В РФ появился бесплатный защитник при спорах по ОСАГО. Автоюрист больше не нужен?

31.05.2019
0

Если есть претензии к страховой компании, то пострадавший больше не сможет сразу идти в суд. Он будет решать вопрос с финансовым омбудсменом.

В РФ появился бесплатный защитник при спорах по ОСАГО. Автоюрист больше не нужен?

Фото: pxhere.com

С 1 июня 2019 года вступает в силу закон, позволяющий решать споры по ОСАГО (а также ДСАГО и каско) в досудебном порядке. В этом гражданам будет помогать уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в сфере страхования, проще говоря — финансовый омбудсмен. Его обязанности будут такими же, как и у уполномоченных по защите прав людей, детей или предпринимателей, но в другой сфере.

Документ о создании нового правозащитника был принят в сентябре 2018 года, а на новую должность назначили Виктора Климова — бывшего депутата госдумы (2011-2016 гг.) и нынешнего члена центрального штаба Общероссийского народного фронта ОНФ (с 2016 г.). Рассказываем, чем он будет заниматься.

Как было раньше

Если клиент не был удовлетворен выплатами (или качеством ремонта авто) страховой компании по ОСАГО, то он мог попытаться договориться со страховщиком или сразу пойти в суд. В большинстве случаев люди сразу выбирали второй вариант, поскольку первый практически никогда не приводил к положительному результату.

Зачастую граждане обращались к платным автомобильным юристам, которых страховое лобби называло «мошенниками».

Как стало теперь

С начала лета в случае недостаточной компенсации за разбитый автомобиль клиент не может сразу обращаться в суд. Теперь необходимо действовать следующим образом.

  • Неудовлетворенный размером компенсации клиент направляет письменное или электронное заявление (претензию) страховщику;
  • Страховщик удовлетворяет требования (тогда вопрос закрыт) либо отказывается пересматривать размер выплаты (или не ответил в срок до 30 дней);
  • Во втором случае клиент имеет право попросить помощи у омбудсмена. Это можно сделать через официальный сайт финансового уполномоченного;
  • Финансовый омбудсмен рассматривает спор в течение 15 дней (с возможностью продления на 10 дней);
  • Финансовый омбудсмен удовлетворяет требования клиента (тогда вопрос закрыт) либо поддерживает страховщика;
  • Во втором случае клиент имеет право обратиться в суд в течение 30 дней.

Зачем это необходимо

Во-первых, такая схема снизит нагрузку на судебную систему и органы власти.  Например, в 2016 году в суды поступило свыше 420 тысяч жалоб на страховщиков, а в 2017-м – еще почти 400 тысяч. Десятки тысяч обращений также приходили в Центральный банк РФ, который курирует рынок ОСАГО.

Во-вторых, омбудсмен будет бесплатным, если к нему обратится непосредственно пострадавший. Поэтому если клиент не станет доводить дело до суда, то он сможет не тратиться на адвокатов.

В-третьих, меньше издержек будет и у страховых компаний. Например, если споры будут решаться с помощью омбудсмена, то никаких штрафов, которые бывают в суде, они не заплатят.