Однодневный полис ОСАГО: будет или нет?

05.04.2019
0

Что мешает Госдуме принять законопроект об однодневном полисе страхования автогражданской ответственности? Причины — в материале 4R.ru

Однодневный полис ОСАГО:  будет или нет?

Фото: 4R.ru, Финансовая Культура, Shutterstock, Pinterest

Еще в мае прошлого года депутаты от ЛДПР Лебедев и Нилов предложили внести поправку в один из главных законов для российских автомобилистов — «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Согласно законопроекту, минимальный срок действия полиса ОСАГО должен быть сокращен с года до одного дня. За минувший год инициативу несколько раз отклоняли в Правительстве, и запланированное на начало апреля рассмотрение опять перенесено. Разберемся, в чем загвоздка.

ОСАГО сегодня: минимум на весь год. Но есть исключения

Автомобиль в Российской Федерации в обязательном порядке должен быть застрахован, а полис ОСАГО может спросить инспектор ГИБДД при проверке документов водителя или убедиться, что он есть в электронной базе. В настоящее время автогражданскую ответственность автовладелец страхует сроком на один год.

В порядке исключения можно заключить договор на более короткий срок. Например, для временного использования транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве, можно заключить договор на этот срок — но не менее чем на пять дней. При приобретении новой машины для следования к месту регистрации ТС или месту проведения техосмотра можно застраховать машину на срок, не превышающий 20 дней при отсутствии диагностической карты.

Договор ОСАГО может быть заключен с учетом сезонного использования транспортного средства в течение трех и более месяцев в календарном году — но срок страхования также составляет один год.

ОСАГО на один день – для блага народа

По словам авторов законопроекта, нынешняя редакция закона не учитывает потребности автомобилистов, которым страховой полис нужен на один день — для поездки, перегона машины в другой город и т. п. Водитель вынужден покупать полис ОСАГО и расторгать  его уже на следующий день.

По данным Российского союза автостраховщиков, около 3 млн автомобилей выезжают на дороги без полисов ОСАГО либо используют фальшивые документы

В результате, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, «из-за установленного в настоящее время минимального срока действия полиса ОСАГО водителю выгоднее нарушить указанный Федеральный закон и управлять автомобилем без страхового полиса, рискуя быть привлеченным к административной ответственности за езду без страхового полиса или стать виновником ДТП».

Депутаты предложили сократить минимальный срок договора по автогражданской ответственности до одного дня. По мнению авторов законопроекта, это будет стимулировать покупать полис ОСАГО для однодневной поездки, а не нарушать закон.

Исключения для иностранных машин и автомобилей, следующих к месту регистрации или ТО, предлагается оставить без изменений.

Почему Госдума и правительство против однодневного ОСАГО?

Летом 2018 года законопроект был рассмотрен — и отклонен. Совет ГД счел, что действующий исключений достаточно для соблюдения интересов автовладельцев. Их можно дополнить конкретными случаями, в которых водителям невыгодно заключения годового договора по страхованию. К тому автовладелец получает часть страховой премии, если ему надо досрочно расторгнуть договор. Она соответствует размеру доли, предназначенной для осуществления страховых выплат и приходящейся на неистекший срок действия договора.

Для тех автовладельцев, которые используют машину только три месяца в году, предусмотрены более лояльные коэффициенты в страховых тарифах. При сезонном использовании транспортного средства коэффициент составляет 0,5.

Правительство на осенней сессии также не поддержало однодневное ОСАГО. «Представляется, что договоры ОСАГО, заключаемые на короткий срок, будут непропорционально дорогими по сравнению с заключаемыми на один год», говорится в официальном отзыве.

К тому же в Правительстве сочли, что сокращение минимального срока действия договора существенно не снизит количество случаев использования транспортных средств владельцами, которые не застраховали свою гражданскую ответственность. «Напротив, заключение договоров ОСАГО на короткий срок может повлечь увеличение количества случаев использования транспортных средств без заключения их владельцами договоров ОСАГО, когда необходимость в использовании транспортного средства возникает непредвиденно, а возможности срочного заключения договора ОСАГО не имеется», говорится в документе.

В полночь карета без ОСАГО прев...

В полночь карета без ОСАГО превратится в тыкву

Комитет ГД по финансовому рынку отметил, что в настоящее время Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержит необходимые механизмы для учета наиболее типичных потребностей и жизненных ситуаций страхователей при заключении договоров обязательного страхования на срок менее года. В законопроекте к тому же не учтено изменение в Указания Банка России о предельных размерах базовых ставок страховых тарифов. Комитет также предлагает отклонить инициативу.

ОСАГО сроком на день: будет или нет?

Несмотря на то что Госдума и Правительство идею однодневного страхового полиса на машину раскритиковали, инициатива остается на рассмотрении. По плану заседаний законопроект о сокращении минимального срока автогражданки должны были рассмотреть в начале марта, затем дату сдвинули на начало апреля. Однако первого чтения законопроекта пока не было.

А как вы считаете, нужно ли однодневное ОСАГО для автовладельцев? Голосуйте в нашем опросе.