Категория А1 водительских прав: что надо уметь, чтобы ее получить

22.04.2019
0

В очередной статье из серии подробных материалов про водительские права нового образца 4R.ru рассказывает о категории для легких мотоциклов

Категория А1 водительских прав: что надо уметь, чтобы ее получить

Фото: velomotors.ru, Ultimate Motocycling, фмещ-kursant.ru, Pikabu

Категория A1 дает ее обладателю право управлять только легкими мотоциклами, оборудованными двигателями внутреннего сгорания объемом от 50 до 125 «кубиков» или электромоторами мощностью до 11 кВт. До 2013 года в российских правилах не существовало отдельной категории для таких мотоциклов: обладатели прав общей категории А имели право с 16 лет ездить на мотоциклах без ограничений по мощности, кубатуре и т. п.

После изменения системы получения водительских удостоверений и запуска пластиковых карточек международного образца картина существенно изменилась.

Какие права дает категория A1 водительского удостоверения?

Сейчас легкие мотоциклы несовершеннолетние могут водить только при наличии отдельной категории A1. Ее обладатель может ездить за рулем мотоцикла по любым дорогам. «Взрослую» мототехнику с объемом двигателя более 125 куб. см можно водить только с 18 лет. Если к этому моменту у водителя уже открыта A1, то придется отучиться второй раз — уже на полноценную категорию A, при этом A1, естественно, проставляется в права без каких-либо дополнительных испытаний, потому что легкими байками управлять легче и особых навыков для этого не требуется.

Другим «бонусом» для обеих категорий A является автоматическое открытие категории М. Кроме того, последнюю вам автоматически выдадут при замене старого водительского удостоверения по любой причине: будь то истечение срока годности, утеря или открытие новой категории в правах.

Тем, кто считает новый порядок слишком жестким, стоит напомнить, что обсуждались и куда более крутые меры, причем именно в отношении категории A как особой группы риска. Изначальный законопроект предусматривал, что полноценную категорию A можно было бы получить только после года безаварийной езды на малокубатурных мотоциклах, причем для этого пришлось бы сдавать отдельный экзамен. В итоговую редакцию закона это положение не попало, поэтому теперь A1 стала достаточно «маргинальной» категорией, необходимой довольно узкому кругу водителей — например, тем, кто принимает участие в юношеских соревнованиях по мотогонкам. Остальные, как правило, предпочитают ждать наступления восемнадцатилетия, чтобы два раза не тратиться на обучение и не сдавать экзамен.

Следует учитывать, что мотоциклы, попадающие в категорию A1, в отличие от транспортных средств категории М, являются полноценными транспортные средства, которые необходимо ставить на учет и получать все документы как на полноценный мотоцикл. Они могут обладать достаточной энерговооруженностью и представлять не меньшую опасность, чем любой другой мотоцикл. Обладатели «младшей» категории A1 при управлении мотоциклами большей кубатуры, чем разрешено данным видом водительского удостоверения, могут быть оштрафованы сотрудниками ГИБДД. Фактически это нарушение приравнивается к езде без прав и наказывается штрафом от 5 до 15 тысяч рублей и отстранением водителя от управления транспортным средством.

Как сдать экзамены на права категории A1?

Раньше все экзамены на категорию A принимались на простеньких мотоциклах, оснащенных моторами объемом 125 куб. см., самыми популярными из них были китайские копии популярного японского мотоцикла Yamaha YBR-125. С введением новых правил выдачи прав учебная техника нашла новое применение: теперь на ней сдают на категорию A1. Этим обуславливается тем, что сдать на A1 отдельно куда проще, чем на М — многие мотошколы просто не имеют возможности закупить скутеры или мопеды в необходимом количестве и предпочитают вообще не учить на «младшую» категорию отдельно. Хорошим бонусом будет возможность школы предоставить свою технику для сдачи экзамена в ГИБДД, ведь проходить сопряженный с дополнительным стрессом экзамен легче на знакомом мотоцикле, и в этом случае меньше вероятность ошибки.

Поэтому найти мотошколу, которая проводит обучение на категорию A1, сравнительно легко. Обучение предусматривает изучение теории и практики вождения и не может длиться менее определенного количества часов. На то, чтобы полностью пройти курс и получить необходимый для сдачи экзамена в ГИБДД сертификат о завершении обучения, нужно будет заложить от полутора месяцев. Остальное зависит от вашей личной обучаемости и способностей к управлению мототехникой. При этом многие инструкторы шутят, что даже цирковой медведь в состоянии сдать экзамен на права, намекая на то, что сносно управлять мотоциклом можно научить любого, кто имеет такое желание.

Сколько стоит получить категорию А1?

Цены на обучение стартуют от 10 тысяч рублей, но могут быть и существенно выше. Ценник практически не зависит от региона, скорее на него влияет список «опций», которые готова предоставить мотошкола. В «обычных» школах цена может доходить до 25 тысяч рублей, но в эту сумму заложено большее количество часов вождения, а для начинающего байкера это один из важнейших показателей. Чем больше будет наката во время обучения, тем меньше вероятность аварий и падений в «реальном» вождении. Именно поэтому свою первую мотошколу имеет смысл выбирать тщательно: именно от опыта инструкторов будет зависеть ваша безопасность, а то и жизнь.

Вместе с тем, многие мотошколы вообще предпочитают не связываться с отдельными курсами для кандидатов на категорию А1: для этого нужна другая техника, да и не всем хочется возиться с обучением несовершеннолетних. Кстати, им для обучения нужен дополнительный документ — нотариально заверенное согласие родителей на посещение уроков в мотто- или автошколе.

Всем остальным гражданам сдавать именно на категорию А1 фактически бессмысленно, проще сразу открыть полноценную категорию А и не ограничивать себя 125 кубиками. Однако никакого запрета на получение отдельной категории А1 в правилах нет — возможно, такая опция пригодится людям, для которых разница в весе между 125 и 250-кубовым мотоциклом настолько существенна, что они даже на экзамене не смогут проехать на более тяжелом мотоцикле.

Документы, необходимые для сдачи экзамена на категорию А1, практически идентичны списку для сдачи на большинство других популярных категорий прав — справка из мотошколы, медсправка и паспорт. Справка «стоит» от 1 до 2 тысяч рублей, причем особенное внимание нужно уделить ее правильному оформлению — часто врачи «на автомате» ставят отметку только напротив самой популярной категории В. К водителям мотоциклов применяются немного другие требования по здоровью, поэтому необходимо проследить, чтобы справка была действительна именно для той графы в в/у, на которую вы предполагаете держать экзамен.

Большинство автошкол включают в стоимость обучения не только учебную технику, но и оборудование безопасности, в первую очередь — шлем. Если вы серьезно намерены водить мотоцикл, а не открываете категорию «на всякий случай», то настоятельно рекомендуем обзавестись своей экипировкой — шлемом, защитой локтей и коленей, «черепахой», перчатками, мотоботами, мотоштанами и мотокурткой. Они точно будут удобнее, чем казенные, и наверняка защитят вас при аварии или падении лучше, чем это может сделать «универсальная», самая дешевая экипировка, которая обычно используется в мотошколах. А главное — для езды на мотоцикле так называемый «экип» все равно придется приобрести.

Финальный этап, прибавляющий к общей стоимости получения прав еще несколько тысяч рублей, — это сама процедура получения водительского удостоверения. По нынешним временам это удовольствие обойдется в сумму от 500 до 3000 рублей в зависимости от типа документа, который вы выберете. Однако самых дешевых прав за 500 рублей вы скорей всего не увидите: хитрые сотрудники МРЭО наверняка будут говорить, что у них нет необходимого оборудования для их выдачи, хотя юридически между тремя существующими типами водительских удостоверений нет никакой разницы.