимедиа: история автомобильной стереосистемы

Советский автомобилист тоже хотел слушать музыку в дороге. Но доступно это простое на первый взгляд удовольствие было далеко не всем: первый отечественный радиоприемник был разработан только в 1936 году и устанавливался исключительно на правительственные ЗИС-101. Все, что нужно знать об этой «магнитоле», — это название: модная аббревиатура АИ-656 расшифровывалась как «автомобильный индивидуальный 6-контурный 5-канальный 1936 года».

До конца Великой Отечественной войны радиоиндустрия работала на нужды фронта, поэтому первая новинка появилась только в 1945-м: флагман отечественного автопрома ЗИС-110 был оснащен новым А-695 — гигантским радиоприемником, в комплекте к которому шла 90-сантиметровая антенна. «Крутилка» находилась на задней стенке, так что «пощелкать» радио в пути не удавалось.

Первый массовый автомобильный приемник появляется в Союзе, как и многое другое, в пятидесятые. Муромский завод, который потом прославится легендарной магнитолой «Былина», в 1956 году начинает комплектовать идущие на экспорт «Москвичи» и «Победы» магнитолой А-8. Граждане Большой страны получат возможность прослушать новости и полюбившиеся мелодии только в шестидесятых, когда «музыкой» начнут комплектовать не только «премиум"-сегмент и «экспортные модификации», но и масс-бренды.

Но стерео на «Чайках» и «ЗИЛах», которые везут руководство в Кремль и в завидовские угодья, остаются верхом совершенства! Например, «АВ-75−3С» рижского завода Radiotehnika, установленная на транспорт Леонида Ильича Брежнева, обладает подключаемой кассетной приставкой и пультом управления!

От радиоприемника до мультимедиа: история автомобильной стереосистемы

В конце шестидесятых на прилавках далеко не всех магазинов появляется новая гордость советской промышленности, которая мгновенно становится самым желанным подарком всем обладателям «Москвич-408» и новеньких «Москвич-412»: Сарапульский радиозавод имени Орджоникидзе начал выпуск магнитолы «Урал-Авто», которая имела 6 диапазонов и могла работать как переносное радио! Кассеты, говорите? Нет, не слышали!

Компакт-кассета и CD-диск

По-прежнему стабильным оставался только один факт: магнитолу в автомобиль устанавливал исключительно производитель. Поменять или улучшить было нельзя, такую услугу не предлагали даже дилеры! А индустрия мчала вперед, разрабатывая все более и более совершенные устройства: в автомобилях появилось стерео, звук стал намного качественнее, автогиганты в пылу постоянной конкуренции старались постоянно улучшать свои модели, устанавливали больше колонок, появился «автореверс» и технология Dolby.

От радиоприемника до мультимедиа: история автомобильной стереосистемы

Только в середине шестидесятых автовладельцы по всему миру смогли впервые слушать именно то, что они хотели, независимо от вкусов радиоведущих. Это был эффект разорвавшейся бомбы. В 1962 году бельгийская компания Philips выпускает пленочную кассету, которая представляет собой носитель информации очень небольшого размера. Именно этот формат на многие годы завоюет абсолютно все автомобильные «головные устройства» и первым в истории сможет потеснить таки радио из эфира.

От радиоприемника до мультимедиа: история автомобильной стереосистемы

Даже появление компакт-дисков в 1982 году не сразу сместило «пленку» с Олимпа: в мир автомобильного «саунда» CD-диски пришли сначала в виде приставок к уже установленным магнитолам. А потом в 1984 году Pioneer представила легендарную CDX-1, первую в мире магнитолу, которая проигрывала компакт-диск. Началась эра нового направления автомобильного тюнинга — теперь заводские магнитолы считались недостаточно качественными, а на их место устанавливали новые, которые позволяли проигрывать CD-диски. Практически сразу появились и CD-чейнжеры — устройства, позволяющие выбирать один из нескольких заранее загруженных дисков.

От радиоприемника до мультимедиа: история автомобильной стереосистемы

Восьмидесятые — родина еще одного важно аспекта из мира автомобильных магнитол: понятие 1DIN и 2DIN. В 1984 году этот немецкий стандарт (аббревиатура расшифровывается как deutsche institut für normung — немецкий институт стандартизации) был принят как международный: магнитола формата 50 на 180 мм теперь обозначалась как 1DIN, а 100 мм на 180 мм — как 2DIN — по всему миру.

Эпоха компакт-

От радиоприемника до мультимедиа: история автомобильной стереосистемы

дисков к началу нового века себя исчерпала: пришли новые форматы и новые «гаджеты». Музыку начали транслировать на головное устройство автомобиля с мобильных телефонов и твердотельных накопителей, а передавать контент — через USB-порт и Bluetooth. Впрочем, это нам уже хорошо знакомо на собственном опыте.

От радиоприемника до мультимедиа: история автомобильной стереосистемы

Неизменным в автомобильной магнитоле остается только радио. Как в самом начале XX века радиоприемники начали победоносное шествие по всей планете, так они его и продолжают: радио остается главным и самым массовым источником информации. Да и, чего греха таить, самым оперативным. Поэтому мелодии и форматы, носители информации и технологии будут меняться. И только радио навсегда останется неизменной частью любого современного автомобиля.



Подпишись на канал 4r.ru в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии
Написать
Поделиться ссылкой