Почему новый штраф за ж/д переезд загонит водителей в ловушку?

18.04.2019
0

Три аргумента, почему ужесточение ответственности за нарушения на ж/д переездах — это не так хорошо, как кажется на первый взгляд

Почему новый штраф за ж/д переезд загонит водителей в ловушку?

Фото: Wikimapia, 4R.ru, smolunsk-i.ru, mos.ru

Вот уже несколько месяцев в России действуют новые штрафы в размере 5000 рублей. Получить их можно, если, будучи в Москве, не оплатить стоянку в зоне платных парковок или припарковаться не по правилам. Как нетрудно догадаться, такая санкция вызвала логичное недовольство автомобилистов, причем не только в столице.

Разброс цен на штрафы и новые ужесточения

Еще бы! Ведь до недавнего времени штраф 5000 рублей применялся только в случае действительно опасных нарушений. Например, он грозил водителю за запрещенный обгон по встречной полосе, за превышение разрешенной скорости более чем на 60 км/ч, за повторный проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика и т. д. А за ряд других опасных нарушений ПДД штрафы до сих пор и того меньше — лишь 1000 рублей: это первый проезд на красный свет, остановка на автомагистрали и даже пересечение ж/д пути вне переезда, выезд на ж/д переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме, а также остановка на нем.

Кстати, о последнем правонарушении. Видимо, озаботившись таким разбросом цен на нарушения, депутаты Госдумы бросились исправлять ситуацию и уже предложили поправки в КоАП. Соответствующий законопроект, вносящий изменения в ст. 12.10 Кодекса, был внесен на рассмотрение Госдумы. Штраф предлагается увеличить с 1000 рублей до 5000. Кроме того, в ч.1 ст. 12.10 предлагается внести дополнение и наказывать водителей в том числе и «за проезд через нерегулируемый железнодорожный переезд, если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина)».

Ужесточающие законы у нас в стране принимают часто, так что весьма вероятно, что данный законопроект также претворится в жизнь. Вот только какие будут последствия? 4R.ru решил рассмотреть главные минусы.

Штрафы, а не безопасность

Дороги должны быть безопасными, а водители — законопослушными. С этим никто не спорит. Вот только применима ли эта формула к рассматриваемому законопроекту? Увы, не совсем. Ведь добиваться соблюдения ПДД предлагают самым простым способом — поднятием штрафов. Примечательно, что недавно, 28 марта, в России вступили в силу поправки в законы «О безопасности дорожного движения» и «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». И они обязывают владельцев ж/д инфраструктуры оборудовать переезды камерами с функцией автоматической фиксации нарушений ПДД. А тут как раз «случайно» соответствующий штраф предлагают увеличить с 1000 до 5000 рублей. «Совпадение? Не думаем!»

«В пояснительной записке к законопроекту говорится, что у нас произошло на переездах около 300 ДТП за год. Для нашей страны с её бескрайними просторами 300 происшествий — это крайне мало», считает адвокат движения автомобилистов «Свобода Выбора» Сергей Радько. Он также добавил, что в целом новые поправки носят скорее технический характер. «По сути минимальный штраф [за первое нарушение на ж/д переезде] просто поднимается с 1000 рублей до 5000 рублей», отметил С. Радько.

Переезды-невидимки

Еще одна проблема нового законопроекта связана с той частью, в которой водителя предлагается штрафовать за проезд нерегулируемого ж/д переезда, если к нему «в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина)». На первый взгляд, формулировка должна отбить у водителя охоту проскакивать перед несущимся составом, как это делают герои боевиков. К тому же именно в такой форме она уже присутствует в ПДД. Однако дьявол опять кроется в деталях.

Не верите? Тогда просто представьте, сколько у нас в России небольших переездов, которые давным-давно не используются, но формально являются действующими. Причем чтобы их найти, даже не надо ехать куда-то в глушь — таких мест полно даже в Москве в районе бывших промзон. И можете не беспокоиться: если новый законопроект примут и в подобных местах повесят камеры, штраф за нарушение (например, проезд без остановки у стоп-линии) вам обязательно придет. Ведь, согласно ПДД, железнодорожным переездом считается «пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне». Его размеры, расположение или состояние не играют абсолютно никакой роли.

«Давайте рассмотрим ситуацию, в которой находятся жители деревни Рахманово в Московской области. Там РЖД на путях «паркует» на ночь поезда, завешивая семафор, который всю ночь горит красным. В итоге люди не могут попасть к себе домой, не нарушив. В таких местах можно вставать и «рубить» на нарушении буквально каждого», пояснил координатор движения «Синие Ведерки» Пётр Шкуматов. Он добавил, что ситуации, когда железнодорожные составы стоят возле переездов без движения, нередки и что нерегулируемых ж/д переездов особенно много в южных регионах России. «В данной ситуации [принятие законопроекта] приведет к возникновению огромного числа ловушек для водителей».

На инфраструктуру денег нет, а на камеры есть

Не секрет, что в России тысячи действующих ж/д переездов. Это связано как с историей страны, так и с её размерами. И с учетом этого ужесточение санкции для водителей может показаться логичным шагом. Вот только ни законопроект, ни пояснительная записка к нему не отвечают на вопрос: «А почему водители так часто нарушают?» Раскроем секрет. Дело в том, что очень часто это связано просто с самой работой переезда — не везде есть необходимые шлагбаумы и барьеры, а также исправно работает сигнализация. А еще бывает так, что путь через ж/д переезд — это единственная возможность для водителя попасть домой. И закрытый шлагбаум означает часовое (а иногда — и многочасовое!) ожидание в непонятном месте.

Вся ситуация подсказывает, что борьбу за безопасность на ж/д переездах нужно начинать с другого: с их модернизации, установки современных ограничителей, а во многих местах – вообще со строительства нормальных эстакад. Это бы избавило от томительного ожидания поднятого шлагбаума.

Но на такие меры в бюджете денег почему-то нет, а на реформирование КоАПа — находятся. Ведь повесить камеру — дело нехитрое. Зато очень здорово позволяет отчитаться, сколько денег в бюджет принес тот или иной комплекс, а заодно продемонстрировать, что борьба за безопасность ведется.

«Повесить камеру на каждом ж/д переезде в нашей стране нереально даже исходя из бюджета, - уверен автоюрист Сергей Радько. – Далеко не во всех регионах бюджеты такие, как в Москве, не все они потянут все нюансы, связанные с установкой, сертификацией и эксплуатацией таких камер».

Нарушения ПДД на железнодорожных переездах, безусловно, должны сурово наказываться. Однако если власть действительно хочет навести порядок с безопасностью, начинать нужно не поднятия штрафов, а с организации соответствующей инфраструктуры — эстакад через железнодорожные пути или хотя бы шлагбаумов и защитных барьеров.