Категория D1 водительских прав: для чего она нужна и как ее открыть?

09.05.2019
0

Разбираемся в особенностях законодательства, регулирующего управление микроавтобусами

Категория D1 водительских прав: для чего она нужна и как ее открыть?

Фото: ДОСААФ, Любимов Андрей/Агентство городских новостей «Москва», автошкола Старт

Очередная хорошая задумка российских законодателей, которая на практике никак не работает — это новая подкатегория D1 в водительских правах. Получить ее отдельно от полноценной D практически невозможно и, по сути, никому не нужно. Хотя ее введение в общую систему водительских прав в 2013 году имело безусловно благие цели.

Кому нужны права категории D1?

Полноценная категория D — одна из самых строгих в современном водительском удостоверении в РФ. Получить такие права в нашей системе обучения труднее всего. Это неудивительно: управление автобусами, в которых могут одновременно находиться несколько десятков людей, требует от водителя собранности, отличного владения техникой и особой ответственности. Поэтому экзамены на категорию D можно сдавать только начиная с 21-летнего возраста, причем для начала обучения у претендента уже должна быть открыта какая-либо «четырехколесная» категория в правах.

Чтобы получить категорию D, необходимо пройти длительное дорогостоящий курс в автошколе –изучать теорию более 70 часов, а вождение — более 70 часов при переподготовке с категории В и более 35 часов при переподготовке с категории С. На сегодняшний момент это самые жесткие требования к получению водительских прав в Российской Федерации.

Однако бывает и так, что микроавтобусы превышают разрешенное для категории В количество мест незначительно — такие машины могли бы использовать в частном порядке люди с большой семьей, для выездов на природу большой компанией и т.п. Для таких «автобусников-любителей» и была придумана категория D1 — если водитель не выходит в регулярные рейсы, не работает на линии, а число посадочных средств транспортного средства не превышает 16 человек включая водителя — то все премудрости автобусного дела такому водителю вроде как не нужны. Кроме того, небольшие современные автобусы по конструктивным особенностям, органам управления и т.п. зачастую куда ближе к легковым автомобилям, чем к полноценным автобусам. Многие технические знания, необходимые водителю «автолайнеров» в этом случае шоферу тоже не нужны.

Другая «целевая аудитория», под которую создавалась новая подкатегория в российских водительских правах — это водители городских маршруток. В тот момент, когда принимались поправки в закон, маршрутки были самым настоящим стихийным бедствием как крупных, так и небольших городов. Оставлял желать лучшего как автопарк, так и уровень подготовки водителей. Возможно, если бы категорию D1 сделали более доступной, это помогло бы преодолеть кадровый голод. Опять же, городским водителям небольших микроавтобусов ни к чему премудрости движения большого автомобиля по автомагистрали, а значит, программу обучения можно было бы существенно сократить.

Почему категория D1 оказалась провальной

Однако законодатели так и не придумали, как они в этом случае будут регулировать обмен уже выданных удостоверений категории D. Любые ограничения при выдаче новых водительских прав привели бы к существенному сокращению числа водителей, имеющих право управления большими автобусами. Поэтому здесь решили оставить все как есть. Вопрос с маршрутками тоже потерял свою актуальность, потому что на большинство маршрутов предприятия стали ставить автомобили большей вместимости, чем 16 мест — в долгосрочной перспективе это гораздо выгоднее, чем традиционные «Газели». В таких условиях разработка новых программ обучения для автошкол, дорогостоящее «дублирование» учебной техники для D и D1 и низкий спрос на эту категорию прав оказалась невыгодна, а следовательно — никому не нужна.

Кроме того, есть одно важное ограничение: наличие в правах категории D1E, позволяющий водить небольшой автобус с прицепом массой свыше 750 кг, но не превышающим разрешенную максимальную массу тягача, не дает возможности управлять прицепами, предназначенными для перевозки автомобилей (фактически — автобусами с «гармошкой», в легкой категории D1 таких транспортных средств и не встретишь). А следовательно, появляется еще одно существенное ограничение для тех, кто решил связать свою профессиональную деятельность с вождением автобусов.

Какова стоимость прав категории D1 в 2019 году?

­­­­­В связи с тем что обучение на категорию D и D1 вопреки всякой логике осуществляется по одинаковым программам, его стоимость тоже не отличается ни на копейку. В связи с этим обучение на категорию D1 фактически не производится — даже если вам нужно управлять только легкими автобусами с небольшим количеством посадочных мест, обучение вам придется проходить на полноценный автобус.

Многих потенциальных водителей небольших автобусов отпугивает дороговизна, сложность и длительность обучения, и они в итоге выбирают менее вместительные автомобили, укладывающиеся в обычную категорию В.

Напомним, что так же, как и в случае с категорией D, нельзя просто прийти в автошколу, отучиться и сдать на права: у кандидата должна быть открыта либо легковая категория В, либо грузовая категория С, без этого вас не допустят к обучению. Курсы переподготовки включают в себя более 70 часов теоретического обучения и также более 70 часов практического вождения при переподготовке с категории В.

Если вы переучиваетесь с грузового автомобиля, то автошкола обойдется дешевле — за счет того, что почти вдвое сокращено количество часов практического вождения. Сделано это потому, что конструктивно автобусы имеют гораздо больше общего с грузовиками, а значит пересесть на новую технику водителю будет существенно проще.

Для успешного прохождения теоретического экзамена нужно без ошибок ответить на 20 вопросов, а в случае промаха (допускается не более двух) — еще и на 5 дополнительных вопросов (здесь ошибки не допускаются). Второй этап — площадка — включает в себя примерно те же упражнения, что и на «легковом» экзамене — конечно же, с учетом автобусной специфики и габаритов. Наконец, маршрут по городу имеет ряд существенных отличий, потому что предусматривает сложное маневрирование на многополосных дорогах, остановки для посадки и высадки пассажиров и т.п.

Европейский стандарт

Сейчас очевидно, что задумка с категорией D1, несмотря на здравое зерно, видимо не оправдала себя, т.к. не отвечает противоречивым требованиям рынка пассажирских автоперевозок — как и практически все экзотические подкатегории с индексом 1. Будем надеяться, что в будущем ситуация изменится, и для этой подкатегории придумают более внятное применение, чем автоматическое «обилечивание» ей всех, кто прошел обучение на полноценную D.

Пока же введение категории D1 носит исключительно формальный характер — национальные водительские удостоверения нужно было привести к общеевропейской концепции, чтобы у граждан России было как можно меньше проблем при вождении автомобиля за рубежом — а для этого и система категорий должна была соответствовать европейской. В итоге за соответствие чужим стандартам нам приходится расплачиваться не которой неразберихой в собственном законодательстве. Могло быть и хуже: первоначальный вариант законопроекта предусматривал больше ограничений на открытие в правах новых категорий, особенно «профессиональных», предполагающих занятость на коммерческом транспорте.