Грузовики и внедорожники: что означает категория С в правах и как ее получить

02.05.2019
0

О том, кому может понадобиться графа С в правах помимо дальнобойщиков — в материале на 4R.ru

Грузовики и внедорожники: что означает категория С в правах и как ее получить

Фото: Любимов Андрей/Агентство городских новостей «Москва», журнал Рейс, Avto Cool

Категория С водительских прав — одна из самых популярных. Она дает право управлять грузовыми автомобилями, а значит востребована не только и не столько у автолюбителей, сколько у людей, решивших стать профессиональными водителями. Однако бывают нужны такие права и обычным автомобилистам.

С 2013 года свидетельство о сдаче внутреннего экзамена в автошколе стало необходимым документом для получения допуска к экзамену в ГИБДД, а автошколы обязали работать по единой программе. Всевозможных экспертов не устраивал ни уровень подготовки водителей, ни степень связанной с ним коррупции. Поэтому популярный вариант со сдачей экзаменов экстерном отменили — вместо этого сделали обязательным посещение автошколы, сертифицированной государством и преподающей по единому стандарту. Пока трудно сказать, насколько это сказалось на качестве подготовки водителей, но факт остается фактом: сдавать экзамены приходится по новым правилам, с непременным посещением автошколы, внутренним экзаменом и получением соответствующего документа.

Как получить права категории С

В обучении водителей на категорию С есть один интересный нюанс: проходить курсы подготовки и сдавать экзамен в ГИБДД имеют право лица, достигшие 17 лет, хотя управлять соответствующими автомобилями можно только по достижении совершеннолетия. Это связано с дефицитом водителей грузовой техники в Вооруженных силах, и для многих молодых людей это достаточно неплохой вариант по достижении совершеннолетия без проволочек устроиться на работу.

Стоимость прав категории С в 2019 году

Экзаменационные требования к сдающим на категорию С в целом идентичны тем, что предъявляют к водителям легковых автомобилей — с той лишь разницей, что транспортные средства этой категории значительно тяжелее, управлять ими сложнее, а в случае ДТП они могут нанести существенно больший ущерб, чем легковой автомобиль.

Поэтому обучение на категорию С длится дольше и обойдется дороже, чем «легковые» курсы. Оно занимает около 2,5 месяцев и стоит от 35 000 рублей в зависимости от региона, аппетитов конкретной автошколы и всевозможных дополнительных услуг.

На обучении можно существенно сэкономить, если у вас уже есть права категории В. Несмотря на то что вам все равно придется сдавать и теоретический, и практический экзамены для получения новой категории, в автошколах существуют программы переподготовки с категории В на категорию С. Такой курс обойдется дешевле — в среднем от 20 000 рублей. Кроме того, часто автошколы делают скидки на «пакеты» из категорий, например, В+С. Важно и то, что вам не придется два раза сдавать теорию, если с момента сдачи экзамена на предыдущую категорию прошло менее 3 месяцев.

На экзамене проверяются теоретические знания правил дорожного движения, езда по учебной площадке и отработка маршрута в городе. Упражнения, которые водитель должен выполнить для успешной сдачи экзамена, определяются инспектором непосредственно во время сдачи.

Самым распространенным форматом водительских удостоверений сейчас являются пластиковые карточки с электронным чипом или без него. В/у с электронным чипом почему-то стоит на 1000 рублей больше — 3000 рублей, хотя его введение в первую очередь обусловлено удобством инспекторов, «пробивающих» права по электронной базе. Можно настоять и на получении удостоверения старого образца — бумажной заламинированной карточки. Она стоит всего 500 рублей, однако чтобы сэкономить, придется вступить в достаточно серьезное противостояние с системой: подразделения ГИБДД всячески пытаются отвертеться от выдачи дешевых прав, придумывая для этого всевозможные «отмазки», самая распространенная из которых — отсутствие необходимого технического оснащения. Важно знать, что любой из трех типов документов имеет абсолютно одинаковую юридическую силу, хотя в последнее время современные карточки стали более привычным и узнаваемым форматом.

Также отметим, что менять права и платить пошлину придется при открытии любой новой категории. Именно поэтому многие водители предпочитают проставлять сразу несколько граф в правах — проходить обучение, сдавать все экзамены и только потом идти менять или впервые получать в/у. Таким же образом можно сэкономить и на оплате автошколы — многие учреждения делают скидку, если курсант поступает учиться на две или даже три категории сразу.

Какой техникой можно управлять с категорией С

Категория С водительского удостоверения означает, что водитель имеет право управлять любыми грузовыми автомобилями массой от 3,5 до 12 тонн без тяжеловесного прицепа (для получения права управления грузовиком с прицепом нужно получить отдельную категорию СЕ, сделать это можно не раньше, чем через год стажа с категорией С) и с количеством мест для сидения не больше восьми. Транспортные средства с большим количеством мест уже считаются автобусами и для них нужны права категории D.

Открывают графу С и обычные водители, не планирующие зарабатывать вождением грузовиков. Дело в том, что многие тяжелые внедорожники, пикапы и т. п. ТС имеют максимальную разрешенную массу более 3,5 тонн, а следовательно — требуют более «тяжеловесной» категории, причем одна и та же модель может относиться как к категории В, так и к категории С — в зависимости от комплектации, фактической массы, особенностей растаможки и прочих нюансов. В некоторых случаях владельцы специально переводят автомобиль в более «массивную» категорию С, чтобы снизить транспортный налог.

Таким водителям достаточно водительского удостоверения категории С1, поскольку масса подобных транспортных средств редко превышает 7,5 тонн. При принятии закона, изменяющего порядок получения водительских удостоверений, предполагалось ввести ряд дополнительных ограничений, чтобы не допустить новичков к управлению особо тяжелой техникой. Однако программы обучения на С и С1 и их стоимость практически одинаковы, поэтому чаще всего курсанты выбирают полноценную С.

В случае, если водительское удостоверение с открытой категорией С выдано до 2013 года и пришла пора его замены, категория перенесется в новые права автоматически без каких-либо ограничений. Кроме того, в этом случае (как и в ситуации, когда вы впервые сдаете на права), вам автоматически откроют категорию М, позволяющую управлять мопедами.

Рекомендации водителям категории С

Специалисты особо отмечают: получение категории С или даже СЕ не делает из вас матерого дальнобойщика автоматически. Для того чтобы стать профессиональным водителем, нужно пройти специальный курс по организации автомобильных грузоперевозок, в ходе которого учащиеся узнают, какие документы нужны на грузы, как их правильно оформлять, как безопасно крепить груз на платформе или в кузове, каким должен быть рабочий график профессионального водителя. Без подобного обучения участие водителя в грузоперевозках может быть небезопасным даже при наличии водительского удостоверения категории С.

Мы советуем тщательно следить за изменениями законодательства РФ в данной сфере: в настоящее время активно обсуждается законопроект, согласно которому гражданин, сдавший на обычные права любой категории, будет считаться любителем до тех пор, пока не пройдет обучение в специальном техникуме. Выпускникам таких центров будут выдавать права с соответствующей отметкой, дающей право работать по найму — но не навсегда, а сроком на 5 лет. После этого нужно будет пройти обязательные курсы повышения квалификации и медкомиссию — только в этом случае профессиональный статус водителя продлят на следующий пятилетний период.