Штраф за превышение на 10 км/ч: наши эксперты против, а иностранцы одобряют

13.03.2019
0

Представители автомобильной общественности считают, что дороги не соответствуют ужесточению наказания за превышение скорости

Штраф за превышение на 10 км/ч: наши эксперты против, а иностранцы одобряют

Фото: 4R.ru, РБК, Автомобильные дороги

ГИБДД официально поддержала предложение о снижении до 10 км/ч так называемого «нештрафуемого порога скорости движения», за превышение которого водители наказываются штрафом. Соответствующее заявление сделал в Ижевске глава российской Госавтоинспекции Михаил Черников. 

«Конечно, поддерживаем, это необходимо делать», заявил Черников. Глава ГИБДД напомнил, что превышение максимально разрешенной скорости движения на 1 км/ч повышает риск возникновения смертельного ДТП на 3%. Также он отметил, что для принятия подобного решения необходимо проинспектировать все дороги страны, причем такая работа уже ведется. «Я думаю, что если мы в 2019 году примем конструктивное решение, то за период полутора лет это в принципе сделать можно», отметил Михаил Черников. В ряде случаев на трассах можно будет установить и более высокую разрешенную скорость движения, чем действует сейчас, добавил генерал-лейтенант. 

Отметим, что в декабре 2018 года главный инспектор ГИББД более осторожно отзывался о данной инициативе. «Пока не будут нормативно прописаны стандарты движения по дорогам и выбран скоростной режим, принимать какие-то такие решения нельзя».

Напомним, первым с предложением отменить нештрафуемый порог в 20 км/ч выступил глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. В дальнейшем инициатива нашла поддержку в Минтрансе РФ и МВД. Таким образом, скорее всего, в ближайшее время нас действительно ждет снижение лимита, после которого водитель может получить штраф за превышение скорости. Как к такому предложению относятся эксперты? Как ни странно, критически. 

Неадекватность наказания

«С частными камерами фото- и видеофиксации нарушений езда по российским дорогам превратилась в квест», — отмечает в связи с новым предложением координатор движения «Синие Ведёрки» Пётр Шкуматов. По его мнению, в случае снижения нештрафуемого порога до 10 км/ч водителей ждет вал штрафов. Причем далеко не всегда наказание будет адекватно соответствовать тяжести нарушения ПДД.

«В стране нет ни одной дороги без маразматических ограничений скорости. Ключевой момент [данной инициативы] — как от этих ограничений избавиться. Допустим, я вчера был в Твери. Там на четырехполосной дороге установлено ограничение 20 км/ч и, естественно, висит камера. Хотя никаких причин для такой скорости там не обнаружено», поясняет Шкуматов. Координатор «Синих Ведёрок» также добавил, что сейчас у водителей фактически нет никаких способов повлиять на ситуацию с установкой дорожных знаков.

«Есть два критических момента, которые нужно устранить перед введением этой инициативы. Это создание нормальной обратной связи с водителями по организации дорожного движения по всей стране — от Владивостока до Калининграда. Второе — это сделать так, чтобы частные камеры фотофиксации нарушений [с российских дорог] ушли. И тогда, может быть, можно принимать данное решение», высказался эксперт. 

Бюджет VS безопасность

Еще один момент, вызвавший опасение экспертов в случае пересмотра нештрафуемого порога в сторону понижения, — это  финансовые соображения, которыми все чаще руководствуются власти при организации дорожного движения. Не секрет, что если автомобилистов станут чаще наказывать за превышение скорости на 11 км/ч, в казну поступит больше денег от штрафов. Для бюджета это, безусловно, хорошо. А для безопасности? Ведь действительно эффективной мера по снижению скорости окажется тогда, когда водители будут ехать медленнее, а не когда они заплатят на N миллионов рублей больше.

«У нас за последнее время было очень много законодательных инициатив, но фискальный момент присутствует в каждой из них, — уверен председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. — Показательно, что [в бюджете] не хватает денег, власти хотят резко поднять собираемость штрафов. Поэтому идет расчет на то, что [после снижения порога] кто-то не перестроится, кто-то не обратит внимание на камеру и т. д. А политика должна быть направлена на то, чтобы люди не нарушали ПДД и не платили. И чем меньше они платят штрафов за нарушение, тем на самом деле лучше!» 

Эксперт добавил, что к эффективности подобной меры также есть вопросы. «Мы уже много лет живем с нештрафуемым порогом +20 км/ч. И никто не доказал, что это ведет к повышению аварийности. Назовите цифры! К тому же хочу напомнить такую вещь: этот порог действует только при административной ответственности. Если водитель превысил скорость и произошло ДТП, то он будет признан виновным, несмотря на отсутствие штрафа».

Далеко идущие последствия 

Еще один момент, которого опасаются эксперты — недостаточная продуманность при реализации новой инициативы. «Я опасаюсь, что возврат к порогу +10 км/ч может повлечь шквальный рост штрафов. Потому что государство просто не в состоянии проверить то количество дорожных знаков, которое поставили на протяжении многих лет. Точное их количество не знает никто. И быстро изменить это не получится», — считает адвокат движения автомобилистов «Свобода Выбора» Сергей Радько. 

Эксперт добавил, что снижение нештрафуемого порога не добавит стабильности правовой системе и, скорее всего, приведет к повышению других штрафов. «Проблема нашего законодательства — в его непостоянстве. Сначала повышают «пороги», потом отменяют. Теперь заговорили об отмене скидки за быструю оплату штрафа. Мы живем в условиях нестабильной правовой системы. Тем более если вернуть штраф 500 рублей за превышение скорости на 10-20 км/ч, придется увеличить штраф за превышение на 20-40 км/ч, чтобы не было двух одинаковых штрафов за разные нарушения», подытожил Сергей Радько. 

А как «у них»?

Несмотря на критичное отношение экспертов к новой инициативе, нельзя не отметить, что зерно истины в ней есть. Дело в том, что мировой опыт действительно говорит о том, что снижение скорости уменьшает тяжесть ДТП, особенно на городских дорогах. К тому же в России и правда действует достаточно либеральный нештрафуемый порог. Например, в Беларуси, Латвии, Литве, Польше и Турции наказание последует уже за превышение скорости на 10 км/ч — именно так, как хотят сделать у нас. В Германии, Нидерландах, Чехии, Италии и Бельгии правила еще строже: штраф придет, если водитель превысит лимит на 3-6 км/ч. А в Швейцарии вообще действуют самые жесткие нормативы в мире: наказание последует за превышение скорости даже на 1 км/ч. 

Другое дело, что в развитых странах водителей «замедляют» в первую очередь с помощью адекватной инфраструктуры: там, где разрешено 50 км/ч, никогда не захочется ехать быстрее. Поэтому хотелось бы, чтобы и у нас путь к безопасности дорожного движения начинался именно с этого. И, конечно, чтобы власти услышали справедливую критику экспертного сообщества.