Пьяное ДТП приравняют к умышленному убийству: все о новом законопроекте

13.05.2019
0

Чиновники готовы обсуждать ужесточение наказания за аварии в пьяном виде с пострадавшими. Будет ли от этого польза?

Пьяное ДТП приравняют к умышленному убийству: все о новом законопроекте

Фото: ГИБДД

Завтра, 14 мая 2019 года Госдума планирует рассмотреть в первом чтении законопроект об ужесточении уголовной ответственности за пьяные ДТП (статья 264 УК РФ). Документ предполагает увеличение сроков лишения свободы с 9 до 15 лет, распространяя свое действие не только на мото- и автолюбителей, но и на водителей легких воздушных и водных судов.  Как все будет работать и зачем это нужно? В эксклюзивном материале 4R.ru.

Кто «за»

Законопроект внесли в Госдуму отнсительно недавно - 10 апреля 2019 года. Его инициаторами выступали семь депутатов и один член Совета Федерации, а спустя несколько дней к ним добавились еще шесть чиновников. Также документ уже успели поддержать Правительство РФ и Верховный суд, но в намеченный первончально срок — 17 апреля — его так и не рассмотрели. Скорее всего, дело было в том, что в проект нужно было внести поправки с учетом замечаний профильных ведомств. И теперь, когда формальности решены, инициативу наконец-то должны рассмотреть.

Как при убийстве

Законопроект предполагает более жесткие наказания для водителей, если они в пьяном виде совершат аварию, в которой погибнут или серьезно пострадают люди. Сейчас при причинении тяжкого вреда здоровью пьяного автомобилиста могут посадить на срок до 4 лет. Новый документ предусматривает уже от 3 до 7 лет.

Также планируется ужесточить санкции в случае смерти пострадавшего в аварии. Если ДТП унесло жизнь одного человека, то пьяного водителя смогут лишить свободы на 5-12 лет (сейчас – на 2-7 лет), если нескольких – то уже на 8-15 лет (сейчас – на 4-9 лет). Таким образом, наказания станут такими же суровыми, как при умышленном убийстве.

Не только автомобили

Вместе с тем документ уравнивает права гражданских автолюбителей (мотоциклов, автомобилей и т. д.) и тех, кто управляет железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом, а также машинистов метрополитена.

Сейчас при нарушении правил безопасности и при наличии пострадавших, статья 263 УК РФ не предусматривает для них особых наказаний, если авария произошла из-за алкоголя. Так, при гибелинескольких человек машиниста могут лишить свободы на срок до 7-ми лет вне зависимости от того, находился ли он в состоянии опьянения в момент аварии. Законопроектом же в случае пьяной аварии для машинистов предусматриваются те же санкции, что и для обычных водителей. То есть смерть нескольких пассажиров в описываемом нами примере «обойдется» в 8-15 лет лишения свободы.

Кроме того, законопроект предполагает распространить действие новых норм УК на лиц, которые управляют легкими (сверхлегкими) воздушными, а также маломерными водными судами.

Зачем это нужно

Год назад президент России Владимир Путин поручил правительству сократить смертность на дорогах, поэтому сейчас во всех причастных к траспортной безопасности ведомствах ищут способы решения задачи. В указе от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» говорится, что к 2024 году количество смертельных аварий в России должно снизиться в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом – то есть до 4 человек на 100 тысяч населения. К 2030 году необходимо стремиться "к нулевому уровню смертности».

Более 25% смертей на дорогах происходит по вине пьяных водителей.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2017 году уровень смертности в результате ДТП составил в России 17,4 человека на 100 тысяч населения (в абсолютных цифрах это почти 16 тысяч человек), а в 2018-м – уже 18 человек (более 18 тысяч человек). Для сравнения, в Германии, Испании и Японии этот показатель равен 4,1, в Финляндии - 4,7, во Франции - 5,5, в Швейцарии и Норвегии - 2,7.

Если рассматривать именно пьяные аварии, то их доля за прошедшие два года в России составила около 30% от всех ДТП со смертельным исходом и примерно 50% от всех нарушений ПДД, повлекших лишение жизни человека. При этом более 60% пьяных водителей при наличии пострадавших осуждались условно, а остальных «закрывали» не более чем на три года. В случае смерти нескольких людей более 62% осужденных получали наказания даже ниже низшего предела или минимально возможные.

Как вы считаете, нужно ли ужесточать ответственность за пьяные ДТП с пострадавшими?