Графа В1 в водительских правах 2019 года: что она означает?

29.04.2019
0

4R.ru рассказывает о категории «Трицикли и квадрициклы» в водительском удостоверении россиян нового образца

Графа В1 в водительских правах 2019 года: что она означает?

Фото: Киселев Сергей/Агентство городских новостей «Москва», Alibaba

В1 — самая «загадочная» категория водительских прав. Если вкратце, это права, позволяющие управлять техникой, которая находится между мотоциклами и автомобилями — всевозможными трициклами, квадрициклами и тому подобными транспортными средствами.

Какие права дает категория В1 в водительском удостоверении?

Категория В1 в правах появилась достаточно недавно — ее начали проставлять в удостоверения нового международного образца в 2014 году. Это дополнительная подкатегория, разрешающая управлять всевозможными «странными» транспортными средствами: квадрициклами, трициклами и т.п. Эти транспортные средства не относятся ни к категории A, ни к категории В, но имеют признаки и тех, и других.

Данная подкатегория присваивается водителю автоматически при успешном прохождении экзаменов на категорию A и категорию В, однако здесь есть существенная разница. В случае присвоения B1 совместно с A в права ставится отметка MS, в случае совместного присвоения совместно с В — AS. Это связано с тем, что транспортные средства данной категории могут иметь автомобильный или мотоциклетный тип управления, соответственно этому и выдаются разрешения. Если у водителя открыты категори A и В, то В1 присваивается без ограничений и особых отметок с задней стороны водительского удостоверения.

Стоит особо отметить, что управление такими транспортными средствами без соответствующей категории или отметки в правах приравнивается к езде без прав и наказывается крупным штрафом, отстранением водителя от управлением транспортным средством и даже лишением прав других категорий. Помните об этом, когда садитесь за руль трицикла или квадрицикла, даже если вам кажется, что управление им — дело очень простое и не потребует от вас каких-либо специфических навыков.

Какими транспортными средствами имеет право управлять водитель с категорией B1? 

Квадрициклы и трициклы — это транспортные средства, которые по сути не имеют четкой классификации. Они могут быть трех- или четырехколесными, с закрытым кузовом или без него, с автомобильной или мотоциклетной посадкой и органами управления. Они могут быть оборудованы мотоциклетным, электрическим и даже небольшим автомобильным мотором, автоматической или механической коробкой передач, перевозить разное количество пассажиров и груза. Как правило, подобные транспортные средства обладают устойчивостью автомобиля, но при этом сохраняют присущую мотоциклам романтику.

Ограничения по мощности двигателя ограничены 20 л. с. (15кВт для электромотора), вес должен быть не более 550 кг. Нижнее заводское ограничение максимальной скорости у таких ТС должно быть не менее 25 км/ч. Иначе квадрицикл или трицикл считается попадающим под «младшую» категорию М, а управлять таким транспортным средством имеет право водитель с правами любой категории.

Главное, что нужно знать про эти транспортные средства – они подлежат обязательной регистрации в ГИБДД с выдачей номерных знаков установленного образца. Также необходимо свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) – такого же типа, как на автомобиль или мотоцикл. Этим такая техника отличается от популярных квадроциклов, которые предназначены только для пересеченной местности. Для управления ими категория В1 не подойдет, нужно получать специальные водительские удостоверения тракториста-машиниста (такие же права понадобятся и для управления снегоходом). Учат на эту категорию, как правило, не в обычных автошколах, а на специализированных курсах.

В случае использования транспортных средств данной категории для соревнований вне дорог общего пользования наличие отдельной графы в правах для управления ими никак не регламентируется государством, а все вопросы имеет смысл уточнять у оргкомитета соответствующих соревнований.

Как получить права категории В1?

Фактически для открытия этой категории есть только один вариант: сдавать на категорию A или категорию В — в зависимости от того, каким типом трицикла или квадрицикла вам хочется управлять. Трудно представить себе, что кому-то в нашей стране понадобится открывать категорию В1 отдельно от общепринятых В и A, т. к. транспортные средства соответствующего сегмента используются в основном как развлекательные, прогулочные и сезонные. Несмотря на то что на сайтах некоторых автошкол упоминается отдельный экзамен на В1, фактически ни в одной из них нет ни отдельной программы подготовки водителей на эту категорию, ни соответствующих транспортных средств. Такова ситуация на сегодняшний момент, поэтому ответить на вопрос «Сколько стоят права категории В1 в 2019 году» однозначно нельзя.

Это может создавать определенные проблемы тем, кому действительно необходима только В1, поскольку фактически им придется отучиться на права дважды и за обучение тоже придется платить два раза — зато открыты в правах будут все «легковые» категории от А до М. Некоторые автошколы идут навстречу своим клиентам и делают скидки в случае, если курсант готовится одновременно на категории А и В. В такой ситуации за обучение придется заплатить от 25 тысяч рублей.

Кроме того, при замене старых прав, в которых еще не было такого подробного деления на категории или получении новых в случае утери, В1 проставляется в новое удостоверение с соответствующими отметками (AS при открытой категории В и MS при открытой категории А. Это расшифровывается как Automobile Steering и Motorcycle Steering, т. е. с автомобильным или мотоциклетным типом управления). Никаких специальных документов для присвоения новой категории при этом не нужно — действует та же медицинская справка, которая нужна и для получения полноценного водительского удостоверения. Помимо обязательной проверки зрения и прочих общих требований для водителей категорий А и В никаких особенных пометок такая справка содержать не должна. Некоторые источники указывают, что препятствием для получения прав такой категории может быть рост менее 150 см, однако подобные случаи достаточно редки и каждый раз решаются в отдельном порядке.

Зачем нужна категория В1?

Несмотря на то что квадрициклы и трициклы — редкие гости на наших дорогах, их количество неуклонно растет. Это яркая, индивидуальная техника, управлять которой — одно удовольствие. К тому же, она неминуемо притягивает к себе взгляды соседей по потоку, что обуславливает ее частое использование в рекламных целях.

Тем не менее любая техника, выезжающая на дороги общего пользования, является средством повышенной опасности, и отношение к ней должно быть соответствующим. Именно поэтому так важно соответствие техники категории водительского удостоверения.

Что касается трициклов и квадрициклов, то кроме соблюдения правил дорожного движения настоятельно рекомендуется использование защитной экипировки — шлема и мотозащиты, если речь идет о транспортных средствах с «мотоциклетным» типом посадки (водитель и пассажиры сидят в седле, большинство органов управления находятся на руле мотоциклетного типа), и шлема, сидений спортивного типа и четырехточечных или шеститочечных ремней безопасности, если вы передвигаетесь на ТС с «автомобильным» типом посадки (рулевое колесо, водитель и пассажиры сидят в сиденьях». От этого напрямую зависит ваша безопасность.