Кому нужна категория D в правах и как ее получить?

07.05.2019
0

Все советы и правила по обучению и экзамены на автобусную категорию в 2019 году — в материале 4R.ru

Кому нужна категория D в правах и как ее получить?

Фото: ДОСААФ России, ЦОСААТ

Категория D — одна из самых серьезных в водительских правах в РФ. Она означает, что ее обладатель может управлять автобусом с любым мыслимым и немыслимым количеством мест. Исключение составляют сочлененные автобусы — для них нужна категория DE, как на автобус с большим прицепом.

Права категории D: на службе и на гражданке

На водителях автобусов лежит наибольшая ответственность — они отвечают не только за свою жизнь и груз, но и за жизни перевозимых пассажиров, поэтому проходить обучение, сдавать экзамены и управлять подобным транспортом допускаются только лица, достигшие 21 года. Исключение составляют военнослужащие: они могут получить права уже в 19 лет, однако имеют право управлять только техникой, приписанной к министерству обороны (с черными номерами) и только во время прохождения службы. По возвращении на гражданку им будет доступна только техника других категорий, если они открыты в водительском удостоверении. Именно по этой причине в среде автолюбителей бытует мнение об особой опасности военных водителей.

Обучение вождению на категорию D могут пройти только водители, уже имеющие водительское удостоверение категории B или С — в автошколах есть соответствующие программы переподготовки. Возможность сразу сдать на категорию D не предусмотрена.

Кому нужна категория D в правах?

Люди, получающие права категории D на гражданке, как правило, хотят связать свою профессию с вождением автобуса и коммерческими перевозками. Автолюбителям же обычно хватает категории В, дающей право управлять микроавтобусами с количеством мест не более восьми водительское. Теоретически для них (а также для водителей небольших городских маршруток) была введена категория D1, позволяющая управлять автомобилями вместимостью от 9 до 16 мест. Однако на практике программы обучения автошкол на категории D и D1 не отличаются практически ничем, и старшая категория дает право управления как большими, так и малыми автобусами. В этой ситуации получать отдельную категорию D1 не имеет никакого практического смысла — она стоит столько же, сколько полноценная D, а прав дает существенно меньше.

Пассажирский транспорт устроен так, что чем большее количество людей может перевезти автобус, тем выгоднее перевозка и тем больше может заработать водитель. Поэтому один из самых выгодных вариантов — это именно вождение автобуса «с гармошкой». Для этого нужно открыть категорию BE, а сделать это можно, только имея год стажа на автобусах категории D.

Сколько стоит получить права категории D в 2019 году

Самый дорогой вариант — переподготовка водителей с категории В — начинается от 35 000 рублей. Цена зависит от региона, имиджа автошколы и других параметров. Такая высокая стоимость обучения обусловлена тем, что автомобили, попадающие в категории В и D — совершенно разных типов, и навыки, полученные при вождении автомобиля категории В, плохо применимы для управления автобусом. Поэтому для переподготовки с легкового автомобиля на автобус курс обучения нужно пройти практически с нуля, отзанимавшись 78 часов теорией и 74 часа — практическим вождением. Многие автошколы считают этот минимум недостаточным и настаивают на том, что для качественного обучения на категорию D нужно пройти как минимум 100 часов практического вождения.

Переподготовка с категории С на категорию D проще. Тут придется прослушать 74 часа теории, а вот на освоение практических навыков уйдет почти вдвое меньше времени — 40 часов. Это связано с тем, что по своим основным характеристикам автобусы ближе к грузовому транспорту, а значит, водителю будет проще перестроиться на вождение транспортного средства нового типа. Стоимость такого обучения начинается от 25 000 рублей.

Учитывая, что цена подготовки достаточно высока, многие автошколы предлагают такую услугу как обучение в рассрочку — это позволяет кандидатам на получение категории D начать заниматься с достаточно скромными первоначальными вложениями.

Кроме того, многие автошколы предлагают специальные курсы восстановления квалификации — они могут быть полезны для тех водителей, уже имеющих права категории D, но которые долго не ездили на этом типе транспорта. Такие курсы дешевле и предполагают в основном практическое вождение, цель которого — заново привыкнуть к автобусу, его габаритам, органам управления и т. п.

Экзамен на категорию D: маневры и город

На экзамене в ГИБДД водители автобусов должны сдавать достаточно специфические упражнения, вызывающие проблемы именно при управлении автобусами, в том числе остановка и трогание с места на подъёме, осуществление маневров в ограниченном пространстве, парковка и выезд с парковочного места на автобусе, остановка для погрузки на погрузочной эстакаде, остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров, заезд в бокс задним ходом.

На третьей части экзамена, проходящей по городским маршрутам, кандидат на получение прав категории D также должен продемонстрировать умение уверенно и безопасно управлять автобусом и находить правильные решения именно в специфических «автобусных» ситуациях. Особенное внимание уделяется правильным перестроениям на дорогах, имеющих более двух полос для движения, поворотам направо и налево, разворотам, проезду перекрестков, правильному проезду пешеходных переходов и пунктов остановки общественного транспорта.

Дополнительная квалификация для работы по D-категории

Как правило, серьезные транспортные предприятия не удовлетворяются простой проверкой наличия категории D в автомобильных правах, а настаивают на прохождении отдельного, собственного обучения. В случае работы на городских и междугородних маршрутах водитель допускается к самостоятельному управлению автобусом только спустя определенное время. До этого он ездит с инструктором — сначала в качестве сидящего рядом пассажира, следящего за действиями более опытного товарища, а потом — наоборот, в качестве водителя, за действиями которого пристально следит инструктор и оценивает уровень подготовки стажера и его способность к самостоятельной работе. Узнать такие ученические автобусы достаточно легко — на них наносится предупреждающая наклейка «За рулем — стажер», также они зачастую оборудованы второй кабиной для инструктора с дублирующими органами управления.

Высокая ответственность за жизни перевозимых людей заставляет официальных перевозчиков время от времени проводить всевозможные проверки водительского мастерства, по результатам которых водитель может быть отправлен на курсы повышения квалификации.

Для других типов перевозок также существуют определенные правила, с которыми необходимо ознакомиться при выходе на маршрут — свои ограничения и особенности имеют в частности туристические и экскурсионные маршруты (особенно с участием несовершеннолетних, школьных групп и т. п.). Обо всех этих тонкостях водитель автобуса должен знать до того, как открыть двери своей машины для пассажиров.

Мы рекомендуем тщательно следить за соответствующими изменениями в законодательстве — ведь именно в области пассажирских автомобильных перевозок они появляются особенно часто, как правило — после каждого резонансного ДТП с участием автобуса.