Desktop [1320] Ipad [990] Tablet [660] Mobile [100%]
13.04.2019

Как правильно ездить в дождь и выходить из аквапланирования?

Когда между шиной и асфальтом оказывается водяная пленка, автомобиль полностью теряет сцепление с дорогой

Как правильно ездить в дождь и выходить из аквапланирования?

Фото: LeerHetVerkeer

Кто хоть раз чувствовал, что автомобиль буквально уплывает во время проезда по луже или колее в асфальте в дождь, тот знает, как это страшно. Машина становится неуправляема, и вернуть контроль над ней даже сложнее, чем на льду или скользком покрытии при минусовых температурах. Аквапланирование — главная опасность для водителя в теплое время года. С наступлением долгожданных весенних дней 4R.ru рекомендует вспомнить, как избежать аквапланирования и как с ним бороться, если все плохое уже произошло.

Что такое аквапланирование?

Представьте, как колесо машины касается земли. Круглая шина прилегает к поверхности в одной точке — это небольшое пятно, которое так и называется: пятно контакта. В зависимости от типа и рисунка протектора и состава резиновой смеси пятно может быть овальным, прямоугольным или даже неправильной формы, но это то, чем автомобиль цепляется за землю — в четырех точках. Поверхность шины изрезана канавками и ламелями, образующими так называемый рисунок протектора. В зависимости от покрышки эти борозды позволяют выдавливать воду из пятна контакта, «запирать» ее между блоками протектора и выводить наружу и отбрасывать.

Что происходит во время аквапланирования? Между шиной и асфальтом оказывается водяная пленка, и пятна контакта больше нет. Колесам не за что ухватиться, они не могут прокрутиться, чтобы оттолкнуться от дороги и куда-то направить автомобиль. Даже на снегу и льду покрышка кое-как цепляется за твердую, пусть и скользкую поверхность, а во время аквапланирование машина неуправляемо скользит по глади воды.

В каких ситуациях высок риск аквапланирования?

Прежде всего, аквапланирование может начаться в глубокой луже, если вы заедете в нее на скорости более 80 км/ч. При такой скорости за счет аэродинамики машина немного приподнимается над дорогой (поэтому спорткары и оснащают антикрылом с прижимной силой) и сцепления с дорогой становится меньше. И если слой воды достаточно большой — хотя бы около 5−8 мм, то массы приподнявшегося автомобиля не хватает, чтобы выдавить ее из пятна контакта, и шины оказываются на водяной пленке.

Как правильно ездить в дождь и выходить из аквапланирования?

Необязательно влетать с ветерком в большую лужу — достаточно даже небольшого дождя, если ехать быстро. Дополнительный фактор риска — это колея в асфальте, так как в ней скапливается больше воды, чем на равномерной поверхности.

Если дождь только начался, то поверхность дороги становится неоднородной: где-то капли уже намочили асфальт, а где-то он еще остался сухим. Из-за разного сцепления в разных точках покрытия риск «поскользнуться» возрастает.

Если водную преграду автомобиль проходит не с прямыми колесами, а повернутыми, то ламели и канавки на протекторе, призванные отводить воду из пятна контакта, справляются со своей задачей хуже.

Как избежать аквапланирования?

Самый очевидный способ избежать аквапланирования — это снизить скорость в дождь или при езде по поверхности, покрытой лужами или протоками воды. Перед большой лужей необходимо сбрасывать скорость до безопасной и крепко держать руль, чтобы его не выдернуло из рук. Даже если избежать потери контакта с дорогой не удастся, небольшая скорость и уверенный хват помогут лучше контролировать машину и снизят серьезность повреждений при аварии.

Второй важный фактор — это шины. Они должны быть — по сезону, не «лысые» и нормально накачанные. Изношенная резина с почти стершимся протектором не только хуже разгоняется и тормозит и снижает сцепление с дорогой в целом, но и хуже справляется с мокрой дорогой. Почти исчезнувшие канавки неспособны выдавить воду из пятна контакта и отвести ее в сторону.

В теплое время года, как раз, когда часто приходится ездить по мокрым дорогам, нужно использовать летние покрышки. Зимняя резина с более мягкой резиновой смесью и протектором, ориентированным на зацеп за снег и лед, плохо справляется с отводом воды при проезде по луже. Даже если на автомобиле шины «еврозима», созданные для влажных европейских зим.

Ну и, наконец, шины должны быть нормально накачены. Чуть спущенные колеса проминаются в пятне контакта и плохо выдавливают воду.

Лучше не перегружать багажник, если приходится ехать в дождливую погоду. Из-за тяжелой кормы передняя часть приподнимется, и автомобиль будет заезжать прямо на поверхность лужи.

Как вести себя во время аквапланирования

Представьте, что машина скользит как по маслу. Никакие меры, которые хоть как-то могут сдержать ее движение, не помогут. Крутить рулем в сторону или против заноса и пытаться скорректировать траекторию газом и тормозом совершенно бесполезно и даже чревато неожиданными маневрами. И это очень страшно, поэтому главное при начале аквапланирования — успокоиться. Тем более больше ничего сделать вы не можете.

Из физических действий нужно совершить только одно — плавно отпустить педаль газа и тормозить двигателем, не трогая педали и не поворачивая руль. Тогда машина начнет замедляться. Скорректировать траекторию получится, лишь когда колеса снова зацепятся за дорогу. Если вы чувствуете, что сцепление потеряли только два колеса — когда машина попала в лужу только одной стороной, необходимо крепко держать руль, иначе его вырвет из рук и машина развернется, «хватаясь» за покрытие оставшимися двумя колесами. И также плавно замедляться только за счет торможения двигателем.



Подпишись на канал 4r.ru в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии
Написать
Поделиться ссылкой