Кто займет нишу Ford на российском рынке? Основные преемники

15.05.2019
0

Ford ушел. Да здравствует Mazda?

Кто займет нишу Ford на российском рынке? Основные преемники

Фото: 4R.ru, автодилеры

Самая громкая новость, практически скандал квартала  – это официальный уход из России компании Ford. Американский бренд долгие год был одним из лидеров нашего рынка легковых автомобилей, который одним из первых, с просчитанным размахом, начал полномасштабное производство автомобилей в нашей стране. К сожалению, «голубой овал» же и доказали, что излишняя агрессивность маркетинговой стратегии легко может выйти боком. Результат: все российские заводы Ford, кроме рентабельного на сегодняшний момент производства коммерческих Transit, уходят с молотка, официальные дилеры закрываются или переходят на работу по серым схемам, владельцы автомобилей ожидают скорых проблем с запчастями и сервисом.

Что будет с маркой Ford в России в ближайшие годы?

Означает ли уход официального дистрибьютора полное прекращение продаж автомобилей марки на территории РФ? В нынешней экономической ситуации – скорее всего, да. Много лет правительство совместно с марками выстраивали систему противодействия официальным дилерам. Тут и заградительные пошлины на ввоз автомобилей (в результате огромное преимущество имели марки со своими заводами на территории страны), и монопольная по сути сеть официальных дилеров, и сложности с сертификацией – торговать по серым схемам сейчас невыгодно никому.

Вполне естественно, что клиенты, желающие купить новый автомобиль именно у официального дилера, в случае ухода одной из марок уйдут к другим таким же официалам, а не к серым дилерам или на вторичный рынок.

Потребителям важна не только и не столько конечная стоимость автомобиля, сколько уверенность в завтрашнем дне:

  • стабильное качество обслуживания и запчастей
  • соблюдение гарантийных условий на автомобиль
  • пакет адаптации к российским условиям
  • внятные единые цены на модельный ряд
  • прозрачная растаможка

– т. е. то, что серые автосалоны не могут обеспечить в принципе. А уникальностью, позволившей бы фанатам мириться с завышенными пошлинами и прочими издержками неофициальных схем, современная линейка Ford уж точно не обладает.

Какие марки захватят долю Ford на российском авторынке

На фоне новостей о закрытии заводов Ford – наверное, впервые за последние 20 лет – вылетел за пределы первой десятки самых продающихся марок, а это значит, что «лишние» 5000 (примерно столько было «недопродано» дилерами марки за первые три месяца) автомобилей разойдутся по конкурентам.

А если учесть, что эта тенденция будет прогрессировать, то к концу года дефицит может составить порядка 50 тысяч машин — достаточно серьезная цифра по нынешним временам. Очевидно, достанутся они тем маркам, которые быстрее других сориентируются в новой экономической реальности: разработают адекватные кредитные программы и скидки на автомобили, максимально близкие по рыночной нише к ушедшим со сцены флагманским моделям, сумеют оперативно подкорректировать производственный план и логистику, чтобы избежать длительных очередей в своих салонах.

Пожалуй, наиболее реальные претенденты на фордовскую долю рынка как раз и находятся в первой десятке таблицы.

Место Марка Продажи январь-март 2019
1 Lada 82 386
2 Kia  52 982
3 Hyundai  41 425
4 Renault  29 349
5 Volkswagen 22 075
6 Toyota 21 608
7 Nissan 19 285
8 Skoda 18 433
9 ГАЗ Коммерческие автомобили 11 431
10 Mitsubishi  10 653

Самое главное, что отмечают эксперты: топ-10 полностью оккупирован автомобилями с российскими VIN-номерами. Это означает, что неудача Ford носит скорее частный, а не системный характер, и к уходу компании из нашей страны привели ее собственные ошибки, а не какие-то системные проблемы, специфические для всего российского рынка.

Самые популярные автобренды в РФ и их сильные и слабые места

В таблице продаж по-прежнему лидирует Lada. Сочетая новую удачную модельную линейку со сформированным десятилетием имиджем бюджетного и «родного» автомобиля, а также разветвленной дилерской сетью в регионах, лидерство удерживать не так уж трудно, поэтому бестселлеры Granta и Vesta продолжают победоносное шествие. За первый квартал удалось продать более 56 тысяч таких автомобилей, это более чем на 11 тысяч превосходит результат аналогичного периода 2018 года.

Настораживает достаточно резкий провал Renault – минус 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Специалисты связывают это с постоянным снижением интереса покупа­­телей к флагманскому Duster — теперь даже старенький бюджетный Logan покупают активнее, чем кроссовер. Французам надо что-то срочно делать со стратегией, иначе есть неиллюзорный шанс повторить печальный опыт Ford Motor Company. Возможно, «овалы» дали «ромбам» отличный шанс поправить свои дела, но вот сможет ли Renault воспользоваться этим подарком? Но у основных моделей французского концерна на российском рынке — Logan, Duster, и Sandero — все-таки более простецкий имидж, чем у бустеров уходящего конкурента. Зато у Renault есть отличная подстраховка в лице АвтоВАЗа.

У остальных «перводесятников» в целом все ровно. Немного теряет продажи подразделение «ГАЗ-Коммерческие автомобили», обосновавшееся на 9-м месте. Остальные демонстрируют небольшой, но более-менее стабильный рост от 4 до 9%

От ухода Ford выиграла Mazda

Вторая десятка не радует особой стабильностью. Пожалуй, по-настоящему неплохо дела идут у BMW — 22% роста за период и 11 место в сводной таблице: для премиальной марки это очень даже приличный результат. Особенно когда у ближайших конкурентов дела идут куда менее радужно: Mercedes-Benz (13-е место) и Audi (19-е место) показали соответственно 5% и 2% роста, продажи Land Rover (замыкает двадцатку) снизились на 2%, а Lexus (пока еще держащийся на 18-м месте) и вовсе просел на целый 21%.

Место Марка Продажи январь-март 2019
11 BMW 9685
12 Mercedes-Benz 8936
13 УАЗ  7734
14 Ford  7729
15 Mazda 6573
16 Chevrolet  5867
17 Datsun 5448
18 Lexus 3938
19 Audi 3363
20 Land Rover 2123

Заметнее всех – на 35%! - улучшила продажи Mazda, и это выглядит логичным. Скорее всего, именно этой марке по зубам тот самый кусок рынка, который был Ford. Еще недавно принадлежавшие одному альянсу, эти марки имеют очень много общего, и бестеллеры Mazda создавались в тесном сотрудничестве с Ford. Как следствие, часто салоны марок принадлежали одним и тем же мультибрендовым дилерам и располагались в одном и том же дилерском центре дверь-в-дверь. Это дает официалам японской марки огромную фору.

Остальные

Третий десяток — сплошные взлеты и падения. Начинается он с резво подскочившей — на целых 72% — Volvo, и здесь тоже прослеживается «длинная рука» Ford.

Место Марка Продажи январь-март 2019
21 Volvo 1616
22 Subaru 1632
23 Geely 1566
24 VW Коммерческие автомобили 1452
25 Haval  1542
26 Lifan 1366
27 Infiniti  1278
28 Chery  1229
29 Suzuki 1114
30 Porsche 993

Однако самый высокий рост продаж демонстрируют не шведы, а китайцы: Geely в очередной раз принимается штурмовать вершины статистики, увеличив квартальные продажи аж на 313%. Чуть отстает по темпам Haval — у него всего 195% роста. Тенденция на укрепление «китая» есть и в четвертом десятке таблицы.

Всего за первые три месяца 2019 года в России было официально продано 391 650 автомобилей 54 различных марок.

Тут также уверенно выстрелил (рост 191%) Genesis, а из более традиционных марок существенно (80%) прибавил Jeep. По сравнению с первым кварталом предыдущего года это немного — на 0,3% — меньше.

Место Марка Продажи январь-март 2019
31 Peugeot 913
32 Citroen 672
33 Genesis 609
34 MINI 591
35 Jaguar 562
36 Zotye 554
37 Jeep 551
38 Honda 452
39 Mercedes-Benz Коммерческие 362
40 DFM  310
41 Fiat 222
42 FAW 218
43 Cadillac 204
44 Changan 196
45 Isuzu 169
46 Hyundai Коммерческие 64
47 Smart 57
48 Foton 53
49 Iveco 47
50 Brilliance 43
51 Chrysler 14
52 HTM  8
53 SsangYong 3
54 Ravon 0