Какие в России бывают права на автомобиль

14.04.2019
0

От обучения в автошколе исключительно на автоматической коробке передач до международного удостоверения — 4R.ru подробно разобрал все категории прав, принятые сегодня в нашей стране

Какие в России бывают права на автомобиль

Фото: ГИБДД, Горэлектротранс, Онлайн юрист

В 2013 году в России существенно изменились правила сдачи экзаменов на водительские права, порядок обучения и получения водительских удостоверений, появились новые виды категорий водительских прав, которых не было до этого. Естественно, эти изменения затронули огромное количество авто- и мотолюбителей, а также профессиональных водителей.

Как проходит процедура сдачи на права в 2019 году

Все новые ограничения направлены в первую очередь на повышение безопасности дорожного движения и продолжают действовать в 2019 году. Прежде всего, изменилась программа подготовки водителей: теперь сдать на права экстерном нельзя, хотя предыдущая редакция правил такую возможность давала. Суть экстерна была в том, что человек готовился к экзамену самостоятельно, приносил в ГИБДД заявление, медицинскую справку и фотографии, оплачивал государственную пошлину, после чего допускался к сдаче экзамена на права. Документ о прохождении обучения в автошколе был опциональной бумагой, которую можно было не предъявлять. Естественно, что такой возможностью пользовалось значительное количество граждан, пожелавших сесть за руль: ведь таким образом можно было существенно сэкономить на оплате автошколы. Однако качество самостоятельной подготовки водителей эксперты посчитали неудовлетворительным, и «вольницу» прикрыли.

Теперь свидетельство о сдаче внутреннего экзамена в автошколе стало обязательным документом для получения допуска к экзамену в ГИБДД, а автошколы обязали работать по единой программе. Некоторые из них, правда, пытаются хитрить, допуская самостоятельную подготовку по теоретической программе обучения. Учитывая, что прохождение полной программы в автошколе обходится в сумму от 10 до 40 тысяч рублей в зависимости от категории водительских прав и количества занятий с инструктором, экономия может выйти достаточно существенной. Однако способ позволяет потратить меньше денег, но не меньше времени: все равно от подачи документов в автошколу до даты внутреннего экзамена пройдет не меньше двух месяцев (кроме категорий М и А1, на них можно выучиться и быстрее). Также в некоторых автошколах доступно удаленное обучение онлайн, которое помогает существенно сберечь время, силы и деньги.

Стоит учитывать, что далеко не все автошколы осуществляют подготовку водителей для всех категорий автомобилей — этот вопрос следует внимательно изучить перед подачей документов. Наиболее популярными школами являются те, где готовят водителей на категории А, В и С.

Общие категории и подкатегории водительских прав

Также важным моментом, к которому привыкли еще не все водители старой закалки, стали новые категории и подкатегории водительских удостоверений. Теперь они делятся на следующие типы:

М — мопеды. Она дает право управлять мототранспортными средствами с двигателем объемом до 50 куб. см. Категория выдается автоматически при получении прав любой другой категории, однако можно выучиться на эту литеру и отдельно — с 16 лет (а не с 18, как на большинство других категорий).

А1 — легкие мотоциклы. Можно управлять мототехникой с двигателем объемом до 125 «кубов». Ее также можно получить с 16 лет.

А — все остальные мотоциклы, в том числе со специальными мотоциклетными прицепами.

В1 — трициклы и квадрициклы, в том числе с соответствующими прицепами.

В — легковые автомобили и легкие грузовики массой до 3,5 тонн и с количеством мест не более 8, допускается буксировка прицепа полной массой до 750 кг.

С — грузовики, в т. ч. с легким «легковым» прицепом.

С1 — грузовики массой до 7,5 т.

D — автобусы, в т. ч. с легким прицепом. Получение прав категории D и D1 возможно только по достижении 21 года.

D1 — микроавтобусы с количеством сидячих место не более 16.

Дальше следует пять категорий, позволяющих управлять транспортными средствами с большими  прицепами, все они имеют в своем названии букву Е. Как правило, для получения такого типа прав необходим как минимум один год стажа на автомобиле такой же базовой категории, но без прицепа.

ВЕ — легковые автомобили и легкие грузовики с прицепом массой от 750 до 3500 кг, при этом масса прицепа не должна превышать массу автомобиля без нагрузки.

СЕ — грузовики с категории С с прицепом от 750 кг до 12 т.

С1Е — средний грузовик с прицепом от 750 кг. Верхняя планка прицепа для этой категории — 7,5 т, но масса прицепа также не должна превышать массу автомобиля без нагрузки. Т. е. если ваш грузовик имеет массу без нагрузки меньше 7,5 тонн, то и разрешенная масса прицепа будет меньше.

DE — автобус с прицепом от 750кг до 3,5 т

D1E — автобус соответствующей категории с прицепом от от 750кг до 3,5 т

Специфические категории и отметки в водительском удостоверении

Также существует две специфических категории — Tm (трамвай) и Tb (троллейбус). Но люди, решившие связать свою профессиональную деятельность с этими видами транспорта, как правило, и сами прекрасно знают все особенности данных категорий. Отметим лишь, что получить такие права, как и в случае с «автобусными», можно также по достижении 21 года. Остальные категории транспортных средств (главным образом, это спецтехника) требуют получения совершенно других удостоверений, даже если транспортные средства имеют право передвигаться по дорогам общего пользования.

Кроме того, появилась особая отметка АТ для категории В — она означает, что водителю разрешается управлять легковыми автомобилями категории В, но только с автоматической коробкой передач. «Обычная» категория В предполагает обучение на автомобилях с механикой. Это более сложный процесс, после которого освоение автомата не представляет абсолютно никаких проблем, поэтому получать отдельную категорию на автоматическую коробку передач таким водителям не нужно.

Также большое значение имеют правила для тех, кто получал права до 2013 года, а теперь будет их менять в связи с истечением срока годности или со сдачей на новые категории. Таким водителям автоматически откроют категорию М, а в случае, если в правах была категория С, СЕ, D или DE — категории С1 и D1, С1Е и D1Е соответственно.

Как выглядят водительские удостоверения, выданные после реформы 2013 года

Вместе с категориями и правилами обучения изменился и сам внешний вид водительского удостоверения. Дизайн новой карточки приближен к международным стандартам, и теперь российский «пластик» вызывает гораздо меньше удивления у дорожных полицейских и сотрудников автопрокатов за границей. Тем не менее, для путешествия за рубежом все равно лучше иметь при себе международное водительское удостоверение, даже если страна, в которой вы планируете передвигаться на автомобиле, поддерживает соответствующую конвенцию 1968 года. Особенно если вы собираетесь брать там автомобиль в прокат.

Такое удостоверение выдается безо всяких экзаменов в дополнение к российским правам, причем при подаче заявления через портал или приложение «Госуслуги» международные права могут быть выданы уже на следующий день. Для его получения достаточно заявления, фотографий специфического формата (как правило, можно сделать в фотоателье рядом с МРЭО, в самом подразделении ГИБДД сфотографироваться на международное водительское удостоверение не получится) и предъявления национального водительского удостоверения. Несмотря на современные веяния требовать медсправку буквально для каждого чиха, связанного с правами, в данном случае она не нужна — соответствующие правила вступили в силу начиная с 2016 года.