Весеннее обострение: эксперты составили список опасностей для российских водителей

19.03.2019
0

Потерянный глушитель, гидроудар, разломанная подвеска и другие типичные приключения на весенней дороге

Весеннее обострение: эксперты составили список опасностей для российских водителей

Фото: 4R.ru

Сходящий снег и повышение забортной температуры пагубно влияет на водителей: растут скорости, увеличивается градус кипения в крови, появляются первые, изголодавшиеся по драйву мотоциклисты. В результате весенние дороги и автосервисы наполняются пострадавшими автомобилями, а их водители порой надолго превращаются в пешеходов. 

Предупрежден — значит вооружен. 4R.ru подготовил дайджест самых популярных невзгод российских дорог в марте и апреле, которые особенно ярко проявляются именно с первыми лучами весеннего солнца. О типичных неприятных особенностях мартовских и апрельских дорог 4R.ru рассказали технический специалист Mitsubishi Motors Максим Адамович и спортивный директор заводской гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» Вячеслав Субботин. 

Плохая обзорность — причина аварий

«Весенние дороги — грязные. Машину заливает потоками воды с землей и остатками соли и реагентов, а стеклоомывающая жидкость предательски быстро заканчивается. Как результат — мы, водители, остаемся без хорошей обзорности и можем просто не заметить другого участника дорожного движения. Особенно это опасно ночью на дорогах с плохой освещенностью: водитель за грязным стеклом может просто не увидеть выезжающий с темной обочины автомобиль или перебегающего дорогу пешехода. Это первый момент. Второй — стекла современного автомобиля очень мягкие, поэтому от постоянного контакта «на сухую» с дворником или тряпкой они очень быстро затираются и теряют прозрачность», считает Вячеслав Субботин. 

Именно хорошая обзорность часто становится единственной возможностью избежать ДТП, поэтому весной не следует экономить ни на омывающей жидкости, ни на дворниках. Грязное стекло преломляет свет фар встречного потока автомобилей, и водитель просто слепнет. Экономить на собственной безопасности нельзя. Если щетки стеклоочистителя уже не справляются со своими обязанностями, то их нужно очистить от налета и промыть чистой водой. То же самое следует сделать с лобовым стеклом: убрать различные «артефакты» городской эксплуатации можно только с помощью растворителя. 

Вездесущий конденсат губит проводку

Резкие перепады температур, свойственные переходному периоду, всегда приводят к образованию конденсата: в полостях кузова, в бензобаке, в узлах и агрегатах автомобиля. Вода вызывает коррозию и перебои в работе электросетей, может замерзнуть в фильтрах тонкой очистки топлива и перекрыть магистраль. Автомобиль в таком случае просто не заведется, а недостаточная проходимость бензопровода может сгубить бензонасос. 

Особенно сильно страдают фары и фонари: конденсат попадает на схемы, образуя налет, и порой полностью выводит прибор из строя. «Запотевание фонарей, если исключить случаи брака или повреждения в виде нарушения герметичности, тоже часто связано с перепадом температуры и влажностью. Да и постоянно горящие лампы накаливания сильно нагревают корпус фонаря во время работы. Светодиодные источники света в наших фарах и фонарях работают с меньшим выделением тепла, чем традиционные лампы, снижая вероятность появления конденсата внутри световых приборов. На сегодня это один немногочисленных рецептов борьбы с конденсатом», — считает Максим Адамович. 

Лужи по плечо: аквапланирование, деформация тормозов и гидроудар

Глубокие лужи и журчащие повсеместно ручьи — признаки долгожданного прихода весны. Помимо пробуждения природы, скорого лета и окончания длинной русской зимы эти события должны навести водителя на неутешительную мысль: начинается период аквапланирования, когда автомобиль попадает в воду и на секунды теряет «держак». Умение грамотно пройти водную преграду — а сход снега во многих регионах образует на дорогах настоящие реки — становится главным весенним навыком, утверждает директор гоночной команды. 

«Вода на дороге, особенно когда ее много, всегда сложный экзамен для шофера. Автомобиль, попадая в глубокую лужу, резко тормозит и «плывет». Самая страшная лужа — в колее. В таком случае автомобиль может просто выкинуть на соседнюю полосу и даже развернуть. Чтобы не улететь, надо заставить себя проходить такие препятствия на «прямых колесах», ни в коем случае не пытаться резко маневрировать, а скорость сбавлять до лужи, а не во время преодоления. Безопасность маневра обеспечивается только так». 

Неприятным последствием преодоления многочисленных водных преград является резкое охлаждение раскаленных узлов автомобиля, которое всегда ведет к деформации: особенно это касается тормозных дисков. «Еще одна опасность, которая подстерегает водителей весной — это глубокие лужи. Многие опытные шоферы знают, что в них могут скрываться ямы, поэтому оттормаживаются вплоть до полной остановки. Но при торможении тормозные диски сильно нагреваются, и резкое охлаждение может их деформировать. Как результат — при следующем торможении начинается сильная вибрация, исправить которую можно только заменой тормозных дисков на новые». 

«А иногда лужа оказывается настолько глубокой, что вода может попасть внутрь двигателя через воздухозаборник, вызвав так называемый гидроудар. Вода, в отличие от воздуха, не сжимается, и если она попадает в мотор, то приводит к физическому разрушению многих деталей. В Mitsubishi Motors много внимания уделили нашей специфике, поэтому если открыть капот и посмотреть на расположение воздухозаборника в любом нашем автомобиле, то вы увидите, что он находится максимально высоко, в самом труднодоступном для воды месте», добавил техспец японской марки. 

Сошел снег — сошел асфальт

Сколько копий каждую весну летит в дорожников — не счесть, а «воз и ныне там». Асфальтовые дороги по всей стране так хороши по весне, что регулярно превращают подвески автомобилей в крошево, завязывая рычаги в морской узел. Не выдерживают даже самые терпеливые автомобили. Технический специалист Mitsubishi Максим Адамович подтверждает общее мнение: «У нас действительно каждый год происходит с дорогами невероятное — яма на яме. В таких ситуациях выручает только старая добрая стальная подвеска. Никакого алюминия и пластика — они просто не выдерживают наших условий эксплуатации. Стальные-то детали гнут на магистралях и во дворах!»

Но это, увы, только полбеды. «Асфальт у нас кладут прямо в лужи и снег, технологии не соблюдаются. Поэтому требовать от покрытия стойкости к шипованной резине и перегруженному транспорту мы не имеем никакого права. Ямы и глубокие лужи приводят к тому, что водитель, попадая в такой капкан, теряет управление. А дальше может случиться все что угодно: вылет на встречную полосу, обочина и последующий переворот. Чтобы уберечься от столь неприглядных последствий, нужно соблюдать одно простое правило: тише едешь — дальше будешь. И держать руль двумя руками», считает гоночный эксперт Вячеслав Субботин. 

Грязь, которая хуже льда

Весенние дороги покрываются достаточно толстым слоем скользкой грязи, удержать на которой автомобиль не способна никакая резина.  Субстанция, очень схожая по своим характеристикам с речным илом, покрывает не только прямые участки, но и повороты. Не спасет даже противозаносная система. Вячеслав Субботин рекомендует в таких случаях начинать маневр с большим запасом, не надеяться на электронных помощников и ни в коем случае не перебирать со скоростью. Опытные раллийные пилоты, которые едут на время, знают: лучше потерять 10 секунд в повороте, чем целый час переворачивать искореженный автомобиль, который вылетел с трассы. 

Даже полный привод не является достойным аргументом для скоростного прохождения поворотов в весенний период. Ни одна электронная система сегодня не способна заменить водителя. 

Бонус: пришла весна — ушел глушитель

Вячеслав Субботин поделился с нами любопытной историей: весенние лужи часто приводят автомобилистов на СТО для замены глушителей — оконечной банки выхлопной системы. Дело в том, что за зиму от постоянного контакта с водой и реагентами, с дорожной солью металл начинает быстрее ржаветь и гнить. К весне появляются первые признаки скорого ремонта. Резкое охлаждение от попадания в глубокую лужу мгновенно приведет к «отделению» глушителя. Так что если выхлопная система начала издавать посторонние звуки, басовито звучать в такт работе двигателю, то проезжать лужи следует вдвое аккуратнее. 

Сходящий вместе со снегом асфальт, темнота и грязь, глубокие лужи и перепады температур, которые превращают дороги в каток– вот короткий перечень проблем, с которыми столкнутся российские водители в оттепель.  Чтобы избежать этих бед, сохранить здоровье и нервные клетки, нужно быть внимательным, несмотря на теплое весеннее солнце, и следовать советам наших экспертов.