Как в СССР ездили на дачу на автомобиле: 5 примет советского времени

27.05.2019
11

Рассказываем, что поменялось в быте дачников-автомобилистов за почти 30 лет

Как в СССР ездили на дачу на автомобиле: 5 примет советского времени

Фото: из открытых источников

Куда ездили редкие и счастливые обладатели автомобилей в СССР? Прежде всего, на дачу! И это был совсем другой уровень авантюризма по сравнению с нынешними временами.  

Дачи советского периода сильно отличались от современных, и это влияло на весь автомобильный процесс:

  • Площадь составляла 6 соток, поскольку больший участок считался излишеством, которое может привести к росту капиталистических инстинктов (Для дач советской номенклатуры, генералитета и интеллигенции, само собой, было сделано исключение, видимо, в силу других инстинктов)
  • На дачах не было многих современных удобств вроде водопровода 
  • Далеко не всегда дачи располагались в ближайшем пригороде. Житель Москвы мог получить дачу в соседней области. Советские граждане были рады и этому.
     

Соответственно, и поездки на дачу на машине в СССР также выглядели по-другому.

Подготовка автомобиля

Сейчас водитель просто кидает вещи в багажник и едет до приусадебного участка. В советское время все было по-другому, ведь другими были и машины. Хороший автолюбитель (тогда использовали именно это слово!) перед каждой поездкой проверял уровень масла, охлаждающей жидкости, давление в шинах и т. д. В общем, готовился при необходимости оперативно поработать механиком, чтобы вся семья могла с комфортом добраться до своих 6 соток.

А ведь еще нужно было взять с собой все вещи! Учитывая, что универсалы — ВАЗ-2102 и 2104, Иж-21251 «Комби», ГАЗ-24-02 — в частном владении были редкостью, то дачнику нужно было каким-то образом впихнуть все имеющееся в свой седан, а иногда — и в малолитражку вроде ЗАЗ-965 (вы же не считаете, что «Запорожец» из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» — это преувеличение?).

Выручали багажники на крыше, на которых крепили все, что только можно. Ну, а если советскому автомобилисту удавалось разжиться собственным прицепом, то он становился невероятно продвинутым дачником, ведь мог перевезти гораздо больше, причем не только вещей, но и стройматериалов.

Ремонтная мастерская в багажнике

Кстати, в поездке на дачу с автомобилем также могло случиться всякое. Поэтому в багажнике машины в обязательном порядке лежал набор инструментов и запчасти — ремень ГРМ, жиклеры, свечи. Кстати говоря, в самих поездках были нередки остановки, причем необязательно из-за поломок.  

Иногда машине просто… давали отдохнуть! Определенная логика в таких остановках была: системы охлаждения на советских автомобилях были не чета нынешним, поэтому лишние 20-30 минут покоя действительно повышали шансы добраться до приусадебного участка без хлопот.

Главное — чтобы не кончился бензин

Сейчас все привыкли, что АЗС — это место, где можно не только заправить бак топливом, но и выпить чашечку кофе, пообедать, купить журнал или приобрести канистру масла. Однако в СССР так не было.

Чтобы не застрять где-нибудь на полпути, водителям приходилось заправлять машину заранее и до полного бака. Также опытные автомобилисты на всякий случай брали с собой канистру с топливом, ведь кто его знает — будет ли работать ближайшая АЗС и на каком расстоянии она окажется? Несколько исправляли ситуацию справочники автотуриста и автомобильные атласы, в которых в советское время печатали информацию о расположении АЗС.

Качество бензина в СССР, вопреки принятым стереотипам, также оставляло желать лучшего. Но и на автомобилях в те времена стояли моторы более простой конструкции, не столь требовательные к качеству топлива, как сегодня. В некоторых регионах нашей страны ситуация с количеством АЗС и качеством топлива не сильно поменялась с советских времен, и это действительно печально.

Остановки на обед

И в СССР питаться нужно было не только машинам, но и людям. Но если вы представили, что дачник мог взять себе хот-дог на АЗС или выпить кофе в каком-нибудь ресторанчике или кафе, спешим разочаровать.

На АЗС в СССР отпускали исключительно топливо, а количество общепитов было существенно меньше: привычные сегодня придорожные столовые и кафе были редкостью.

Поэтому обычно остановка на обед выглядела так: водитель и его спутники находили место отдыха или просто пустырь, останавливались, выходили из машины и… выкладывали на капот то, что взяли с собой из дома: курочку, яички, огурчики… К тому же продукты на жаре могли банально испортиться — автомобильные холодильники также не были массовым явлением.

Безопасность на последнем месте

К ней в советское время относились несколько прохладно. Многие вообще были рады самому факту наличию автомобиля. Использование ремней на задних сиденьях машины считалось делом факультативным (и эта ужасная привычка у некоторых сохраняется до сих пор). К тому же в силу возраста автомобилей и действующих тогда стандартов на некоторых машинах ремней просто не было.

Как в советское время возили в машине детей? Конечно, на руках! О том, что это — жутко опасно, никто и не думал. А о существовании детских кресел наши люди и вовсе узнали лишь с падением «железного занавеса». Равно и о том, что тяжелый груз было бы неплохо закрепить, чтобы он не превратился в убийственный снаряд при резком торможении или ДТП.

Подобное отношение к безопасности особенно ярко проявлялось именно при поездках на даче. Сложно сказать, насколько тяжелыми были последствия: ведь серьезной статистики смертности или травм в ДТП от неиспользования ремней, отсутствия детских кресел или неправильно закрепленного груза не велось ни в СССР, ни сейчас. Хотя в наши дни автомобилисты по крайней мере стали задумываться над такими вопросами.

Быт автомобилистов-дачников сильно изменился со времен СССР. Изменились и автомобили, которые стали более комфортными и надежными. Единственное, чего действительно не хватает современным водителям из советских времен, так это — свободных дорог. Как ни крути, но таких пробок при поездках на дачу в советское время не встречалось.