Экологические зоны. Как это работает в Европе?

20.03.2019
0

Изучаем зарубежный опыт — чтобы понять, к чему стоит готовиться российским автомобилистам

Экологические зоны. Как это работает в Европе?

Фото: Le Parisien, Sunday Times, Turismus Ulm, newmobilitynews

В России готовится к реализации проект по созданию специальных зон, куда будет запрещено въезжать машинам с двигателем низкого экологического класса. По поручению правительства Минтранс РФ уже подготовил новый документ, согласно которому первые экологически чистые зоны появятся в двух крупнейших городах — Москве и Санкт-Петербурге. К октябрю 2019 года Минтранс совместно с МВД разработает поправки в КоАП о введении нового штрафа за въезд с нарушением знака «Экологическая зона», который появился в ПДД в июле 2018 года, но так и ни разу не применялся. Сейчас за такое нарушение теоретически грозит штраф 500 рублей. Но в Минтрансе предлагают ужесточить санкцию (как именно — пока неизвестно).

Судя по всему, в ближайшее время экозоны действительно станут реальностью в двух столицах, а потом эту практику, возможно, распространят и на другие города. 4R.ru уже рассказывал о плюсах и минусах данной инициативы. А сегодня мы поговорим о том, какие экологические ограничения реализуются в других странах. Ведь не секрет, что при разработке новой инициативы власти учитывали и зарубежный опыт. В качестве примера возьмем пять европейских государств и посмотрим, какие решения там применяются. 

Германия

В Германии экологические зоны в городах появились больше 10 лет назад. Еще в 2007 году в немецкие ПДД были внесены соответствующие изменения, был создан специальный знак (Umweltzone), а с 1 января 2008 года соответствующие зоны заработали в первых крупных городах — Берлине, Кёльне и Ганновере. На текущий момент экозоны действуют в 58 городах и в 11 Федеральных землях Германии. Самая крупная из них расположена в Рурской области и охватывает территорию сразу 13 городов.

Принцип работы экозон в ФРГ прост. Все автомобили в зависимости от уровня вредных выбросов делятся на четыре категории. Первая (самая низкая) включает старые автомобили без катализатора, с ненастроенным катализатором или с катализатором американского типа первого поколения. К четвертой категории (самой высокой) относятся машины с минимальным уровнем выброса вредных веществ (диоксида серы, диоксида азота, твердых частиц и т. д.). Старые автомобили тоже могут относиться к четвертой категории — если прошли специальное переоборудование: установку катализатора и сажевого фильтра (в случае с дизельными двигателями).

Каждой категории транспортных средств соответствует определенная наклейка (Plakette) — красная, желтая или зеленая. Автомобили низшей экокатегории не получают наклеек вообще. Причем покупать наклейку автомобилист должен самостоятельно. В зависимости от ограничений на местном уровне тем или иным ТС запрещено въезжать в центры городов. За нарушение правил водителя ждет штраф 80 евро. Кстати, на автомобили, зарегистрированные в других государствах, данная схема тоже распространяется — им также надо покупать наклейку. 

А в ближайшее время правила могут еще ужесточиться. Власти уже анонсировали появление синей наклейки, которую будут выдавать только бензиновым автомобилям, соответствующим нормам Евро-3, и дизельным, соответствующим нормам Евро-6. Так что немецких водителей ждут новые ограничения. 

Великобритания

Экологические зоны (Low emission zone) в Соединенном Королевстве появились в 2008 году. Первая зона с ограничениями в зависимости от уровня вредных выбросов транспортного средства заработала 4 февраля 2008 года в Лондоне. Согласно текущим требованиям, действующим с 2012 года, въезд в экозону запрещается грузовикам с двигателями, не соответствующим нормам Евро-4, и микроавтобусам, не соответствующим нормам Евро-3. 

А как же легковые автомобили? А они от этих требований освобождены, если, конечно, зарегистрированы в Соединенном Королевстве. Иностранцам же нужно регистрироваться в организации Transport for London и проводить соответствующую проверку своего автомобиля. Иначе есть риск получить штраф — от 100 до 200 фунтов стерлингов (примерно 130-260 долларов). Помимо Лондона аналогичные экозоны действуют также в Норидже и Оксфорде.

На этом рассказ о британских экозонах можно было бы закончить, если бы не одно «но». Дело в том, что они стали не самостоятельной, а дополнительной мерой по ограничению движения транспорта. Ведь и без неё с 2003 года в Лондоне действует платный въезд в центр города — 11,5 фунта (почти 15 долларов) в день за исключением выходных и праздников. Любопытно, что от платы освобождены владельцы автомобилей, соответствующих требованиям Евро-5 и имеющих выбросы СО2 на уровне ниже 75 г/км, а также владельцы электромобилей и некоторых гибридов — например, BMW i8, Audi A3 Sportback e-tron, Toyota Prius Plug-in Hybrid, Volkswagen Golf GTE и др. В общем, владение «более чистым» автомобилем пока что дает некоторые преимущества. 

В 2020 году в Лондоне может заработать новый, более жесткий стандарт, согласно которому владельцы всех автомобилей с двигателями ниже Евро-4 будут платить за нахождение на территории столицы по 12,5 фунтов (16,2 доллара) независимо от даты и дня недели. 

Франция

Во Франции экологические зоны ограниченного движения (Zones à Circulation Restreinte) появились относительно недавно. Первая подобная территория заработала 1 июля 2016 года в Париже, 1 ноября того же года за ним последовал Гренобль, а 12 декабря — Лион. 

По принципу работы экозоны во Франции очень похожи на немецкие: въезжать на определенную территорию могут только автомобили со специальной наклейкой (Crit’air), которая присуждается в зависимости от экологического класса машины. Все наклейки делятся по цветам. Самую лучшую — зелёную — получают электромобили и машины, работающие на водороде. На фиолетовую могут претендовать все гибридные авто и машины на газе, а также бензиновые автомобили с двигателем стандарта не ниже Евро-5. За ними идут желтая (бензиновые авто с моторами Евро-4 и дизельные с двигателями не ниже Евро-5), оранжевая (бензиновые — Евро-2 и Евро-3, дизельные — Евро-4), красная (дизельные автомобили с мотором Евро-3) и серая (дизели Евро-2) наклейки. В случае, если автомобиль обладает двигателем, не соответствующим данному стандарту, он наклейки не получает. 

Точно так же, как и в Германии, во Франции для поездки в центр города с экозонами необходимо наклеить наклейку — независимо от того, зарегистрирован автомобиль во Франции или нет. Сама наклейка недорогая: всего 3,11 евро. А вот её отсутствие, равно как и въезд в экозону на автомобиле несоответствующего класса, может привести к существенным последствиям — штрафу в размере 68 евро, который вырастет до 180 евро, если водитель не оплатит его в течение 45 дней. 

Бельгия

Как и другие страны из нашего списка, Бельгия ограничивает въезд легковых автомобилей в центры крупных городов. При этом какого-то единого подхода в этом отношении нет. Например, с 1 февраля 2017 года в центр Антверпена могут въезжать только легковые автомобили с бензиновыми двигателями стандарта выше Евро-1 и дизельными стандарта Евро-3 и выше. А вот в столицу — Брюссель — с 1 января 2018 года ограничен въезд только для дизельных автомобилей с двигателем стандарта ниже Евро-2. Также с 1 января 2020 года планируется ограничить въезд в центр Гента. Запрет будет действовать для бензиновых авто стандарта ниже Евро-2 и дизельных машин стандарта ниже Евро-4. 

Любопытно, что в отличие от соседних Германии и Франции, в Бельгии действуют другие способы оплаты. Водителю не нужно клеить никаких наклеек. Если автомобиль соответствует необходимым критериям по экологичности, на нем можно свободно ехать в центр города. Если же нет, у владельца есть три варианта: первый — отказаться от поездки на личном авто. Второй — купить суточный пропуск, стоящий 35 евро. Такой пропуск доступен владельцам любых машин, однако приобрести его можно не более 8 раз в год. Наконец, третий вариант — это поехать на машине в центр, несмотря на запрет. Правда, такая поездка обойдется владельцу аж в 350 евро — именно такой штраф действует для тех, кто игнорирует требования бельгийских экозон. Кстати говоря, если владелец спохватился, что у него нет пропуска уже после того, как въехал в центр города, он может его докупить без риска получить штраф. В общем, и в этом моменте Бельгия отличается от окружающих её стран.

Швейцария

Итак, если вы уже решили, что экологические зоны есть в любой развитой стране Европы, то вот вам контрпример — Швейцария. В отличие от других стран Европы в швейцарских городах экозоны не применяются вообще. Все дело в том, что местные специалисты засомневались в их эффективности с точки зрения качества воздуха. Хотя попытки ввести такую меру в конфедерации неоднократно предпринимались. 

ВЫВОД

Как мы могли убедиться, экозоны существуют во многих крупных европейских городах. Однако принципы допуска транспорта, наказания, наличие альтернатив и т. д. сильно отличаются. Кардинально другой подход к снижению вредных выбросов от автотранспорта предлагает Швейцария, где основная ставка делается на удобный общественный транспорт и дорогую парковку. Что ждет россиян, пока сказать сложно. Не исключено, что у нас будет реализован некий третий вариант: экозоны в нашей стране появятся, но штрафы будут не столь высокими и станут своеобразным «налогом» на поездку в центр на старом автомобиле.