Выплаты по европротоколу в 2019 году: условия и суммы

17.04.2019
0

В процесс самостоятельного оформления аварий регулярно вносятся изменения — почитайте про нововведения 2019 года по выплатам

Выплаты по европротоколу в 2019 году: условия и суммы

Фото: 4R.ru, Аксубаево, Zakon-Auto.ru

Процедура оформления аварий без участия сотрудников ГИБДД уже знакома большинству российских водителей — если не на личном опыте, то хотя бы все автомобилисты как минимум осведомлены о такой возможности. 4R.ru подробно разобрал актуальные условия и этапы оформления европротокола и суммы выплат, действующие в 2019 году.   

Что такое европротокол

Прежде всего, в двух словах освежим в памяти понятие европротокола и историю его появления в России. Эта процедура стала возможной в 2009 году, а именно — самостоятельное оформление документов по незначительным авариям без участия инспекторов ГИБДД для дальнейшего обращения в страховую компанию за получением компенсации на ремонт пострадавших застрахованных автомобилей. По название процедуры в нашей стране отражает следование европейскому протоколу, так как данный способ оформления ДТП без томительного ожидания полиции принят во многих европейских странах.

Европротокол в России был введен после многочисленных обсуждений и поправок с главной декларированной целью — избавить водителей от многочасового ожидания ГИБДД без возможности убрать машины с проезжей части, а остальных участников дорожного движения — от образования пробок вокруг места аварии. Причем, как всем известно, на небольшие происшествия без жертв, раненных и серьезных последствий, полицейские приезжают в последнюю очередь, после десятков других вызовов.

При каких условиях можно оформить европротокол

В целом принципы оформления европротокола мало менялись за последние несколько лет, а вот размеры выплат регулярно увеличивают.

В 2019 году самостоятельно оформить аварию участники ДТП могут при следующих условиях:

  • в ДТП нет потерпевших
  • в ДТП участвуют только два транспортных средства
  • в ДТП повреждения получили только автомобили-участники, вред имуществу, в том числе дорожных знакам и прочим объектам инфраструктуры, не причинен
  • обе машины застрахованы по ОСАГО или международной системе «Зеленая карта»
  • оба водителя вписаны в действующие страховые полисы
  • страховые полисы должны быть с собой — если хоть один лежит дома, то надо вызывать гаишников
  • по предварительной оценке, нанесенный автомобилям ущерб не превышает максимальную сумму страховой выплаты
  • оба водители согласны оформить ДТП без вызова сотрудников ГИБДД, самостоятельно заполнить бланки по упрощенном процедуре оформления
  • водители не имеют разногласий по поводу обстоятельств ДТП и его виновника
  • хотя бы у одного участника ДТП есть техническая возможность зафиксировать ДТП и его обстоятельства на фото- или видеокамеру

Если автомобиль одного или обоих водителей зарегистрирован не в РФ, то «Европротоколом» можно воспользоваться в случае, если гражданская ответственность водителя(-ей) застрахована по системе «Зеленая карта».

Практически все поправки, внесенные в процедуру оформления европротокола, были приняты с оглядкой на сумму выплат.

От бланка до флешек с видео: из чего складываются суммы выплат по европротоколу

2009 год — 25 000 рублей

Изначальный лимит выплат за ущерб при упрощенном оформлении аварии составлял 25 тысяч рублей — это очень мало. Водители, которые и так опасались незнакомой пока процедуры, тем более не хотели связываться с ней, чтобы не лишиться страховой премии. Слишком велик был риск недооценить стоимость ремонта полученных машиной повреждений, в том числе скрытых, а потом получить от страховой всего 25 тысяч. Количество автовладельцев, самостоятельно оформляющих аварий, было ничтожно мало.

2014 год — 50 000 рублей (400 000 рублей в ряде регионов)

Правительство не оставило без внимания эту недоработку, хотя внесение правок заняло очень много времени. Лишь в 2014 году максимальная сумма страховой выплаты по европротоколу была увеличена до 50 тысяч рублей. Параллельно доработали процедуру оформления: оба участника аварии, как потерпевший, так и виновник, стали обязаны отправить заполненный бланк извещения о ДТП в свою страховую компанию по истечению пять рабочих дней. Потерпевший также должен направить своему страховщику заявление на выплату страхового возмещения.

При этом в ряде регионов — точнее, в двух наших любимых городах федерального значения и двух столичных областях, лимит увеличили многократно. Так, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области начал действовать безлимитный европротокол. Максимальная сумма выплат была зафиксирована на 400 000 рублей — это максимально возможный ущерб, который страховая может возместить по полису ОСАГО. Причем не имеет значения, где зарегистрирован автомобиль — главным фактором является место дорожно-транспортного происшествия.

В связи с появлением возможности оформить такие дорогостоящие повреждения водителям вменили необходимость самостоятельно собрать доказательства происшествия. Для чего автомобилисты обязаны использовать технические средства фиксации, причем устройства, которые не позволяют корректировать данные. Речь идет о видеорегистраторах и навигаторах, подключенных к системам ГЛОНАСС и GPS. Таким образом, для оформления максимальной выплаты водитель должен предоставить в страховую не только стандартный пакет документов, но и электронный носитель с фото- и видеосъемкой места происшествия, выполненной в течение одного часа и содержащей координаты места аварии. Также водитель обязуется составить заявление о том, что файлы не подвергались корректировке.

Совет водителю: в кратчайший срок после удара нажать кнопку SOS в машине, оснащенной системой ЭРА-ГЛОАНАСС, и сообщить оператору подробности происшествия.

2018 год — 100 000 рублей (400 000 рублей в ряде регионов)

Размер компенсации по европротоколу подняли с 50 тысяч до 100 тысяч рублей, изменения вступили в силу 1 июня. Причем закон отныне позволяет оформить аварию самостоятельно, даже если участники ДТП не согласны друг с другом по поводу обстоятельств аварии!

Новый порог выплат стал действовать во всех регионах, кроме Москвы и области и Санкт-Петербурга и области. В столичных регионах остался актуальным безлимитный европротокол с порогом в 400 тысяч.

Обстоятельства аварии могут быть зафиксированы при помощи системы передачи данных через ЭРА-ГЛОНАСС или специальное мобильное приложение, лицензированное Российским союзом автостраховщиков.

Важно! Выплату до 400 000 рублей можно получить, только если между участниками ДТП нет никаких разногласий по поводу обстоятельств аварии и ее виновника. В других российских регионах страховая компенсация до 100 000 рублей может быть получена и при наличии разногласий между водителями.

2019 год — 400 000 рублей по всей территории страны

С 1 октября 2019 года вступят в силу новые поправки в положения о европротоколе. Максимальный размер страховой выплаты во всех российских регионах будут приравнены к максимальному размеру страховой премии по ОСАГО — в размере 400 тысяч рублей.

Также с начала октября наличие спорных мнений у участников ДТП перестанет иметь значение для упрощенной процедуры оформления аварии без вызова инспекторов ГИБДД. О разногласиях достаточно будет внести сведения в извещение.

Для оформления ДТП по европротоколу с октября 2019 года необходимо будет соблюдать только четыре условия:

  • в ДТП участвовало только две машины
  • водители обоих автомобилей вписаны в полисы ОСАГО/«Зеленая карта»
  • вред нанесен только транспортных средствам
  • страховые полисы должны быть у водителей при себе

Как правильно оформить аварию по европротоколу

Прежде всего, при любой аварии необходимо сначала соблюсти простые и необходимые меры предосторожности!

Согласно ПДД (и здравому смыслу), после удара сразу нужно остановить машину, включить аварийную сигнализацию  убедиться в том, что выйти на дорогу безопасно, надеть светоотражающий жилет и установить на дороге знак аварийной остановки. В городе «треугольник» ставят не ближе 15 метров до машины, за городом — 30 метров. Убедиться, что в другом автомобиле никто не пострадал. Как можно скорее необходимо сфотографировать и снять на видео обстановку на месте аварии, расположения машин и их повреждения. Помимо самих автомобилей в кадре должно быть видно объекты дорожной инфраструктуры — знаки, линии разметки, пешеходные переходы, светофоры и прочее. Лучше сфотографировать/снять также состояние дорожного полотна  и тормозной путь на дороге.

После детальной съемки с разных ракурсов машины стоит убрать с проезжей части, пока в них еще кто-нибудь не влетел.

Далее водители оформляют бланк извещения о ДТП, которые выдаются в страховой компании вместе с полисом ОСАГО или доступны для скачивания в интернете. Желательно — каждый своей ручкой. Исправления запрещены, поэтому необходимо быть внимательным. В случае, если все обстоятельства не уместились в один бланк, допускается использование дополнительного листа бумаги формата А4, также заверенного подписями обоих участников происшествия.

Образец заполнения бланка извещения о ДТП по европротоколу

Графа 1: Указать место аварии: точный адрес с номером дома или адресные ориентиры, а также точные координаты места

Графа 2: дата происшествия и время

Графа 3: два [поврежденных автомобиля]

Графа 4: нет [пострадавших]

Графа 5: не проводилось [освидетельствование на опьянение]

Графа 6: нет [ущерба другому имуществу или другим ТС]

Графа 7: данные свидетелей, если имеются

Графа 8: ДТП оформлено без участия инспектора ДПС

Графа 9: данные собственника ТС

Графа 10: данные водителя ТС в момент ДТП

Графа 11: данные страховой компании, номер полиса и срок действия

Графа 12: номер полиса каско, если имеется

Графа 13: рисунок в виде стрелочки, показывающей место первоначального удара

Графа 14: перечисление видимых повреждений и их тип [царапины, сколы, вмятины и пр.]

Графа 15: замечания по повреждениям, уточнение о возможном наличии скрытых повреждений

Графа 16: отмечаем пункты, перечисляющие возможные обстоятельства ДТП. Особые обстоятельства указываются в пункте «Иное». Вписываем количество выбранных пунктов.

Графа 17: Рисуем схему ДТП с отображением проезжей части с дорожной разметки, расположением обоих автомобилей, с названиями улиц и номеров домов, со стрелками, указывающими направление движения всех участников столкновения, дорожными знаками и прочими объектами инфраструктуры

Графа 18: Оба бланка заверяются подписями обоих водителей

Если разногласий между водителями нет, то на этом оформление аварии заканчивается. Если они не согласны друг с другом, то необходимо передать данные об аварии страховщикам при помощи техники.

Как передать данные о ДТП в единую систему страховщиков

Чтобы не было проблем с максимальной выплатой, обстоятельства ДТП нужно зафиксировать при помощи технических средств и передать данные в единую автоматизированную базу страховщиков. Сделать это можно двумя способами.

При помощи ГЛОНАСС

Модуль системы ЭРА-ГЛОНАСС, которым сейчас начинают оснащать все новые автомобили в РФ, фиксирует факт происшествия и его координаты и передает данные в систему.  Однако у большинства машин пока такой функции нет.

При помощи мобильного приложения

Зато почти у всех есть смартфоны, на которые можно установить мобильное приложение «ДТП.Европротокол». При внесении данных о ДТП в приложение они автоматически попадут к страховым компаниям.

Важно! Согласно закону «Об ОСАГО», оба участника дорожно-транспортного происшествия — и виновник, и пострадавший — обязаны направить извещения в свою страховую компанию в течение пяти рабочих дней с момента заполнения европротокола. Иначе страховщик сможет требовать с виновника ДТП возмещения понесенных ей расходов на выплату потерпевшему.