ГИБДД хочет поднять штрафы в 6 раз, но Госдума готова спасти водителей

11.04.2019
0

Предложение ГИБДД ужесточить наказание за превышение скорости на 20-40 км/ч до 3000 рублей вызвало озабоченность не только в рядах автомобилистов. И вовсе не из-за предложенной суммы

ГИБДД хочет поднять штрафы в 6 раз, но Госдума готова спасти водителей

Фото: 4R.ru, zr.ru, Russia Beyond, DELPHI EN

С инициативой повысить штраф за превышение скорости с 500 до 3000 рублей выступил заместитель начальника ГУОБДД МВД РФ Олег Понарьин в рамках общественных слушаний по вопросам стратегии безопасного дорожного движения, прошедших в Госдуме.

«Это, с одной стороны, позволит сдержать постоянный рост количества нарушителей. С другой стороны, мы консультировались с Федеральной службой судебных приставов, и это даст им возможность в упрощенном режиме взыскивать долги по штрафам», заявил Понарьин. Он также отметил, что в ГИБДД выступают за отмену возможности оплачивать штраф с 50%-ой скидкой для водителей, многократно попадавшихся на нарушениях ПДД, в том числе — на превышении разрешенной скорости.

«Также, по нашему мнению, целесообразно ввести увеличенный размер штрафа для систематических нарушений скоростного режима начиная с нарушения на 20 км/час», отметил замначальника ГУОБДД МВД РФ. Одновременно с этим чиновник заявил, что в ГИБДД предлагают отложить снижение нештрафуемого порога скорости с 20 до 10 км/ч хотя бы на два года. За это время, мол, будет проведен мониторинг действующих скоростных режимов, а дороги — приведены в соответствие реальным условиям движения.

Разногласия законодателей

Еще во время общественных слушаний предложение ГИБДД вызвало эффект разорвавшейся бомбы, причем не только у сторонних наблюдателей. Вопреки стереотипам о монолитности властных структур именно депутаты Госдумы идею об увеличении штрафа за превышение скорости на 20-40 км/ч с 500 до 3000 рублей не поддержали. «Пусть сначала дороги приведут в порядок», — отметил председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев.

Не нашло полного понимания предложение ГИБДД и у первого замглавы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова. Правозащитник отметил, что подобный штраф нужно повысить, но лишь до 1000 рублей: «Когда правительство внесет [поправки], мы будем [их] рассматривать с точки зрения здравого смысла».

В свою очередь замглавы комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский еще больше раскритиковал инициативу ГИБДД. «Откуда взялась сумма именно в 3 тысячи рублей? Почему не 2 тысячи, не 5 тысяч, не 10 тысяч?» — заявил Афонский, добавив, что, по его мнению, цифра 3000 рублей в предложении ГИБДД ничем не обоснована и в буквальном смысле взята с потолка.

Кому выгодно повышение штрафов?

Почему представители ГИБДД заговорили об увеличении штрафов за превышение на 20-40 км/ч именно сейчас — понять нетрудно. В настоящее время идет активная подготовка возвращения в КоАП санкции за превышение скорости на 10-20 км/ч. Если за данное нарушение штрафовать на 500 рублей, то одинаковое наказание будет грозить как тем, кто превысил скорость на 11 км/ч, так и тем, кто едет быстрее лимита на 39 км/ч. Согласитесь, разница в тяжести возможных последствий в данном случае есть, поэтому само по себе предложение сделать штрафы более дифференцированными не лишено логики.

Вопреки мнению большинства водителей не является завышенной и предложенная сумма штрафа. Во-первых, в российском законодательстве есть штрафы и повыше, хотя не всегда суровость наказания связана с опасностью для окружающих. Чего стоит, к примеру, санкция в размере 5000 рублей за неоплаченную парковку в Москве. Вряд ли кто-то умрет или пострадает лишь от того, что какой-то автомобилист не заплатит за стоянку в городе. А вот с превышением скорости на 20-40 км/ч все уже не так однозначно: последствия действительно могут быть серьезными.

Во-вторых, если сравнить размер предложенного штрафа с законодательством других стран, окажется, что кара в 3000 рублей за такое нарушение не такое уж и страшное. Например, за превышение скоростного лимита на 21-30 км/ч в Польше водителю грозит штраф до 200 злотых (примерно 3400 рублей), в Литве — штраф 30-90 евро (2188 — 6500 рублей), в Латвии — 40-80 евро (2900 — 5800 рублей), в Румынии — 435 лей (6600 рублей). Причем обратите внимание, мы специально перечислили те страны, где доходы граждан сопоставимы с российскими. В Германии, Франции или Великобритании штрафы (вкупе с зарплатами) еще выше. А о дополнительных санкциях вроде штрафных баллов, из-за которых нарушители во всех этих странах могут лишиться водительских прав, мы и вовсе молчим.

К чему может привести новый штраф за скорость?

То есть само по себе предложение ГИБДД достаточно нейтральное. А вот настоящая проблема заключается в том, что инициатива просто игнорирует российские реалии. А ведь из-за них она может превратиться в настоящую головную боль для водителей. Во-первых — если предложение ГИБДД примут — существующий перекос в системе наказаний по КоАП никуда не денется, а просто переместится в другую плоскость. К примеру, превышение более чем на 80 км/ч, согласно действующему законодательству, наказывается штрафом 5000 рублей (либо лишением прав на срок до 6 месяцев). И тут у некоторых водителей может возникнуть обратная реакция: гнать на все деньги, коли всё равно оштрафуют. Ведь разница между 3000 рублей и 5000 рублей не столь велика.

Во-вторых, для того чтобы водители действительно снизили скорость, недостаточно просто установить высокие штрафы. Нужно сделать так, чтобы они работали, и правильно организовать дорожное движение. А с этим, как мы знаем, в России очень большие проблемы. «Все мои штрафы, которые я получил за превышение скорости на 20 км/ч, стали следствием «дорожных ловушек», которые устроили при организации дорожного движения, — пояснил 4R.ru координатор движения «Синие Ведерки» Пётр Шкуматов. — Делается все, чтобы запутать водителя, чтобы он ошибся. Это не безопасное движение, когда водителей побуждают снизить скорость, а специальные места, в которые ставят камеры».

Эксперт добавил, что никаких статистических обоснований опасности предложенных изменений предоставлено не было. «Почему [предлагается поднять штраф] в шесть раз, а не в двадцать? Почему у нас там, где ходят пешеходы, можно ехать 60 км/ч, а там, где их нет, например, на дороге с 8 полосами движения — тоже 60 км/ч? Где организация дорожного движения и санкции для тех, кто это устраивает?» — прокомментировал Шкуматов инициативу ГИБДД.

Наконец, в-третьих, настораживает еще один факт, на который мало кто обратил внимание. Так, комментируя собственную инициативу, в ГИБДД пояснили, что предложение повысить штрафы до 3000 рублей появилось по совету Федеральной службы судебных приставов. ФССП объяснила, что до этой суммы приставы могут взыскивать штрафы без возбуждения исполнительного производства. То есть возникает чувство, что именно в России взят курс на превращение штрафов за нарушения ПДД в своеобразный налог на быструю езду.

«Данные предложения не имеют никакого отношения к безопасности дорожного движения и направлены на то, чтобы выкачать как можно больше денег из водителей, — соглашается глава «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. — Тем более несколько месяцев назад глава ГИБДД сказал, что они «замучали и запутали» людей постоянными изменениями ПДД и нужен мораторий на них. Я думаю, что сейчас Госавтоинспекцию используют как инструмент. Это идет от правительства и финансовых ведомств, которое хочет обложить [своеобразными] «налогами» средний класс, который что-то еще имеет, и у которого можно еще что-то взять квазилегальным способом», — отметил В. Похмелкин в разговоре с корреспондентом 4R.ru.

Таким образом, от предложения ГИБДД увеличить штраф за превышение скорости на 20-40 км/ч действительно может получиться больше вреда, чем пользы для простых водителей. Причина — в уже существующих особенностях нашего законодательства и практики работы дорожных структур.

И немного о хорошем

Кажется, впервые за долгое время депутаты Госдумы не выступили «единым и нерушимым фронтом» власти, поддерживая любую предложенную инициативу, а действительно отнеслись к предложениям критически. Возможно, однажды мы наконец увидим в Госдуме настоящую живую дискуссию не только о штрафах, но и о правильной организации дорожного движения.