Новое зло на российских дорогах: как службы доставки еды провоцируют ДТП

26.04.2019
0

Курьеры носятся по улицам на трехколесных мопедах и самокатах, не различая тротуары и проезжую часть

Новое зло на российских дорогах: как службы доставки еды провоцируют ДТП

Фото: соцсети, Delivery Club, Яндекс.Еда, РИА Новости

Слева с тротуара на проезжую часть спрыгнул трехколесный велосипед с моторчиком и ринулся на противоположную сторону улицы через разделительную сплошную. Справа по краю ползет другой, а затем без остановки едет по «зебре» вместе с пешеходами. А по встречной полосе со скоростью малолитражки несется самокат! Всех рулевых объединяет одно – большой короб на спине или в грузовом отсеке. Переводишь дух: очень похоже на бешеную циркуляцию автопотока в Индии...

Как автомобильная Москва сделала очередной виток по спирали истории от цивилизованности к дикости, которая опасна как для автовладельцев, так и для пешеходов? 4R.ru разобрался, что творится в столичных службах доставки еды.

Транспортные средства курьеров: от самокатов до трициклов

Курьеры, одетые в зеленые и желтые куртки, гоняют на всем: на стареньких велосипедах и самокатах по льду, на дешевых мопедах, но самое страшное – это вот эти промежуточные транспортные средства с малокубатурным двигателем, которые никак не могут определить, какое же место на дороге они обязаны и могут занимать. 

В Москве доставку еды из кафе и ресторанов фактически узурпировали два гиганта — Delivery Club и «Яндекс.Еда». Это агрегаторы, которые объединяют службы доставки и рестораны в единый сервис и являются крупнейшими посредниками. Оба сервиса не несут прямой конечной ответственности ни за ассортимент и качество еды из заведения, ни за самого курьера, хотя и ручаются за проверенных партнеров. А доставщики в погоне за заказами и ограниченные жесткими временными рамками порой ведут себя неосторожно — несутся по тротуарам на велосипедах, пугая прохожих, или вылетают на самокатах на дорогу, не давая водителю времени его заметить, или мчат на мопедах в дождь, еле попадая в правое зеркало. Под свою — и вашу –личную ответственность.

Скутеры, мотороллеры и велосипеды более-менее держатся в своих ПДД-рамках, а малочисленные трехколесные «приведения» с моторчиком вообще не соблюдают правил. Зачастую курьер на таком «недоскутере» двигается по автомобильной дороге, но не останавливается на красный сигнал светофора, а перестраивается на пешеходный переход, для которого в этот момент горит зеленый свет. Очень удобно — никогда не надо ждать. Но законно ли?

Как должны ездить трехколесные ТС?

Проблема в том, что трициклы и им подобные не имеют четкой классификации. Это трехколесные транспортные средства – причем два колеса могут быть как спереди, так и сзади. Они могут быть с закрытым кузовом или без него, с мотоциклетными посадкой и органами управления и даже с мотоциклетным, электрическим или небольшим автомобильным мотором мощностью до 20 л.с. или 15 кВт. Масса — не более 550 кг. Максимальная скорость ограничена 25 км/ч. Подобные ТС даже специально выпускают для служб доставки и рекламных целей.

Примерно такие трициклы были з&...

Примерно такие трициклы были замечены у московских служб доставки еды

По идее на трициклы с мотором необходимо получать номерные знаки, то есть обязательно регистрировать в ГИБДД. В отличие от квадроциклов, предназначенные только для пересеченной местности. Их службы доставки вроде пока не используют, но то ли еще будет…

Есть ли у курьеров водительские права?

Права на все подобные ТС нужны, только категория зависит от максимальной скорости транспортного средства. Если оно развивает менее 25 км/ч, то классифицируется как мопед, а значит, это графа М в водительском удостоверении. Также для управления им подходят любые водительские права. Если возможная скорость более 25 км/ч, это речь идет о трицикле, на который нужны права «почти автомобильной» категории В1. У всех ли курьеров — а в службу доставки часто нанимаются студенты или мигранты — есть такие документы и соответствующие им умения? 

Как пояснили 4R.ru в пресс-службе «Яндекс.Еда», у агрегатора нет никакого автопарка, все самокаты, велосипеды и мопеды – личный транспорт курьеров, которым они пользуются по собственному желанию и под свою ответственность. От количества обработанных заказов в сутки зависит их заработок. А вот у Delivery Club есть небольшой парк мопедов. Однако по информации агрегаторов, трициклы с моторами чаще всего используют не крупные компании, а небольшие локальные заведения – так называемые «кухни на районе». В Delivery Club на запрос не ответили.

Куда жаловаться на опасных курьеров?

Что делать, если вы видите, что человек в одежде службы доставки откровенно нарушает правила приличия и даже ПДД? Самое очевидное  – обратиться с агрегатору с этой информацией, если вы узнали брендированную куртку. Скорее всего, вашу претензию вежливо выслушают, но за поиском виноватого направят к одной из служб доставки, с которыми сотрудничает сервис. Очень вероятно, что работодатель не в курсе, каким транспортом пользуется доставщик, и никак за это не отвечает.