Зачем демонтируют недавно установленные камеры на ж/д переездах?

03.04.2019
0

Власти ищут способы сэкономить на глобальном контроле над безопасностью пересечений автомобильных дорог с рельсами

Зачем демонтируют недавно установленные камеры на ж/д переездах?

Фото: 4R.ru, Википедия, Pikabu

Велика страна наша, а порядка в ней нет… особенно на железнодорожных переездах. Места пересечения рельс с автомобильными дорогами сегодня остаются, пожалуй, одними из самых диких и бесконтрольных в российской дорожной инфраструктуре. О правилах остановки около переезда и пересечении ж/д путей многие водители забывают сразу после сдачи экзаменов на права, а аварии на них происходят регулярно и всегда со страшными последствиями.

В России регулярно происходят аварии на переездах, в результате которых гибнут люди, а РЖД страдает от миллиардных убытков.

В 2016 году власти заявили об утопичном намерении оснастить все переезды комплексами фиксации нарушений их проезда, а на днях объявили о необходимости демонтировать уже установленные камеры. Почему?

С чего все начиналось

Первая железная дорога в России появилась в 1837 году… А если серьезно, то поезда начали ездить по нашей стране задолго до повсеместного распространения автомобилей. Российская железнодорожная сеть быстро стала одной из крупнейших в мире, а только спустя десятилетия ее пересекли тысячи автомобильных дорог. По подсчетам Минтранса, на сегодня в нашей дорожной инфраструктуре насчитывается около 10,5 тысяч переездов.

С 2009 года на железнодорожных переездах началась постепенная установка комплексов фиксации нарушений ПДД, по показаниям которых выписываются штрафы. А с 2016 года, согласно статье 21 закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», оснащение переездов автоматическими камерами стало для их владельцев обязательным.

Что происходит сейчас

В конце 2018 года в закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» внесли очередные изменения. Владельцев переездов обязали ставить автоматические комплексы фиксации нарушений в первоочередном порядке там, где за три года произошло более двух столкновений машин и поездов. Также камеры могут устанавливать в тех местах, которые определили региональные власти при согласовании с владельцем железной дороги.

При этом на обслуживание оснащения необходимы выделять деньги из бюджета субъекта федерации, из средств местных властей или «иных источников». Сама камера после установки передается в безвозмездное пользование органам власти субъекта федерации.

Эти требования затрагивают только переезды так называемого «общего пользования». А в местах пересечения ж/д рельс с частными дорогами или дорогами «необщего» пользования камеры ставить не надо. А те, что успели установить по букве закона в редакции 2016 года, можно… демонтировать. 28 марта 2019 года поправки вступили в силу. 

Зачем приняли эти поправки? Как пояснил автор законопроекта Владимир Синяговский из «Единой России», требования оснащать камерами абсолютно все переезды противоречило здравому смыслу. На территории страны есть «глухие переезды в тайге, где за сутки проезжает один поезд и две машины». «Или, например, дорога, пересекающая заржавевшие рельсы, которые никуда не ведут и принадлежат промышленному предприятию, которое давно разорилось и существует только на бумаге. О переездах на путях необщего пользования вообще зачастую отсутствуют сведения. Таким образом, данная норма была неработающей», пояснил депутат изданию «Коммерсантъ».

Что будет дальше

По данным Минтранса, из 10,5 тысячи переездов только около 500 относятся к частным и «необщего пользования». В любом случае перед владельцами переездов стоит огромная по масштабу задача. Правительство пообещало разработать дополнительные критерии по приоритету и принципам установки камер, чтобы они работали только там, где действительно необходимы.

По данным РЖД, в настоящий момент камерами оснащено около 250 переездов, еще 130 появятся в течение 2019 года.И явно нужно форсировать процесс — иначе на повсеместное оснащение переездов камерами при нынешнем темпе (около 50-100 в год) уйдет почти 100 лет.

Также, по мнению правозащитников, необходимо учесть все спорные моменты, чтобы избежать погрешностей в фиксации нарушений.

Напомним правила проезда ж/д переездов

За пересечение железнодорожных путей на запрещающий сигнал светофора или при закрывающемся шлагбауме предусмотрен штраф в 1000 рублей или лишение прав на срок от трех до шести месяцев, а повторное нарушение карается лишением прав на срок до одного года. Также к нарушениям ПДД относятся обгон на переезде или ближе чем за 100 метров перед ним. Запрещено останавливаться после стоп-линии у переезда или ближе 5 метров от шлагбаума или 10 метров от ближайшего рельса.

Как мы помним, по материалам с камеры ГИБДД не выписывает постановление на лишение – только на штраф.

Наказание за нарушение правил проезда рельс могут ужесточить в будущем. Летом 2018 года Госдума приняла в первом чтении поправки в КоАП, согласно которым штраф за неправильный проезд переезда могут увеличить до 5000 рублей. В том числе в связи с новыми санкциями, видимо, власти хотят форсировать установку камер фиксации. На более лояльный для водителей способ борьбы с авариями на переездах, а именно — установку автоматических барьеров или постройку разноуровневых развязок, денег нет. В настоящее время автоматикой оборудовано всего около 10% переездов.

Замминистра транспорта РФ Сергей Аристов заявил, что решение спорных моментов планируется прописать в проекте транспортной стратегии до 2035 года.