Категория С1 в российских правах: цена, программы обучения и практическое применение

05.05.2019
1

Графа для грузовиков массой от 3,5 до 7,5 тонн неожиданно оказалась в водительском удостоверении самой ненужной

Категория С1 в российских правах: цена, программы обучения и практическое применение

Фото: ЦОСААТ, mir-automoto.ru, Автокод

Графа С1 в водительских правах — это относительно недавнее нововведение. Она появилась в списке возможных для получения категорий в 2013 году, когда был принят новый закон, регулирующий порядок выдачи водительских удостоверений. Индекс С1 означает, что водитель с такой категорией имеет право управлять легкими грузовыми автомобилями массой от 3500 до 7500 с количеством мест, не превышающим 8, в том числе с прицепом, не превышающим массу в 750 кг. Теоретически полезное начинание, которое на практике практически не встречается в чистом виде. Разберемся почему.

С1 — нужная категория без практического применения

Когда обсуждали новый закон, в него постарались запихнуть максимум нововведений, чтобы потом не принимать бесчисленное количество поправок. Результатом стало несколько совершенно бесполезных законодательных норм, существующих, скажем так, на вырост и не имеющих в настоящий момент практического применения. Одной из таких норм стала категория С1, которая обозначает в правах право управления легкими грузовиками, тяжелыми внедорожниками и фургонами.

Теоретически эта категория имеет смысл — грузовики массой до 7500 и свыше 7500 кг отличаются достаточно существенно. Более тяжелую технику труднее водить, у нее другие характеристики управляемости и значительно большие габариты. В случае ДТП такое транспортное средство причиняет намного больший ущерб, чем легкий грузовик, а следовательно, ответственность водителя пропорционально увеличивается. Казалось бы, все логично. Однако почему тогда С1 оказалась самой бесполезной категорией из всех, предусмотренных новым законом о водительских правах?

Дело в том, что отдельного обучения на эту категорию в программах автошкол не предусмотрено. Изначально предполагалось, что С1 станет любительской грузовой категорией для тех, кто управляет тяжелыми внедорожниками типа Hummer H2 или Chevrolet Suburban в «тяжелых» комплектациях и при случае может оказаться за рулем небольшого грузовика типа «Валдай» или тяжелого фургона вроде наиболее грузоподъемных версий Sprinter. Предполагалось, что новая категория, в отличие от полноценной категории С, не будет позволять водителю работать по найму, но в случае необходимости даст ему право управлять техникой, слегка выходящей за рамки категории В.

Почему просчитались законодатели

Во-первых, в категорию легких грузовиков весом от 3,5 до 7,5 тонн попадает уж очень много различных машин: практически вся грузовая техника, использующаяся для перевозки товаров в больших городах и для межгородских перевозок малой дальности, вписывается в эти ограничения. Большие фургоны, пикапы, легковые эвакуаторы и даже легкие самосвалы имеют максимальную массу до 7,5 тонн. Соответственно, количество водителей, обладающих старой категорией С еще без деления на подкатегории, просто огромно — как отфильтровать тех, кто ездит на малых грузовиках, чтобы при замене прав устраивать переэкзаменовку? Такая политика была бы губительна для транспортной системы страны, поэтому от этой идеи решили отказаться. При замене прав с открытой категорией С по истечении срока годности, в связи утерей и т. п. вам выдадут права с новой категорией С, которая предусматривает также право управления автомобилями подкатегории С1.

С обучением новичков раздельно по программам С и С1 тоже вышла промашка — в этом случае автошколам пришлось бы докупать новые автомобили. Причем если замена мотоциклов со 125-кубовых на 250-кубовые для обучения по программам A1 и A соответственно еще выглядит посильной задачей, то чем тяжелее и больше автомобиль, тем он дороже, тем дороже его обслуживание и содержание, так что и эта идея тоже себя не оправдала.

Наконец, управление тяжелой техникой, как правило, в любом случае требует особых знаний. Седельный тягач бесполезен без прицепа, а для управления такой машиной с прицепом в любом случае придется проходить обучение на категорию CE. Управление, например, тяжелым самосвалом, краном-манипулятором или грузовым эвакуатором — совершенно особая история, и вряд ли кто-нибудь решится разбираться в этой технике по наитию, без соответствующего инструктажа. При этом многообразие подобной тяжелой техники настолько велико, что автошколе закупить все типы подобных транспортных средств будет совершенно нереально. Обычно обучение на управление такими спецмашинами водители проходят непосредственно на предприятиях, на которых работают.

Хорошим вариантом были бы льготные и упрощенные программы переподготовки на С1 водителей с открытой категорией В, но в официально утвержденных курсах автошкол такая возможность не предусмотрена, поэтому при необходимости превышения порога в 3,5 тонны приходится сдавать на полноценные права С.

Какова стоимость категории С1 в правах в 2019 году?

Она такая же, как и на категорию С. Важно помнить, что отдельных программ на обучение категории С1 пока что не существует в природе, то есть учиться вы будете по программе категории С, предусматривающей право управления подкатегорией С1. Цены стартуют от 30 000 рублей при обучении с нуля. При этом многие автошколы предлагают программу переподготовки для тех, у кого уже есть права категории В. Это будет дешевле — от 17 000 рублей. Еще одним вариантом сэкономить будет открывать сразу две категории (от 30 000 рублей в случае обучения по программе В+С и от 40 000 при обучении по программе С+D).

Конечная стоимость обучения может варьироваться в зависимости от вашей персональной обучаемости (это влияет на количество часов вождения), региона, в котором будет проходить обучение, автопарка учебной техники и некоторых опций, которые может предлагать автошкола. Например, частой допуслугой является возможность сдавать экзамен в ГИБДД на той же технике, на которой курсант проходил обучение, что положительно влияет на комфорт экзаменуемого. Некоторые автошколы ставят изначально более высокие цены, но при этом закладывают в стоимость курса любое количество переэкзаменовок в ГИБДД — даже если вы провалите экзамен, последующие пересдачи не будут раздувать ваш бюджет до бесконечности.

Небольшую (по сравнению со стоимостью обучения) сумму надо также заложить на уплату госпошлины и получение медицинской справки — эти траты являются общими для получения всех типов водительских удостоверений, поэтому если вы собираетесь открывать в правах несколько граф, рекомендуем делать это сразу — тогда не придется каждый раз платить за получение нового в/у. Это происходит потому, что по новому закону не предусмотрена процедура внесения каких-либо отметок в водительское удостоверение — вся новая информация требует получения новой карточки международного образца. Так высокотехнологичные водительские права защищают от возможных подделок.

Также напомним, что своеобразным бонусом при получении водительского удостоверения любой категории является автоматическое открытие категории М, позволяющей управлять мопедами, скутерами, легкими квадрициклами и прочей небольшой мототехникой.