Как не нарваться на штраф за неправильные шины? Изучаем закон

29.03.2019
0

Разбираемся, какие требования предъявляются к автомобильным покрышкам российским законодательством.

Как не нарваться на штраф за неправильные шины? Изучаем закон

Фото: corepics/Fotolia.com

Шины — это единственное, что связывает колесное транспортное средство с дорогой. Хотя бы уже поэтому переоценить их значение практически невозможно. А еще надо учесть, что в век скоростей эксплуатационные качества этих, на первый взгляд, несложных, но на самом деле весьма высокотехнологичных изделий, напрямую влияют не только на комфорт, но и на безопасность перемещения в пространстве. Каковы же современные требования закона к шинам?

Требования к состоянию шин на автомобиле в России регламентируются двумя документами — техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» и Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации.

Они содержатся в двух документах: техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (их многие ошибочно считают приложением к Правилам дорожного движения). Они частично дублируют друг друга, а в чем-то дополняют. Но принципиальное отличие между ними в том, что за нарушение требований техрегламента не штрафуют ввиду отсутствия в Административном кодексе соответствующих статей. А вот несоблюдение Основных положений чревато предупреждением или штрафом в 500 рублей (по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ). С них и начнем.

Допустимая остаточная глубин...

Фото: were/Fotolia.com

Допустимая остаточная глубина протектора летних шин легкового автомобиля – 1,6 мм. Зимних – 4 мм. Или до индикатора.

Итак, чтобы к вам не было претензий у сотрудника ГИБДД (а наказать имеет право как инспектор технического надзора, так и дорожно-патрульной службы) – «обувь» должна быть по размеру. Какому именно, узнаем из руководства по эксплуатации автомобиля. Необходимо следить не только за соответствием предписанной автопроизводителем размерности, но и индексом нагрузки. В целях сохранения устойчивости и управляемости на одну ось автомобиля нельзя монтировать «шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора». По этой же причине все колеса автомобиля должны быть либо ошипованные, либо неошипованные. Комбинирование не допускается.

Несоответствие шин установленным требованиям наказывается предупреждением или штрафом 500 рублей.

Доводить покрышки до состояния сликов нельзя: остаточная высота протектора летних шин легкового автомобиля и небольшого грузовика должна быть не менее 1,6 мм, грузового автомобиля с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн – 1 мм, автобуса – 2 мм. Зимние шины должны иметь в запасе не менее 4 мм протектора. Если имеются индикаторы износа, ориентироваться надо на них. Это касается всех покрышек — зимних, летних и всесезонных. Не допускается использовать серьезно поврежденные шины, в том числе с обнаженным кордом, грыжами, расслоившимся каркасом и прочими драматичными последствиями эксплуатации на российских дорогах.

Использовать шины, на которых е...

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru

Использовать шины, на которых есть расслоения, грыжи и другие серьезные дефекты – не допускается.

Ну а теперь несколько слов о предписаниях технического регламента. Как мы уже выяснили, их несоблюдение не грозит водителю наказанием. Но и рекомендациями их тоже нельзя считать, ведь на кону жизнь и здоровье участников движения. Так, по техрегламенту помимо индекса нагрузки, обозначаемого числами от 0 до 200, следует учитывать и категорию скорости, указываемую соответствующей буквой латинского алфавита. Необходимые справочные данные можно найти в инструкции по эксплуатации автомобиля и в любом шинном калькуляторе. В три летних месяца запрещено использовать ошипованные шины.

То есть на зимних и всесезонных ездить можно, а на шипах — нет. Обратите внимание, что зимой на легковом автомобиле и грузовике с разрешенной массой до 3,5 т предписывается использование исключительно «зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «M&S», «MS».

Более того, в отличие от Основных положений, которые запрещают одновременно только ошипованные и неошипованные шины, техрегламент предписывает устанавливать зимние шины на все колеса. Сэкономить, поставив, например, на ведущую ось новые «шиповки», а на другой оставив истертые «липучки», а то и вовсе летние покрышки, не получится. Вернее, поставить-то можно — не оштрафуют! Вот только такая экономия может выйти боком — в прямом и переносном смыслах этого слова.

Правильные диски

Помимо требований к шинам, Основные положения и техрегламент Таможенного союза содержат предписания относительно деталей, которые в обывательской среде принято называть дисками. На самом деле в техническом смысле диск – это только часть колеса, с помощью которой обод с надетой на него шиной крепится к ступице автомобиля. Так вот и обод, и диск (у большинства автомобилей они составляют единой целое) не должны иметь трещин и других повреждений, а также следов их ремонта, включая сварку. Диск с ободом вообще ремонтировать нельзя, так как теряется их прочность, что критически важно для безопасности. Деформации, отсутствие болтов или гаек крепления тоже не допускаются. Не забываем и о необходимости четко выдерживать размерность. В погоне за эффектным внешним видом автовладельцы иногда теряют связь с реальностью, устанавливая «катки» огромного диаметра или ширины.

Фото: ivanbaranov/Fotolia.com

Снижение уровня комфорта и увеличение расхода топлива — это лишь меньшие из зол. Значительные отклонения от заводских параметров чреваты ухудшением поведения автомобиля на дороге, в том числе в колеях, а также преждевременным износом деталей подвески. У автопроизводителя, в свою очередь, появляется повод снять эти элементы с гарантии.