Смотрим завод Nokian в России и тестируем шины Hakkapeliitta. +видеообзор

21.03.2019
0

Мы побывали на заводе Nokian под Санкт-Петербургом и на уникальном зимнем полигоне в Финляндии.

Смотрим завод Nokian в России и тестируем шины Hakkapeliitta. +видеообзор

Фото: Вадим Рощин; Nokian

Окрестности Санкт-Петербурга в последние дни зимы трудно назвать позитивным местом. Тающий снег, не самые чистые дороги, замершие в ожидании весны и листьев деревья и полуразрушенные цеха старых предприятий, павших в неравной рыночной борьбе последних десятилетий. Не слишком радостная атмосфера, одним словом. Расположенный в промышленном парке под Всеволжском завод Nokian Tyres на фоне таких пейзажей выглядит оазисом цивилизации и прогресса. И это не обманчивое внешнее впечатление — нам удалось в этом убедиться в ходе экскурсии по предприятию.

В журналистских кругах бытует мнение, что все шинные заводы похожи. Отчасти это так, технологический процесс везде примерно одинаков и с этим ничего не поделаешь. Но различия в мелочах и подходе к деталям и делают каждое шинное производство уникальным. Тем более, если речь идет о компании Nokian, которая не стремится завалить рынок своей продукцией и охватить все возможные сегменты. Так, шины Nokian не устанавливаются на автомобили «с завода». Автопроизводители жестко ограничивают свободу действия своих поставщиков, что не соответствует политике финской компании. От масштабов шинных гигантов в Nokian также далеки, финны предпочитают не распыляться.

В настоящий момент у компании два завода — один в Финляндии и один в России. Вскоре будет запущено предприятие в США, но оно будет работать на североамериканский рынок. Завод во Всеволжске же ориентирован не только на Россию, но на другие страны. Шины местного производства экспортируется более чем в 30 стран мира, включая Финляндию, Скандинавию, страны Центральной и Восточной Европы, Канаду, США и даже Китай. Около 60% выпущенной продукции сейчас направляется на экспорт. Производственные мощности предприятия составляют 17 млн. шин в год, а 84% легковых шин концерна Nokian Tyres в 2018 году были произведены именно на российском заводе. После ознакомления с этой информацией было особенно интересно посмотреть на производство и изнутри и узнать, как в России делают знаменитую финскую «Хакку».

Театр и завод роднит только то, что оба этих заведения начинаются с вешалки. Вешалки, с которой нужно снять яркий жилет, не забыв при этом нацепить на нос защитные очки и надеть тяжелые ботинки. Техника безопасности — превыше всего, без всего этого обмундирования на производство никого не выпускают, причем неважно, журналист ты или большой начальник, правила для всех одни. На производстве — почти армейский порядок, каждый сотрудник здесь «знает свой маневр». Но людей в цехах немного, процесс по большей части автоматизирован и задачи работников связаны не столько с физическим трудом сколько с контролем над механизмами. К слову, на конец 2018 года в российском подразделении концерна Nokian Tyres было занято всего 1 574 сотрудника. Отдельно стоит упомянуть о лаборатории, где проводятся испытании образцов резиновых смесей и другие технологические изыскания.

Вообще самое интересное на заводе — это наблюдать за тем, как рождается шина, этап за этапом. Особенно впечатляет процесс сборки покрышки, которая проводится на большом станке с двумя вращающимися цилиндрами. В результате появляется так называемая «зеленая шина», которая уже имеет форму, но не имеет протектора. Не менее впечатляюще выглядит и «запекание» покрышки в специальной круглой камере. Время нахождения в такой «духовке» для каждой модели разное, но результат всегда один — из-под крышки камеры появляется дымящаяся и вполне готовая шина. Заключительный этап — проверка качества. Здесь без острого взора профессионала не обойтись — с каждой шиной работает специалист, а в случае малейшего брака (что происходит очень нечасто) непригодную покрышку тут же разрезают на части.

Людям на заводе уделяют очень много внимания. Высокие стандарты качества требуют соответствующего уровня подготовки персонала. Поэтому сотрудников на предприятие стараются набирать из числа кандидатов с техническим образованием, однако все они все равно проходят дополнительное обучение. Но бороться есть за что — на заводе Nokian работники получает приличные по меркам Всеволжска деньги. Кроме того, радует забота руководства о подчиненных. В обязательном для пресс-туров по заводам посещении местной столовой не было и намека на официоз — работники предприятия обедали бок о бок с журналистами. Цены в столовой, к слову, обрадовали своей демократичностью, да и приятных мелочей хватает — чего только стоит заводское «телевидение», транслирующее информацию о сотрудниках, у которых сегодня день рождения.

Есть у Nokian и более масштабные проекты для персонала. Компания построила целый жилой комплекс Hakkapeliitta Village — это семь 5-7-этажных домов, 343 квартиры. Работники предприятия получили возможность приобрести жилье в собственность по себестоимости и льготной ипотеке — 7,3% годовых в рублях. Естественно, что многие этой возможностью воспользовались.

Хорошо все-таки на заводе, душевно. И даже не в чистоте и порядке дело, с которыми здесь, к слову, все хорошо. Дело в атмосфере, которая царит на предприятии, она здесь очень семейная и камерная. Словно собрались хорошие люди и решили выпускать шины для других хороших людей. Однако сделать хороший продукт, не проверив его в самых жестких условиях эксплуатации невозможно. Именно поэтому компания Nokian и обзавелась огромным тестовым полигоном в месте, которое лучше всего подходит для испытаний зимних шин — за Полярным кругом. Именно туда, в окрестности городка Ивало, мы и отправились, чтобы посмотреть на то, как резину Nokian тестируют в естественной среде.

Добраться до полигона оказалось не самой легкой задачей, для решения которой потребовалось два самолета и почти целый день. Ивало находится в Лапландии, а на всем, связанном с этим краем, финны научились делать деньги. Поэтому тот факт, что самолет из Хельсинки был забит до отказа туристами, удивления не вызвал. Равно как и очень компактный аэропорт Ивало, который, по сути, стоит один-одинешенек в лесу. Зато на выезде с парковки — огромный билборд с рекламой Nokian. Сразу становится понятно, кто хозяйничает в этом краю.

Полигон действительно большой и по-настоящему впечатляет. 700 гектаров леса вперемешку с полями, озерами и перепадами высот компания Nokian приобрела еще в 1980-х годах с целью создания универсальной площадки для испытаний любых типов зимних шин. Полигон прозвали White hell («Белый ад», именно эта надпись красуется на арке при въезде) и за сезон в этом аду испытывают более 20 000 покрышек. Из-за особенностей климата сезон длится около 200 дней, а условия можно смело назвать экстремальными, близость Полярного круга сказывается.

Такие вводные позволяют устраивать по-настоящему полные тесты шин. Условия на 30 тестовых треках можно смоделировать совершенно разные, но все они имитируют дорожное покрытие в холодное время года. По сути, на полигоне можно воссоздать любую ситуацию, с которой водитель может столкнуться зимой и изучить, как будет вести себя шина в таких условиях. В принципе, от компании, которая еще в 1934 году изобрела зимнюю покрышку, трудно было ожидать другого подхода.

Поучаствовать во всех тестах не позволяли рамки светового дня и здравого смысла, поэтому для знакомства с полигоном отобрали несколько наиболее захватывающих испытаний. Поводом для экскурсии на полигон послужило появление в линейке Nokian новой шины Hakkapeliitta LT3. С ней гостям испытательного центра довелось познакомиться в первую очередь. Эта специальная зимняя покрышка премиум-класса, предназначенная для тяжелых внедорожников и пикапов. У  LT3 есть ряд особенностей, таких как шипы из нержавеющей стали, которые не подвержены коррозии и, соответственно, дольше продержатся в покрышке или боковина, усиленная арамидными волокнами, защищающими шину от проколов и порезов.

Для теста LT3 предоставили наиболее подходящие автомобили — пикапы Ford F-150 Raptor и Volkswagen Amarok V6. Первая часть маршрута проходила по лесу, по которому кто-то ездил, но достаточно давно. Соответственно, узкая дорожка, на которой пикапы еле помещались, была основательно засыпана снегом. Но ни подъемы, ни резкие торможения не стали проблемой для новой покрышки. Это неудивительно, ведь на задней части шашек проектора LT3 есть тормозные усилители, зубчатый рисунок которых улучшает сцепление, особенно на снегу.

Вторая часть теста была более динамичной — лесная дорога привела нас на тестовый трек, проложенный на замерзшем озере. К слову, озер на территории полигона много, поэтому недостатка в конфигурациях трасс нет. Пытаться ехать быстро по льду на многотонных пикапах — задача непростая, но на то он и «Белый ад» чтобы предлагать суровые испытания не только шинам, но и людям. Тем более что управляемость тестовых «грузовиков» на Hakkapeliitta LT3 приятно удивила. До переднеприводной легковушки на сухом асфальте, разумеется, далеко, но даже на приличной скорости машину удавалось контролировать. Столь хороший зацеп — заслуга агрессивного рисунка протектора новых шин, с помощью которого снег и слякоть оперативно отводятся из пятна контакта. Кроме того, за надежное сцепление на снегу и льду отвечают активаторы ламелей. Они расположены по краю шашек протектора и более широкая ламель открывает более узкую, что повышает сцепление на скользких дорогах.

Езда по очередному треку на седанах Audi RS4 после упражнений на пикапах — одно удовольствие, сдобренное дозой адреналина. Тем, кому адреналина было мало, предложили подготовленные автомобили — Seat Ibiza и Volkswagen Golf VR6. Обе машины прошли краткий курс «молодого автоспортсмена» в ходе которого лишились стандартных интерьеров, зато приобрели каркасы безопасности, спортивные кресла и прочие необходимые в гонках вещи. Естественно, что все машины были укомплектованы резиной Nokian, которая обеспечила отличное сцепление даже на льду замерзшего озера.

 Присутствуют на полигоне и другие типы покрытий. Так, часть тестового маршрута проходила по дорогам общего пользования. На асфальт журналистов выпустили на спорткарах Audi RS5, «обувкой» для которых послужили покрышки Nokian Hakkapeliitta 9. Именно правильно подобранные шины помогли реализовать потенциал мощного автомобиля на скользком покрытии и даже уберегли от аварии, когда на дорогу неспешно вышел олень. Этих животных в окрестностях тестовой площадки вообще очень много и они совершенно не стесняются выходить на дорогу. Причем делают это олени, руководствуясь исключительно своими соображениями. Именно поэтому тормозной путь должен быть как можно короче независимо от того, что под колесами.

Одно дело — изучать информацию о длине тормозного пути в условных метрах и прикидывать расстояние в голове и совсем другое — проехать эти метры тормозного пути самостоятельно. Этому и было посвящено последнее испытание, в ходе которого нужно было пройти несложную трассу с парой «змеек» и резким торможением в конце. Вот только преодолевать этот путь пришлось на трех автомобилях, на каждом из которых была установлена разная резина Nokian: летние покрышки, «липучка» R3 и шипованная Hakkapelitta 9. Причем типы покрытия на трассе тоже были разные — от чистого льда до рыхлого снега.

Первое же испытание чуть не затянулось надолго, ибо тронуться на льду на переднеприводном Volkswagen Golf с летней резиной оказалось сложнее, чем это казалось изначально. Машина с огромным трудом лавировала между конусами на черепашьей скорости просто потому, что колеса срывались в букс практически на любой передаче. Торможение выглядело еще забавней — утапливаешь среднюю педаль в пол и просто катишься вперед, наслаждаясь стрекотом ABS.

Фрикционные шины или в простонародье «липучка», установленные на следующем автомобиле, на таком фоне выглядели подарком судьбы — тут и нормальный старт и реакции на движения руля предсказуемые и даже прогнозируемый тормозной путь. Но все равно, разница между «липучкой» и шипованной «Хаккой» огромна. На последней получалось проходить «змейку» и тормозить чуть хуже, чем на мокром асфальте при летней резине. Впечатляет, особенно если потом пересесть обратно в машину на «лете». Кстати, согласно замерам Nokian тормозной путь автомобиля на льду при скорости 40 км/ч на летней резине составляет 105 м, на «липучке» — 45 м, а на «шипах» — всего 35 м. Охотно верим!