Desktop [1320] Ipad [990] Tablet [660] Mobile [100%]
14.03.2019
3

Автоматический штраф за непропуск пешеходов. Как это работает? Разъяснения ЦОДД

Скоро в столице заработают десятки камер, наказывающих водителей за нарушения на «зебре». Не оштрафуют ли ошибочно?

Автоматический штраф за непропуск пешеходов. Как это работает? Разъяснения ЦОДД

Фото: ЦОДД

Штраф за непропуск пешехода от инспектора ГИБДД — нерядовое событие для московских водителей. Дорожная полиция не успевала заниматься системной работой по профилактике этого вида нарушений ПДД. Рейды проводились эпизодически, и на большинстве нерегулируемых пешеходных переходов людям приходилось полагаться только на сознательность автомобилистов, но никак не на неотвратимость наказания. Уже к концу мая ситуация начнёт меняться: количество беспристрастных камер, карающих «неуступчивых» водителей, возрастёт в двадцать раз.

За что будут штрафовать?

Цель нововведения понятна — водителей хотят приучить предоставлять приоритет человеку, который ступил на зебру, то есть соблюдать п. 14.1 ПДД РФ. В Правилах прописано следующее: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода».

Таким образом, если пешеход не вступил на проезжую часть, то у водителя отсутствует обязанность уступать ему дорогу.

Трактовка понятия «уступить дорогу» тоже вполне однозначна: по ПДД РФ это «требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость».

Штраф за непропуск пешехода варьируется от 1500 до 2500 рублей.

Чем докажут вину водителя?

Остаются вопросы: как будет обеспечиваться доказательная база по нарушению и по каким критериям камера решит, что водитель заставил пешехода «изменить скорость или направление движения»?

За разъяснениями наше издание обратилось в ЦОДД. Оказалось, что функционал компексов, фиксирующих непропуск пешеходов, аналогичен камерам, штрафующим за выезд на «вафельницу»: владельцу приходит серия снимков, на которых запечатлён момент нарушения, а если водитель не согласен с правонарушением, то на разборе в ГИБДД ему покажут видеоролик, на котором эпизод можно увидеть в динамике. Ожидается, что видеозапись будет храниться на серверах не менее четырех месяцев.

Если пешеход передумал переходить, меня накажут?

Что касается распознавания самого момента нарушения, то здесь главным фактором будет наличие пешехода на зебре и автомобиля в зоне контроля (смотрите фото):

Водитель «Газели» получит штраф от 1500 до 2500 рублей — пешеходы ступили на «зебру», а автомобилист не уступил им дорогу.

Фото ЦОДД

Водитель «Газели» получит штраф от 1500 до 2500 рублей — пешеходы ступили на «зебру», а автомобилист не уступил им дорогу.

Специалист ЦОДД подтвердил 4R.RU, что «формирование признака нарушения происходит с момента выхода пешехода на проезжую часть, то есть если пешеход стоит на тротуаре, либо идет по тротуару в направлении пешеходного перехода, признака нарушения не формируется».

Штраф придёт только в случае пересечения пути движения транспортного средства и пешехода. В Центре организации дорожного движения утверждают, что комплексы фотовидеофиксации, осуществляющие контроль нарушений правил проезда нерегулируемого пешеходного перехода, настолько продвинуты, что способны определять изменение темпа и направления движения пешехода.

Камера позволяет рассчитать траектории пересечения путей движения пешехода и автомобиля, так что если транспортное средство уже въехало на пешеходный переход в момент, когда человек только вступил на проезжую часть, то нарушение зафиксировано не будет.

Впрочем, в официальном видео ЦОДД о работе новых комплексов фотовидеофиксации постарались избежать «острых углов»:

Где появятся камеры?

В ЦОДД подчеркивают, что комплексы фотовидеофиксации будут установлены только на пешеходных переходах, оборудованных по ГОСТу, то есть на участках дорог с достаточным освещением, дорожными знаками, предупреждающими о подъезде к переходу и разметкой типа «зебра». Точной локацией размещения, естественно, не делятся.

Известный блогер и активист, координатор движения «Синие Ведерки», Пётр Шкуматов считает, что установка комплексов видеофиксации на оживлённых улицах с большим потоком пешеходов приведёт к снижению пропускной способности и незаслуженным наказаниям водителей. На некоторых участках рациональнее установить светофоры, нежели тратиться на камеры, считает общественник.

По запросу нашего издания в ЦОДД прокомментировали, почему в департаменте транспорта города Москвы приняли решение укомплектовать нерегулируемые пешеходные переходы камерами, а не светофором. Оказалось, что всё упирается в сроки согласования: «строительство светофора не происходит за один день и даже месяц», а установить камеру можно гораздо быстрее.

Камера ошиблась, штраф всё равно придёт?

Пока 4R.RU не известны случаи жалоб водителей на калибровку комплексов фотовидеофиксации, фиксирующих непропуск пешеходов. С одной стороны, на данный момент в Москве установлено всего три таких устройства, с другой — все спорные случаи рассматривает инспектор ДПС, а видеозапись инцидента позволит вынести справедливое решение по большинству эпизодов.

Каков итог?

Можно констатировать, что перечень нарушений, за которые можно получить штраф в автоматическом режиме, в очередной раз пополнен: сначала комплексы штрафовали только за превышение скорости, затем механизмы «обучили» различать проезд на запрещающий сигнал светофора, с 1 марта в столице карают за выезд на вафельную разметку на загруженном перекрёстке.

Можно не сомневаться, что количество устройств, которые будут следить за пропуском пешеходов на нерегулируемых переходах будет меняться только в сторону увеличения, а вслед за столицей такие камеры появятся и в других городах — на очереди Санкт-Петербург и Казань.



Подпишись на канал 4r.ru в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии
Написать
Поделиться ссылкой
  1. Парень
    Ага, а представьте что поток людей идет из метро и в метро через нерегулируемые пешеходный переход. Вы такой конечно проедете, но правда только ночью..
    8 дней назад
  2. Алекс
    Это большая госафера штрафовать за всё, остановку везде запретили, только платные, нерегулируемый переход через 6 полос движения и камеру чтобы платили, а светофоры с кнопкой поставить, ума не хватило? Нет, надо чтобы ПЛАТИЛИ и побольше!
    7 дней назад
  3. Сергей
    Всё как обычно. Виноват всегда только водитель. Конечно, так же проще. Он никуда не денется от "возмездия". А попробуй поймать нерадивого пешехода, который частенько бывает виноват сам.
    4 дня назад