Реформа техосмотра: недовольны даже депутаты Госдумы

26.04.2019
10

Депутаты опять отложили рассмотрение законопроекта о техосмотре. 4R.ru разобрал все его слабые и непопулярные положения

Реформа техосмотра: недовольны даже депутаты Госдумы

Госдума в очередной раз отложила рассмотрение закона о техосмотре. Реформированием порядка прохождения ТО власти пугают и автолюбителей, и операторов уже целый год. Но, очевидно, законопроект получается настолько затратным и неоднозначным для всех участников процесса, что слушания нового закона раз за разом переносятся.

Борьба с коррупцией и ветряными мельницами

Один из основных мотивов принятия нового закона — тотальное искоренение коррупции при проведении техосмотра. За что боролись, на то и напоролись: техосмотр был одним из самых коррумпированных процессов, связанных с владением автомобилем. Серьезные меры по перестройке системы были предприняты в 2012 году — первым шагом стала отмена талончиков из советского прошлого и государственных пунктов инструментального контроля. Техосмотр перешел в руки частных организаций, а контроль передали страховым компаниям. Без диагностической карты на руках нельзя стало оформить полис ОСАГО, без которого российский автовладелец передвигаться по дорогам не может.

Если с массовой покупкой водительских удостоверений при помощи реформ в какой-то мере получилось справиться, то с техосмотром все вышло наоборот. Оформить диагностическую карту стало проще и дешевле, ответственности за выдачу карты «мимо» официальной процедуры фактически нет никакой, а страховым брокерам важнее премия за проданные полисы, чем техническое состояние автомобиля их клиента. Поэтому многие страховщики предлагают своим клиентам комплексную услугу — при покупке полиса диагностическая карта обойдется в тысячу-полторы рублей, причем оформляется она прямо в офисе страховщиков, и никакой автомобиль никто при этом, естественно, не смотрит. В базу забиваются данные из документов, пробег и марка резины со слов страхователя — и диагностическая карта готова! Причем не какой-нибудь «левак», а самая настоящая, пробивающаяся по базе техосмотра — иначе купить под эту карту страховку не даст единая электронная система. Понять потом в случае чего, что эта карта «левая», просто невозможно, т. к. она ничем не отличается от настоящей.

Попытки реформирования техосмотра

Такое положение вещей государство не очень-то устраивает, поэтому Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о новом порядке прохождения государственного техосмотра. Основные его постулаты — тотальная электронная слежка за диагностическими линиями с фото- и видеофиксацией каждого автомобиля с информацией о его геолокации, жесткая регламентация пропускной способности таких линий (при ее превышении больше чем на 5% оператору грозит проверка его деятельности). Согласно положениям законопроекта, диагностическая карта больше не будет выдаваться клиенту и вообще сохранится только в электронном виде, а заверяться будет «усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта».

Естественно, этот закон не очень устраивает операторов техосмотра (т. е. те организации, которые, собственно, проводят техническую процедуру) — и не только потому, что у них отнимают легкие деньги, связанные с комплексной деятельностью страховщиков. Теперь все диагностические линии придется оборудовать недешевыми средствами фото- и видеофиксации, серверами для хранения и передачи информации в единственную государственную систему, подключенными по достаточно надежному интернет-каналу.

Критичные сложности ТО нового образца для операторов

Согласно новому закону, передавать информацию в базу оператор должен сразу по завершении процедуры техосмотра. В случае невозможности такой мгновенной передачи (например, из-за сбоя в системе электроснабжения диагностической линии) разрешается задержка с передачей данных, но не более чем на 24 часа. Если же неисправность препятствует фото- или видеофиксации процедуры ТО, то ее вообще запрещается начинать на этой линии. Разумеется, установка нового оборудования потребует повторного прохождения процедуры сертификации диагностической линии, причем в законопроекте указаны нормы, которые должны сделать проверку максимально неформальной, с обязательным выездом на место представительства соответствующего ведомства.

При этом контролироваться операторы будут сразу с двух сторон — с одной стороны надзирать за их деятельностью по-прежнему будут страховщики, с другой — функцию государственного контроля за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств операторами технического осмотра будет осуществлять «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти» (согласно пояснительной записке к законопроекту, это должно быть МВД). Эти «надзиратели» имеют право не только инициировать проверку и наложить штраф в случае нарушений, но и приостановить действие сертификата аккредитации до устранения нарушений.

Очевидно, что запуск такой глобальной системы передачи большого массива данных и ее постоянного поддержания в полностью работоспособном состоянии будет стоить немалых денег, и лягут эти расходы на операторов техосмотра. Так же, как очевидно, что вообще-то законодателей это мало волнует — приняли же закон об установке новых электронных кассовых аппаратов.

Почему реформой недовольны автомобилисты

Но не в восторге от нового законопроекта не только операторы — автомобилистам он тоже не по нраву. И дело тут уже даже не в контроле, а в абсолютной бесполезности и надуманности многих положений законопроекта и критериев оценки автомобиля, не подтвержденных никакой серьезной статистикой. Например, вся Скандинавия (где климат похож на наш) совершенно спокойно ездит с трещинами по низу лобового стекла — особенность использования «печки» в холодное время года — и никаких проблем с этим не испытывают. А у нас такая трещина — это стопроцентное показание к замене лобового стекла. Если она попадает в зону работы стеклоочистителя, то техосмотр пройти не получится, хотя никакой опасности для дорожного движения этот дефект не представляет.

Недоумение вызывает и запрет на «бронирование» фар даже прозрачной пленкой — и это в стране, где до сих пор полно грунтовых дорог и даже на автомагистралях легко можно попасть под «обстрел» рассыпавшимся из грузовика гравием или крупнокалиберными противогололедными средствами.

Таких пунктов в действующем регламенте техосмотра предостаточно — достаточно вспомнить пресловутый «запрет на тюнинг». Естественно, что в том, чтобы тратить лишние деньги и время на устранение подобных неисправностей, многие просто не видят смысла. Существующая ситуация с ежегодной (для машин старше 7 лет) податью в 1000 рублей автолюбителей явно устраивает больше, чем единственное прописанное в законе послабление для владельцев автомобилей.

А послабление заключается в том, что при выявлении несоответствий при первичном техосмотре повторную процедуру можно пройти у того же оператора ТО, причем осматриваться будут только те узлы и системы, к которым были замечания.

Вероятно, именно по этим многочисленным причинам Госдума раз за разом откладывает рассмотрение противоречивого законопроекта. Видимо, надеется уйти на летние каникулы спокойно, без перекрестного шквала критики за еще один непопулярный закон.