На дороги России выходят беспилотники. Почему их нужно бояться?

11.04.2019
0

В ближайшее время в Москве и Татарстане появятся чуть ли не полторы сотни автономных машин.

На дороги России выходят беспилотники. Почему их нужно бояться?

Фото: Mercedes-Benz; Яндекс

Поводом для беспокойства стало начало «опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств». Эксперимент благословлен правительством — соответствующее постановление под номером 1415 принято еще в ноябре прошлого года.

Российские правила для беспилотников

Участниками эксперимента могут быть только юрлица. Отвечать за возможные негативные последствия придется тоже им. Риск ответственности должен быть застрахован на 10 миллионов рублей для каждого экспериментального автомобиля. На каждую же машину собственник должен получить заключение специальной испытательной лаборатории.

В «обязанность» беспилотникам вменяется безоговорочное соблюдение ПДД. Все испытательные поездки будут протоколироваться и записываться на видео, данные должны храниться не менее 10 лет. Контролировать движение станет водитель, к которому предъявляются повышенные требования: стаж управления не менее трех лет, отсутствие грубых нарушений ПДД и медицинских противопоказаний.

Автономные машины на российских дорогах будут обозначаться опознавательным знаком в виде буквы «А» в красном треугольнике.

Природа против

Все это хорошо, но какова вероятность, что машина однажды выйдет из-под контроля? Как бы ни хорохорились производители, такой исход вовсе не исключен. Вспомните нашумевшие инциденты с «Теслой» и американским же «Убером». Увы, и в России исключить подобное нельзя, особенно учитывая, что финансовые возможности участников нашего эксперимента едва ли сопоставимы с бюджетами иностранцев.

Да и российские дороги заметно уступают американским. Как показал эксперимент на полигоне «НАМИ», входящие в состав «автопилота» системы помощи от ведущих мировых производителей – контроля выезда за пределы полосы, экстренного торможения – в наших реалиях далеко не безупречны. Например, полосу движения компьютер перестает надежно определять уже при 15-процентной заснеженности линии разметки.

Все равно виноват водитель

Допустим, все будет хорошо и эксперимент состоится. Но потребуется еще урегулировать и правовую сторону вопроса. Специальной юридической основы для беспилотного или, правильнее говорить, полностью- и высокоавтоматизированного управления транспортными средствами сегодня не существует. Ни на национальном, ни на международном уровне. В других странах ситуация аналогичная — правовой статус водителя ничем не отличается от обычного: за все неприятности, которые могут произойти с беспилотником, нести ответственность будет именно он. 

Сегодня никто из разработчиков не гарантирует, что беспилотник не станет орудием хакеров.

Такой подход приемлем только на этапе экспериментального использования. Едва ли он устроит гражданских пользователей, которые, по мнению автопроизводителей, появятся уже в ближайшие годы. Если я купил автомобиль, воспользовался им в полном соответствии с инструкцией, то почему с меня спрашивают за то, что он кого-то задавил? Увы, от этих вопросов никуда не деться.