Как узнать, скручен ли пробег на автомобиле, и проверить реальный?

05.04.2019
0

Читайте 5 эффективных советов для проверки реальных цифр на одометре б/у машины

Как узнать, скручен ли пробег на автомобиле, и проверить реальный?

Фото: 4R.ru, Au.ru

Пробег автомобиля — одна из основных характеристик подержанного авто. От пробега в первую очередь зависит, какие регламентные работы предстоят машине в ближайшее время, каков остаточный ресурс ее узлов и агрегатов, насколько проблемной будет эксплуатация авто, сколько оно потребует денег. Естественно, недобросовестные продавцы пытаются всячески уменьшить реальную цифру, а когда вы покупаете машину не у первого и единственного владельца, возможность фальсификации возрастает многократно. Поэтому перед покупателем остро стоит вопрос: как же все-таки проверить реальный пробег рассматриваемого для покупки автомобиля?

Пока нет закона

Ситуация с пробегом стала настолько массовой (некоторые эксперты называют цифры до 90% «скрученных» автомобилей на вторичном рынке), что депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга намерены внести в Госдуму поправки в Уголовный кодекс. Согласно законопроекту, мошенники, утаивающие существенные сведения от покупателей подержанных автомобилей, будут наказываться крупными штрафами, а в особых случаях — и реальными сроками заключения до четырех лет. Однако пока такой закон не принят, рассчитывать покупатель по сути может только на честность продавца и на свои силы, благо способы определить скрученный пробег все-таки есть.

Следствие ведут…

Есть пять основных способов вывести мошенников на чистую воду и отказаться от покупки сомнительной машины либо сильно сбить цену:

- диагностика автомобиля, проверка бортовой электроники

- тщательная проверка документов

- электронные базы данных

- визуальная/инструментальная оценка

- дедуктивный метод

Начнем с того, что проверка пробега имеет смысл в первую очередь для относительно свежих автомобилей. Прежде всего, нужно хотя бы примерно оценить пробег. Делать это удобно, если пользоваться примерной формулой «20 000 километров пробега в год» — примерно столько проезжает среднестатистический городской автомобиль при ежедневной круглогодичной эксплуатации. Бывают, конечно, «автомобили выходного дня», у которых «смешные» пробеги заложены в саму идею марки, но если вы не покупаете Ferrari, то поинтересоваться, не смотан ли пробег, точно имеет смысл.

Кроме того, не спешите расслабляться, если цифра на одометре примерно соответствует вашим ожиданиям. Например, если машина использовалась в такси, то ее ежегодный пробег вполне может достигать 80-100 тысяч километров в год, причем часто без адекватного такому показателю обслуживания! Именно поэтому марки и модели, которые активно используются службами такси, нужно проверять с особой тщательностью.

Если автомобилю больше 15 лет и он не продается в категории «ретро с консервации» за бешеные деньги, но со смешным пробегом и в состоянии, близком к идеальному, то почти наверняка одометр уже давно пошел на второй, если не на третий круг, и проверять его — совершенно бессмысленно. Тут надо смотреть на состояние транспортного средства. Однако для более свежих машин адекватное представление о пробеге имеет смысл.

Проверено электроникой!

На самом деле большинство приборок уже давно электронные, и по старинке смотать показатели одометра, зажав трос спидометра в патрон дрели, на более-менее современной машине уже не получится. Но это не значит, что показания не корректируют — для этого у мошенников есть соответствующее оборудование. Однако одно дело — откорректировать пробег на приборке, и немного другое — залезть во все ячейки, куда записываются эти показания. Технически это, конечно, возможно, однако специалисты сходятся во мнении, что фактически злоумышленники это делают редко. В первую очередь потому, что подобное вмешательство в «мозги» двигателя или коробки передач чревато хаотичными ошибками, которые будут проявляться на приборке в виде горящей иконки Check engine и сильнее пугать потенциального покупателя.

Второй причиной такого халатного отношения мошенников к своей работе можно назвать сложность добывания данных в «закрытых областях» электронных блоков управления. Не каждый дилер умеет искать и находить, куда конкретно записываются резервные показатели пробега, не у каждой модели вообще предусмотрена техническая возможность залезть так глубоко в «мозги» без заводского оборудования. Вопрос о том, может ли какой-либо сервис или частный мастер в вашем городе добыть из недр бортового компьютера такую деликатную информацию, желательно выяснить заранее применительно к конкретной марке и модели автомобиля, чтобы не терять лишнего времени и денег. Обычно в этом неплохо помогают тематические форумы и сообщества владельцев автомобилей. В любом случае, при кажущейся стопроцентной эффективности компьютерного метода, он совсем не панацея.

Ваши документы!

Документальный метод как один из самых архаичных часто помогает проверить, скручен пробег авто или нет. Нередко вместе с необходимыми для покупки документами новому владельцу достается сервисная книжка от первого собственника, старые диагностические карты и т. п. — словом, документы, в которых так или иначе мог фиксироваться пробег автомобиля. Иногда, пошарив по салону, можно, например, найти тетрадку, в которую скрупулезные владельцы записывают все посещения сервисных станций — педантичные люди в мире есть, и их все еще немало. Туда же — всякие подкапотные наклейки, которыми в некоторых сервисах маркируют машину, чтобы владельцу (да и следующему мастеру) не пришлось мучительно вспоминать, когда же в прошлый раз менялось масло или ремень ГРМ.

Опытные «перекупы» таких явных следов стараются не оставлять, а вот наивных мелких жуликов можно попробовать поймать на детских ошибках. Например, если машина 2012 года, у первого владельца была пять лет, последняя запись в сервисной книжке официального дилера сделана в 2017 году и это ТО-90, а на приборке мы видим 98 000 км, при этом продавец увлеченно рассказывает, как они два раза в год мотались с мужиками в Астрахань на рыбалку — пробег однозначно скручен. Верить такому продавцу вряд ли стоит — и в том, что все дорогостоящие регламентные работы проведены вовремя, и в том, что на машине «бабушка в церковь ездила». Все, что он расскажет, может оказаться не более чем красивой сказкой.

Великая сила интернета

Если первичный анализ документов не выявил подозрительных махинаций, то самое время вновь призвать на помощь современные технологии. Зачастую узнать реальный пробег позволяет интернет — автомобиль можно проверить по всевозможным базам, чтобы наиболее полно восстановить его историю. Применительно к пробегу три самых важных для нас базы — это база автомобилей, работавших в такси, база ДТП и единая база ОСАГО и техосмотра. Машину можно пробивать по вин-коду, государственным регистрационным знакам, номерам документов, имени владельца и т. п. К сожалению, почти все интересующие нас данные — платные, но это тот случай, когда экономия может вылезти боком.

Если по результатам проверки выясняется, что автомобиль работал в такси, эта информация скрывалась продавцом, пробег не соответствует таксомотору, а вот состояние машины далеко от идеала — скорее всего, вам пытаются «впарить» автомобиль с существенно большим пробегом, чем показывает одометр.

В базах по ДТП редко пишут, на каком пробеге произошла авария, однако можно почерпнуть из них некоторые дополнительные сведения — например, если ДТП несколько и географически они разбросаны по всей России, то вряд ли реальный пробег будет отличаться от среднестатистического в меньшую сторону. И наоборот: если в базе значится крупное ДТП, оно вполне может быть объяснением сравнительно небольшого пробега. Частенько простои после таких аварий могут длиться месяцами и даже годами. Несмотря на небольшую цифру на одометре, «здоровья» такие перипетии автомобилю не прибавляют.

Наконец, самая главная для нас база — ОСАГО и техосмотр. Уж в диагностической-то карте пробег должен быть записан обязательно. Если карта «левая» — а такие прецеденты до нынешнего времени случались сплошь и рядом, то и пробег там может быть записан «от фонаря». Но, во-первых, он должен хотя бы приблизительно соответствовать реальному, а во-вторых — его динамика должна более-менее сохраняться. Если за 2015 год автомобиль проехал 25 000, за 2016 — 28 000, за 2017 — 20 000, а за весь 2018 и начало 2019-го — всего 5000, есть повод задуматься, не стали ли «лишние» 20 000 пробега жертвой хитрого электронного прибора?

Потрогаем-понюхаем

Как ни странно, проверить, не скручен ли пробег авто, достаточно надежно можно по косвенным признакам. Большинство из них имеет смысл искать в салоне, и даже конкретнее — на водительском месте. Даже при самой аккуратной эксплуатации первые морщинки и трещинки на кожаных сиденьях появляются к 100 000 км пробега, а к 200 000 км по бокам подушки уже, скорее всего, будут еще не сквозные, но уже довольно явные продольные трещины. Ближе к 300 000 км наверняка не выдержит уже хоть один шов, и состояние кожи на сиденье будет радикально отличаться от состояния боковин кресла. Примерно такая же картина — с рулевым колесом, с той лишь разницей, что его, в отличие от кресел, редко меняют на новое, в лучшем случае — перешивают. Тогда хозяина можно поймать на несоответствии потертостей кресла и руля.

Тканевый салон при аккуратной эксплуатации не так подвержен деформации, хотя пробег более 300 000 км даст о себе знать и тут — хоть где-нибудь хоть что-нибудь да разъедется. Но основная «память» у ткани другая: она выцветает от солнца и частых химчисток, если они были. Ваша задача в этом случае — найти участок ткани, который с высокой долей вероятности не подвергался никаким воздействиям (например, на стыке подушки и спинки раскладывающегося заднего сиденья или на подлокотнике) и сравнить их с обивкой передних сидений. Если родной цвет едва узнаваем, то машина, скорее всего, перевалила за 300 000 км.

Многое может сказать и резиновая накладка педали сцепления на «механике» или педали тормоза — на «автомате». Первые ощутимые следы износа появляются на ней примерно за 50 000 км. После 100 000 км накладка приобретает достаточно потертый вид, а к 200 000, как правило, уже начинает проглядывать металлическая основа педали. При пробегах порядка 300 000 км начинает ощутимо стираться и сама педаль. Поэтому если вы видите абсолютно новую накладку на машине с заявленным пробегом 150 000 км, имейте в виду, что цифра вполне может быть даже ополовинена! Особенно если на то же самое указывают другие признаки.

Элементарно, Ватсон!

Наконец, последний способ узнать, скручен ли пробег на автомобиле, который мы назвали дедуктивным, состоит в максимальном получении информации от продавца. У перекупщиков часто бывают хорошо выстроенные легенды, но даже профессионалов можно поймать на вранье и определить реальную картину. Поспрашивайте, как машина ведет себя на трассе на высоких скоростях, с какой максимальной скоростью человек ездил? Любой ответ, кроме «Не знаю, я только по городу ездил», можно использовать для дальнейших расспросов («Ого! А где это ты так разогнался? Ну ничего себе! У меня там дача рядом, а я и не знал!»), позволяющих составить реальную картину использования автомобиля. Спросите, где автомобиль обслуживался, не поленитесь позвонить в сервис, объяснить ситуацию и расспросить подробности о последних ремонтах и пробеге. Все более-менее серьезные СТО ведут подробнейшую базу клиентов и, возможно, поделятся с вами интересующей информацией, если вы намекнете, что хотели бы продолжать обслуживаться у них.

Ну и последний совет: не перебивайте продавцов, пускай рассказывают. В моей практике было несколько случаев, когда продавцы без всякого вопроса начинали говорить: «Пробег тут не скручен, ну точнее как — я его не скручивал, мне машина уже такая досталась». И последующая проверка подтверждала, что со спидометра исчезло минимум 20 000.