4 космических технологии в автомобилях, о которых почти никто не знает

12.04.2019
0

Вы, конечно, в курсе про GPS-спутники и углеродное волокно из ракетных двигателей. Но 4R.ru предлагает почитать про намного менее известные факты.

4 космических технологии в автомобилях, о которых почти никто не знает

Фото: Tesla, Digday, NASA

Из года в год различные издания публикуют к 12 апреля один и тот же список из десяти технологий, которые автопром позаимствовал из космических программ. Вспоминают углеродное волокно, перекочевавшее из ракетных двигателей в кузовные детали машин. Топливные элементы, впервые нашедшие применение в космических спутниках, дожили  до новой жизни в серийном электромобиле Toyota Mirai. Не забывают легчайший материал в мире — аэрогель, который знай себе собирал космическую пыль в исследовательских целях, пока его не использовали в качестве теплоизолятора для Chevrolet Corvette C7. И, конечно, GPS (а теперь еще и ГЛОНАСС) — сеть геостационарных спутников, выведенных на орбиту, кажется, только для того, чтобы через семьсот метров вы повернули направо.

Попробуем разбавить набивший оскомину топ-лист не столь известными фактами применения космических технологий в автопроме.

Кузов для экстремально высоких температур

В далекие 90-е годы ХХ века, когда автоспорт еще был суров к гонщикам, а конструкторы спортивных болидов только заносили слова «комфорт» и «эргономика» в свои разговорники, была решена одна наболевшая для пилотов NASCAR проблема. Днище автомобилей во время заездов нагревалось до таких температур, что пилоты к финишу получали не только заслуженные кубки, но и серьезные ожоги ступней. Подгорало у гонщиков регулярно, но автопроизводители долгое время не могли найти решение. Одни теплоизолирующие материалы были слишком тяжелы, другие — не справлялись должным образом со своей задачей.

Ситуация изменилась лишь в 1996 году, когда чемпион NASCAR Бобби Элиссон встретился с тогдашним директором Космического центра имени Кеннеди Джеем Ханикаттом. Во время экскурсии космический босс, между прочим, упомянул, что материалы, покрывающие корпус космического челнока, способны поглощать температуру свыше 3000 градусов. Заслуженный гонщик вспомнил о том, как запекались во время заездов его собственные пятки, и попросил коллег подогнать в испытательный центр NASA какой-нибудь автомобиль для тестов. Результат превзошел все ожидания. Космический материал сначала нашел применение в гоночных автомобилях, а оттуда уже перекочевал и в дорожные спорткары.

Скафандр на каждый день

О том, что огнеупорные костюмы автогонщиков — это плоть от плоти космического скафандра, широко известно. Только это совсем не тот костюмчик, который астронавты примеряют для выхода в открытый космос. Основой для устойчивого к огню водительского комбеза стал так называемый Advanced Crew Escape Suit — легкий скафандр для ношения на борту космического корабля, который способен сохранить жизнь в случае возгорания или разгерметизации. Его конструкцию и материалы переосмыслили, скроили под требования и параметры пилотов — и, казалось — проблема решена. Но она породила другую.

В условиях многочасовых гонок, да еще и при жаркой погоде, многослойная огнеупорная ткань и термобельё под ней обеспечивали надежную защиту от пламени, но аккумулировали внутри столько тепла, что испытатели предпочли бы выезжать на трассу нагишом, лишь бы не вариться заживо в этом импровизированном парнике. Пришлось снова идти на поклон в NASA, где эту проблему научились решать еще в 1960-е годы. Система охлаждения с тех пор стала гораздо совершеннее, но суть её не поменялась: между слоями одежды была пропущена сеть трубочек, по которым циркулирует жидкость, эффективно отводящая влагу.

Все как в марсоходе

Космические технологии во время их первого приземления дороги и потому всплывают либо в автоспорте, либо в сегменте супер- и гиперкаров. Словом, там, где готовы пойти на удорожание в пару миллионов вечнозеленых ради высоких достижений или определенных имиджевых бонусов. Но освоенная однажды на Земле технология постепенно прирастает масштабом, дешевеет и все больше используется в массовом сегменте.

Например, приемник системы глобального позиционирования из космически дорогой опции превратился в нечто прозаически обыденное. Система прокладывания маршрута и следования по нему в автономном режиме, получившая первое практическое применение в марсоходах, породила комбинацию датчиков и приборов, которые работают как система активного круиз-контроля и удержания автомобиля в заданной полосе. Опция не самая распространенная, но уже доступная в автомобилях ценой до полутора миллионов рублей.

Позаимствовали у спутника

Возможно, на подходе еще одна технология: солнечные батареи. «Тоже мне инновация»,  скажете вы — и будете совершенно правы. Кремниевые источники питания от солнечной энергии были запатентованы еще в 1954 году, а первые спутники, работающие от светила, СССР и США почти синхронно запустили в 1958-м. Возможность ездить на дармовой энергии давно уже подогревала фантазии автопроизводителей: слезть с бензиновой иглы — фантастическое конкурентное преимущество. Но все не выходило. Низкая эффективность элементов заставляла строить специфического вида и конструкции одноместные аппараты, которые ни на что, кроме как бить рекорды и соревноваться друг с другом, не годились.

И все же попытки добавить в конструкцию традиционного автомобиля блок солнечных батарей автопроизводители не оставляли. Так, он появлялся на крыше Toyota Prius, а некоторые модели Audi, WV и Skoda получили люк с солнечными батареями в качестве опции. Правда, от нее запитывалась лишь климатическая установка, прогревающая или охлаждающая салон выключенного автомобиля.

Наконец, независимая немецкая компания Sono Motor объявила, что уже в этом году начнет серийное производство своей единственной модели Sion. За 25 500 евро покупатель должен обзавестись электромобилем с запасом хода в 250 км. Основной заряд электрокар всё-таки будет получать от розетки, но размещенные на его компактном корпусе 300 фотоэлементов (поверьте, это немало) позволят увеличить пробег в солнечный денек еще на 30 км.

Любопытно, что прототип автомобиля со схожей конструкцией сейчас испытывают в московском НАМИ. Электромобиль, построенный на базе Lada Kalina, также оснащен аккумуляторами, зарядкой и солнечными батареями на капоте и крыше. Здесь надо оговориться, что донорский автомобиль — лишь мул для обкатки технологии. Если специалисты НАМИ доведут её до ума, то серийный образец, вероятно, вырастет из более современной модели АвтоВАЗа.

Тем временем Hyundai и Kia объявили, что готовятся выпустить на рынок модели с панорамной крышей, в которую будут интегрированы полупрозрачные солнечные батареи. По их расчетам, это позволит обеспечить от 30% до 60% заряда батареи гибридной установки за световой день. Звучит равно многообещающе и фантастически — о таких показателях все текущие аналогичные проекты могут только мечтать. Впрочем, учитывая, с какой космической скоростью совершенствуются энергоэффективные технологии, прорыв в этой области вполне возможен. По крайне мере, заруливая в очередной раз на заправку, очень хочется в это верить.