Desktop [1320] Ipad [990] Tablet [660] Mobile [100%]
14.04.2019

«Гном», родстер, электрокары и еще 7 прогрессивных концептов Lada, которые не пошли в серию

За более чем полувековую историю Волжского автозавода его специалисты подготовили тысячи оригинальных опытных образцов. 4R.RU разобрался, почему десяток прогрессивных конструкций так и не получил развития.

«Гном», родстер, электрокары и еще 7 прогрессивных концептов Lada, которые не пошли в серию

Фото: АвтоВАЗ, wiki, autowp.ru

На автозаводе в Тольятти даже в самые трудные времена не прекращалась работа над новыми моделями. Отечественные инженеры разрабатывали смелые концепты и прототипы, демонстрировали передовые разработки на международных выставках и нередко опережали своё время неординарными техническими решениями. Недостатка в идеях не было, но большинство проектов не получило поддержки: не хватало то финансирования, то массовости технологий, а иногда в дело вмешивалась политика.

1. ВАЗ-Э1101 «Чебурашка»

Разработка первого советского переднеприводного автомобиля началась ещё до выпуска «Жигулей» на Волжском автозаводе. Проект Э1101 по прозвищу «Чебурашка» родился в небольшом конструкторском бюро, образованном в 1968 году. Коллектив инженеров полагался на собственные силы и не заимствовал технические решения у зарубежных производителей. Хотя, безусловно, у создателей «Чебурашки» был импортный ориентир: вдохновение черпали у итальянской малолитражкки Autobianchi A112.

Компактный городской автомобильчик длиной всего в 3,12 м с 897-кубовым моторчиком мощностью в 50 л. с. был готов к испытаниям в декабре 1971 года. «Чебурашка» мог похвастать оригинальными кузовом и передними сиденьями, передней подвеской типа McPherson, а также «жигулевской» передней панелью.

Хотя в серию модель так и не пошла, работа не прошла даром: некоторые технологии, опробованные на «Чебурашке», стали базой для легендарной «Нивы», а наработки преемника проекта Э1101, прототипа «Ладога», в конце 1980-х легли в основу ЗАЗ-1102 «Таврия».

2. ВАЗ-2102Э (2801)

Экспериментальная модель электрического фургона на базе ВАЗ-2102 увидела свет в середине 1970-х. Прототип успешно прошёл госиспытания и был рекомендован для серийного выпуска. В начале 1980−1981 гг было выпущено 47 электромобилей, получивших новый индекс 2801: часть фургончиков осталась в Тольятти, две машины отправились на 34-ый автокомбинат в Москву, а большая часть электрокаров эксплуатировались в Украинской ССР.

Вскоре выяснилось, что в условиях низких цен на топливо содержать электрические «Жигули» невыгодно: у фургончиков маленький запас хода (120 км), 380-килограммовые никель-цинковые батареи «съедают» грузоподъёмность, а мощность электродвигателя в 34 л. с. в два раза меньше, чем у традиционных ДВС. Мешало распространению электрокаров и отсутствие зарядных устройств.

Хотя на АвтоВАЗе продолжали эксперименты с электрокарами, выпуск модели 2801 был приостановлен. На уже имеющиеся фургончики по мере возникновения неполадок с электрооборудованием кустарно ставили обычные карбюраторные моторы. Несколько ВАЗ-2801 сохранились до наших дней, однако с перспективной разработкой сорокалетней давности машины роднит только цельнометаллический кузов.

3. ВАЗ-2802 «Пони»

Ошибки электрической «двойки» попытались учесть в семействе 2802, получившем наименование «Пони». В 1984 году конструкторы работали над двумя заднеприводными модификациями с 34-сильным электромотором: первый бортовой грузовичок отличался одноместной кабиной и грузоподъёмностью в 450 кг, второй фургончик был спроектирован с двухместным салоном и вагонной компоновкой.

Субкомпактные электромобили длиной 2,5 метра обладали запасом хода порядка 78 км и могли разгоняться до 74 км/ч. Чтобы снизить массу электрокаров, в конструкции грузовичков применялись алюминиевые и пластиковые детали. Проект сгубило отсутствие лёгких и эффективных аккумуляторов — «Пони» комплектовались 423-килограммовыми никель-цинковыми батареями.

4. Lada Samara Targa

В 1988 году отечественные инженеры решили выпустить модификацию «восьмёрки» со стильным кузовом тарга. Прототип с открытой крышей сделали по всем канонам: усилили кузов, установили быстросъёмные элементы над головой водителя и переднего пассажира, а открытое пространство над головами седоков разделелили пополам ребром жёсткости.

Для того чтобы преобразовать хэтчбек в таргу, потребовалось модернизировать двери и заново спроектировать всю заднюю часть автомобиля. «Восьмёрка» получила трёхобъёмный кузов с отдельным багажником, а боковые стекла разделились на две части стойкой-усилителем.

По неофициальной информации, заводчане сделали всего один ходовой прототип Samara Targa и один кузов-заготовку. Оба изделия не дожили до наших дней: автомобиль утилизировали в 2008 году, а кузов пустили под пресс ещё в начале 1990-х.

5. ВАЗ Х

Концепт-кар с интригующим названием «Х» был представлен широкой публике в 1990 году. Автомобиль и спустя тридцать лет выглядит оригинально, а во времена заката СССР прототип произвёл фурор.

По замыслу инженеров, «проект Х» представлял собой семиместный семейный минивэн. Изюминкой автомобиля были фары головного света, интегрированные в лобовое стекло. Базировалась разработка на узлах и агрегатах вазовской «восьмёрки», однако ни одного ходового экземпляра «проекта Х» в Тольятти не создали: известно лишь о нескольких макетах в масштабе 1:5, которые и запечатлены на фотографиях.

Впрочем, эпатажный минивэн сослужил заводу добрую службу: увидев «проект Х» на фотографиях, капелевидным дизайном прототипа восхитилась супруга генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. Поговаривают, что оценка первой леди способствовала созданию на ВАЗе в 1986 году научно-технического центра.

6. ВАЗ-1151 «Гном» и ВАЗ-1152 «Эльф»

На Московском автосалоне в 1992 году АвтоВАЗ показал прототип модели 1151 «Гном». Малолитражный автомобиль длиной в 2,65 метра и массой всего в 490 кг был спроектирован на агрегатах «Оки». Под капотом установили карбюраторный двухцилиндровый 650-кубовый 30-сильный двигатель, а кузов изготовили из стеклопластика.

Несмотря на не самую современную начинку и очень плохую пассивную безопасность, у «Гнома» были шансы расходиться запланированным тиражом в 10 тысяч штук ежегодно: главным образом из-за оригинального дизайна и потенциально доступной цены. Однако средств для начала серийной сборки в 1990-е годы у завода не нашлось.

В 1995 году тольяттинские инженеры предприняли ещё одну попытку возродить проект: на базе «Гнома» сконструировали электрокар «Эльф» с увеличенным клиренсом, дугами безопасности и без боковых дверей. «Эльф» позиционировался как автомобиль для пляжного отдыха, мог разгоняться до 90 км/ч и похвастать внушительным для нишевой модели запасом хода — целых 110 км. Однако время для подобных игривых моделей было выбрано не самое удачное, и развития проект не получил.

7. Lada Rapan

Электрокар с футуристичным дизайном под названием Lada Rapan был представлен на Парижском автосалоне в 1998 году. Rapan стал одним из самых обсуждаемых западной прессой прототипов Волжского автозавода в постсоветский период, причём экспертов впечатлила как эксцентричная внешность, так и технические решения.

Круглые двери открывались против хода движения, а передние кресла поворачивались, обеспечивая удобство посадки в салон. Самых лестных эпитетов удостоился руль: тольяттинские инженеры умудрились вместить в ступицу и подушку безопасности, и приборную панель! Кроме того, при вращении рулевого колеса двигался лишь обод, а центральная часть оставалась неподвижной. Позже подобное решение реализовали на моделях Citroen.

Под капотом «Рапана» установили электромотор мощностью в 34 л. с. Агрегат приходился дальним родственником электродвигателю «двойки» 2802 конца 1970-х. Заявленный запас хода — 100 км. Концепт-кар был сделан в единственном экземпляре и сейсас хранится в музее АвтоВАЗа в Тольятти.

8. Lada Peter Turbo

Развитием проекта Lada Rapan стал другой прототип, получивший название Peter Turbo. По размерам концепт-кар напоминал десятое семейство «Лады», а информации о начинке завод не предоставил. Первый показ Peter Turbo был приурочен к Московскому автосалону 2000 года, однако в российской столице АвтоВАЗ показал только макет с наглухо закрытыми дверями и отсутствующим салоном.

На Парижском автосалоне интерьер у прототипа появился, но до детальной проработки было далеко. Технические характеристики так и остались тайной: можно предполагать, что необычный дизайн «примеряли» на шасси «десятки», однако официально это подтверждено не было.

Необычный аэродинамический кузов заслужил положительные оценки автомобильных журналистов, но развития концепция «Петера Турбо» не получила.

9. Lada Roadster

В том же 2000 году всего за полгода на АвтоВАЗе создали прототип Lada Roadster. Группе конструкторов была поставлена задача спроектировать на базе «Калины» яркий концептуальный автомобиль, который сможет использоваться как шоу-кар.

Разработчикам удалось справиться с заданием: Roadster выглядел свежо, не заимствовал у «Калины» кузовных деталей, весил всего 900 кг и мог набирать первую сотню за 9 секунд. Помимо классной внешности, у прототипа было две изюминки: секвентальная КПП с последовательным переключением и съёмная крыша с сервоприводом, которая не уменьшала объём багажника.

Для ускорения процесса конструкцию ряда деталей подсмотрели у европейских аналогов: например, каркас безрамочных дверей и начинку позаимствовали у Alfa Romeo GTV, в передней оптике использовали линзы Volkswagen Golf, а рамку лобового стекла взяли у «Лады-2110».

При должных финансовых вливаниях стильный концепт-кар можно было легко адаптировать к серийному выпуску, но по неизвестным причинам проект свернули.

10. Lada Concept C

Проекту Concept C почти 12 лет, но экстерьер прототипа и сегодня выглядит вполне современно. Необычный концепт-кар — плод сотрудничества АвтоВАЗа с канадской компанией Magna. Премьера состоялась на Женевском автосалоне 2007 года.

При разработке автомобиля активно заимствовали технические решения ведущих европейских производителей. Например, тормозную систему взяли от BMW, мультимедиа от Volkswagen, руль и сиденья позаимствовали у Audi, а электронику заказали у фирмы Bosch.

Крест на союзе АвтоВАЗа с Magna поставил мировой финансовый кризис 2008 года. А после вхождения в альянс Renault-Nissan работы над проектом были заморожены.



Подпишись на канал 4r.ru в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии
Написать
Поделиться ссылкой